ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

В каждый исторический период Дагестан рождал земляков, которые славили родной край далеко за ее пределами. Известны знаменитые ученые, мастера, спортсмены и люди, вписавшие свои имена не только в российскую, но и в мировую культуру. Одна из них Алла Абдулгаевна Джалилова — первая дагестанская балерина, солистка Большого театра.
Большую роль в формировании дарования сыграл ее отец, выходец из с. Ахты Абдулгай Абдулджалилович Джалилов, получивший из немногих его односельчан в дореволюционный период высшее образование.
Алла Джалилова пришла в балет поздно по нынешним меркам, когда ей было 12 лет. В 1920 году. От волнения перед комиссией Московского хореографического училища она «как бы одеревенела». Как потом сама рассказывала близким, станцевала без подготовки и не очень хорошо, впрочем, как и все остальные, перепуганные серьезными экзаменаторами дети.

Но, видимо, педагогам нужно было не столько отточенное исполнение, сколько умение показать настроение, пластичность — и в общем хорошие задатки будущих танцоров. А танцевала она дома много и с большой охотой, унаследовав любовь к музыке и танцу у отца, у него и «подглядела» красивые движения «лезгинки», которые потом сама отрабатывала.

Аллу приняли.

В ежедневных упорных занятиях незаметно пролетели семь лет. Она училась в классе выдающегося танцовщика Большого театра Василия Тихомирова, который возлагал на нее надежды как на характерную исполнительницу. Среди ее наставников были и такие звезды, как Ольга Некрасова, постановщик многих балетов, в которых она потом танцевала, Александр Горский.

И вот, наконец, выпускные экзамены и распределение в труппу Большого. — Для меня это было высшей наградой в жизни, — рассказывала она журналисту «Дагестанской правды» в 1956 году, — я не помню, как я вышла, как бросилась домой? чтобы скорее порадовать родителей. Передо мной, как в тумане, мелькали лица людей, но я их не замечала, кого-то даже толкнула и не вспомнила, что надо извиниться, Домой, скорее домой…

Влюблена в балет Алла была с того самого дня, когда впервые, будучи в гостях в  Москве, она с родителями попала на спектакль «Дон Кихот».

Сцены из балета снились ей по ночам, так необычайны и завораживающе были танцы, каких она раньше не видела. А родилась она в Тбилиси, куда был переведен ее отец Абдул Гай, бывший юрист. В 1899 году он окончил Ставропольскую гимназию (знаменитый Пушкинский выпуск), а в 1903 году уже имел диплом об окончании юридического факультета МГУ и отправился работать в армянский город Каре (сейчас он на территории Турции).

Мать Аллы была славянских кровей, тоже образованная, стоматолог. Уже позже, перебравшись в Москву, родители заметили интерес девочки к балету и не препятствовали ее страстному увлечению. И их дочь стала первой девушкой-лезгинкой, достигшей таких высот в искусстве.

Она могла свободно выбирать классический или характерный танец. Алла поняла, что второй ей ближе. И, как отзываются критики, вместе с другими высоко подняла значение характерного танца.

Лучшими ее партиями бесспорно стали Мерседес в «Дон-Кихоте», Айя в «Баядерке» Л. Минкуса, Чага в «Половецких плясках» из «Князя Игоря» А. Бородина, танцовщица со змеей в «Золушке» С. Прокофьева.

Танец принес ей ошеломляющий успех. По словам ее брата Баки Абдулгаевича, скорее всего, именно этот танец пленил ее будущего мужа, который, увидев ее однажды на сцене, стал регулярно посещать все спектакли с участием обворожительной Аллы.

Впоследствии они связали свои судьбы и прожили в счастливом браке многие годы. Сергей Иванович Кастерин был ученым секретарем президиума Академии наук СССР, доктором технических наук, профессором.

По долгу своей работы часто приезжал на Дагестанскую научную базу, дружил с нашими видными учеными Аскерхановым и Кажлаевым, принимал участие в реорганизации научной базы в филиал АН СССР.

Вместе с ним, а когда и одна приезжала на родину отца и Алла Гаевна, много общалась с родственниками, любила попутешествовать по Дербенту, Докузпаре, Рутулу, часто ездила в Ахты, после смерти отца посещала его могилу.

Окружающие не чаяли в ней души. Она обладала добрым характером, каким-то внутренним светом. У нее не было детей, и она дарила тепло своей души племянникам, внукам своего брата. Жена брата Бича Сейфуллаевна, учительница биологии Махачкалинской школы №4, рассказывает, что Аллу на удивление помнили все; все — это многие жильцы театрального дома на Каретном ряду — сплошь знаменитости.

Здесь жили, например, В. Высоцкий, Р. Быков. Они постоянно навещали ее и справлялись о ее здоровье. Она учила танцевать своего соседа Александра Калягина, Константина Райкина и других. К сожалению, муж Аллы Гаевны намного раньше нее ушел из жизни — она очень сильно переживала эту потерю. Умер и танцовщик Борисов, с которым в последние годы они вместе выходили на сцену.

Оставив сцену в 1951 году, Алла Гаевна Джалилова перешла на педагогическую работу в Московское хореографическое училище, где и раньше (с 1933 по 1946 гг.) преподавала народно-характерный танец. В 1958 году она переходит в «Щукинку» и до 1974 года учит танцам студентов-актеров.

За это время она подготовила целую труппу танцоров Алмаатинского театра оперы и балета, вела несколько групп из дагестанских национальных театров: лакского и даргинского. Говорила, что они быстро все схватывают и своим упорством, желанием добиться успеха быстро достигают хорошего уровня, обгоняя, может быть, более подготовленных студентов. Ее самой заветной мечтой было открытие балетной школы в Дагестане.

Ее беззаветное служение сцене отмечено в 1951 году орденом «Знак Почета», ей присвоено звание заслуженной артистки ДАССР. Ее имя вместе со сценическим портретом внесено в большой буклет, посвященный юбилею Большого театра (издан в 1947г.) наряду с такими величинами, как Ф.Шаляпин, Л.Собинов и С. Мессерер, О, Лепешинская, С. Головкина. Алла Джалилова названа превосходной исполнительницей характерных танцев.

Ее жизнь — яркий образец того, что истинный талант и доброе сердце найдут дорогу в любой национальной среде. Она считала себя дочерью одного из дагестанских народов. И это не мешало, но и не делало скидок. Работала наравне со своими коллегами и пользовалась их уважением и любовью зрителей.

Ее не стало в 1992 году. Похоронили на мусульманском кладбище в Домодедово.

Имя Аллы Джалиловой вошло в число пятнадцати дагестанских имен XX века, внесших наиболее весомый вклад в развитие республики. Ее именем названа музыкальная школа в с. Ахты и махачкалинская детская Школа искусств № 8. Она является первой и единственной дагестанкой на сцене Большого театра за всю его 3-хвековую историю существования.

В народе бытует мнение, что в постсоветский период и современное время, негативные факторы переходного периода не могут не отразиться на формировании молодёжи. Если обратим внимание на традиционные условия проживания горцев, что в старину, что сейчас, казалось бы, мало, что предвещает появление самородков из народа. Однако и сегодня дагестанцы продолжают радовать нас своими успехами в науке, искусстве, опере, спорте и в других сферах. Правда, в большинстве своем, их успех достигается за пределами республики. Конечно же, если создать условия в самом Дагестане, число их обязательно будет расти.

 

№ 47, 23.11.2018

Яндекс.Погода
Октябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031