В наши школы давно не стоит очередь из молодых учителей, хотя их всячески пытаются сегодня завлечь в педагоги разными подъёмными, учительскими домами, автомобилями и другими бонусами. Но эти «магниты» работают не всегда.
Кадровый педагогический дефицит никуда не делся. Большая проблема — в нехватке учителей физики, математики и других предметов. Их просто мало готовят. Но беспокоит, что всё меньше становится учителей среднего возраста – это важный мостик между старшим и молодым поколением педагогов. Мало привлечь молодого специалиста в школу. Ещё важнее, чтобы он пришёлся ко двору, а не утёк в первый же учебный год.
В любой профессиональной среде с течением времени происходит обновление рабочего коллектива. Считается, что это — норма, так как если нет свежего притока — отрасль умирает. Как раз это и происходит сегодня со школой.
Почему? Любой ответит: в школе мало платят. Аргумент более чем веский, возразить на это трудно. Но если бы материальная сторона вопроса была единственной, это было бы полбеды. Потому что довольно много людей отдают приоритет получаемому от работы удовольствию, и ради этого готовы жить на не самую большую зарплату.
Основная проблема глубже: в современной школе молодому учителю работать нелегко, а на теоретическом уровне худо-бедно можно.
Давайте рассмотрим схему стандартной ситуации. По окончании школы абитуриент поступает в педагогический вуз, учится в течение 4-5 лет. Помимо научных дисциплин, он изучает методику, педпрактику проходит всего 2 месяца, она часто оборачивается впечатлением радостным, потому что её проходят в лучших школах.
Рано или поздно перед студентом встает вопрос: «А не пойти ли мне в школу?». Что никто из молодых не хочет идти в школу — это миф, опровержений которого перед моими глазами прошло более чем достаточно. Шли-то многие, а вот кто остался — это вопрос.
Но перед тем как наш герой войдет в школу, небольшой комментарий. Кто он такой? Молодой человек, окончивший институт?
Во-первых, как профессионал, он еще достаточно слаб. Сдавая в вузе экзамены, он заучивал факты, которые образовали в его сознании некоторую сумму знаний. Как известно, чтобы действительно знать предмет, по нему зачастую надо самому прочитать аудитории курс. Такой практики у молодого человека, естественно, нет.
Во-вторых, он не имеет ни малейшего представления о том, с кем придется работать. Да, сам он окончил школу 5-8 лет назад, но, с одной стороны, в нашей жизни все очень динамично меняется. С другой стороны, этот груз воспоминаний ему может помешать: чтобы объективно оценить себя как учителя, у него опять же нет опыта.
И, в-третьих, он совершенно не понимает, что его работа — это десятилетиями складывавшаяся система с определенными правилами, законами, традициями, стереотипами.
И начинается решение задачки с тремя неизвестными. На первых порах ему все в школе улыбаются, новенькая трудовая книжка кладется в отдел кадров, первые дни и недели — душевный подъем и полная эйфория.
В итоге первый год молодой человек понимает очень мало из происходящего и пытается вписаться в предлагаемые рамки. В результате он совершает множество ошибок, за каждую из которых может быть «награждён» строгим выговором.
Но терпеливо-внимательная администрация, которая могла бы молодому специалисту все спокойно объяснить — большая редкость, поэтому даже без выговоров учитель пишет гору объяснительных с раскаянием относительно очередного «ужаснейшего» поступка, который он совершил, не зная, как поступать.
СРОДНИ ИГРЕ АКТЁРА
Впервые входя в класс, учитель открывает приготовленный конспект и думает: «Так, тема урока у нас сегодня такая? Начну с этого, задам такие-то вопросы и т.д.». Но звенит звонок, дети рассаживаются, и всё идет не так, как запланировал. То, что казалось таким интересным, не вызывает никакого оживления у класса, вопросы оказывается слишком сложно сформулированы, и ученики его вообще не понимают, потому что привыкший к институтской среде вчерашний студент говорит сложными конструкциями.
Нового учителя ученики всегда начинают, конечно, «пробивать», что называется, «на слабо». В трудном классе это может принять весьма экстравагантные формы, воспитанные дети пройдут этот этап спокойнее. Но он обязательно будет: могут начать стучать или громко говорить, не замечая, что учитель повышает голос, могут (старшие классы) выдать что-то эпатирующее, могут принципиально замолчать, чтобы посмотреть: «а что будет?». Для молодого учителя, не понимающего, что его просто проверяют, ситуация выглядит как полностью вышедшая из-под контроля и требующая немедленного реагирования. Усугубляет положение также то, что дети видят человека молодого: «Ну и чего он сделает, если мы?» Если учитель с честью выйдет из цейтнота — честь ему и хвала, если в этом эксперименте проиграет — плохо дело: восстановить свой авторитет ему будет непросто.
Самая существенная проблема для молодого педагога в первое время работы — это умение «держать класс». Чтобы 25 человек в течение урока были управляемы и направляемы, требуется бездна энергии, мгновенная реакция, стремительные переходы от расслабления к работе и одновременное создание ощущения, что весь процесс идет легко, свободно и естественно.
Во многом это актерская игра, но без нее учителя-профессионала нет. И это не все. В голове достаточно четко должен быть сформулирован план урока. Это со временем придет понимание, что учитель на уроке напоминает слаломиста, которому обязательно нужно пройти ряд обязательных флажков на трассе, а в остальном можно отдаться на волю детей. В общем, стоящему у доски субъекту действительно не позавидуешь. Но тут иногда приходят на помощь дети. Они как-то подсознательно чувствуют, что учителю тяжело, и начинают «помогать»: с готовностью идут на диалог, лучше, чем с более старшим педагогом, выполняют заданное, своими силами «затыкают» особенно распоясавшихся одноклассников. Детское тепло молодой учитель ощущает очень сильно, и от этого на задний план отступают многие проблемы. Но это оказывается возможным, только если дети чувствуют, что перед ними самоценная и для них притягательная личность. Если этого нет — не получится ничего. Но это не все. Дома ждёт его рутинная работа.
Литератор перечитывает объемные тексты, поднимает филологические исследования; русист в 5 классе каждый день должен проверять стопку тетрадей класса, хорошо, если одного; математик ищет занимательные задачки, пишет карточки с индивидуальными заданиями. Как показывает практика, в первый год желающий работать учитель практически не имеет свободного времени — дома или на работе он живет школой.
ПРОИСХОДИТ ЛИ ПЕРЕДАЧА ОПЫТА?
Очевидно, что молодой специалист менее опытен, чем его коллеги, работающие в школе уже не первый год или десятилетие. Не хватает знаний по предмету, методике, психологии, навыков контакта с учениками, в общем, всего того, что принято называть профессионализмом. Теоретически нормальной была бы ситуация, при которой старшее поколение профессионалов постепенно передавало бы накопленный опыт молодым. Но теория, как обычно, расходится с практикой.
Не знаю, возможно, это мой эксклюзивный негативный опыт, но, насколько я видел, реально передачи опыта не происходит. Чаще можно услышать: «И чему вас только учили?» или «Вы и этого не знаете???». Что дают такого рода сентенции, кроме ощущения профнепригодности, я не знаю. Как и в случае с администрацией, зачастую с точки зрения своих коллег молодой учитель не знает того, «что известно всем».
Другая проблема – существующей в вузах практики недостаточно, чтобы понять и научиться тому, как преподавать, как вести себя и владеть аудиторией. Студенты ведь практику обычно проходят в хороших школах, где учатся ребята с неплохим уровнем знаний и интеллектом, адекватно и нормально настроенные к педагогу. Но после вуза не все попадают в хорошие школы, чаще всего молодых учителей ждёт ужасная среда. Поэтому многие не выдерживают и уходят из школы.
Работать в школе непросто. И это одна из главных причин, почему молодые люди не стремятся выучиться на педагога и идти в преподаватели после вуза. А если и приходят, то надолго не задерживаются.
В школе надо пахать. Плюс многие молодые преподаватели по своим личностным качествам просто к школе не готовы. А если они ещё и воспринимают её как место, куда можно прийти, если ты нигде не смог трудоустроиться, то вообще беда. Школа должна идти в вузы. Надо студентов третьего курса интегрировать в школу, искать учителей на защитах дипломов. Чтобы он к выпуску из вуза уже подготовил авторский курс по предмету. Призвание – очень важная вещь. Вот сейчас все взъелись на премьер-министра Дмитрия Медведева. Мне кажется, его слова вырвали из контекста. Если ты не имеешь внутреннего настроя служить детям, если тебе нечего им сказать и ты пришёл в школу только зарабатывать деньги, то лучше сразу податься в другие сферы.
Сейчас многие сетуют, что изменилось отношение учеников и родителей к учителю. Но я убеждён, что многое зависит от личности педагога. Если ты интересен ученикам как личность и преподаватель, то они к тебе потянутся.
За последние десять лет очень мало встречаю школьников, которые хотели бы стать учителем. Это самое ужасное. В последние десятилетия мы сделали страшную вещь – настолько депопуляризировали профессию учителя, что в этой сфере появляется множество случайных людей.
Пришла пора собирать камни. Да, в сфере педагогики сегодня есть свои сложности и проблемы, но они вполне решаемые. По моим данным, будут востребованы учителя информатики и физики, химии и математики, иностранных языков – особенно китайского. Сегодня в этой сфере невысокая конкуренция среди специалистов, а это значит, что легче сделать карьеру и стать высококлассным учителем. Поверьте, без работы и зарплаты вы не останетесь. Но идите с искренним желанием преподавать в школе.
А ещё хочу низко поклониться действующим педагогам, которые, несмотря на всё, что творится с нашим обществом и людьми, продолжают добросовестно учить детей. Довелось мне побывать в вашей шкуре, нелегко и то, как вы справляетесь с ними, как наводите дисциплину в классе.
Понятно, что быстро поднять престиж профессии, начать платить адекватную потребностям зарплату невозможно. Это — дело времени и вопрос многих образовательных реформ. Но создать эмоционально благоприятную атмосферу в школе можно и заниматься этим в первую очередь должна администрация.
Рамазан ОСМАНОВ
№ 39, 28.09.2018