Продолжение. Начало в № 35
Великий архитектор китайских экономических реформ и модернизации Дэн Сяопин знаменит тем, что соединил полярные понятия – коммунизм и рыночную экономику. Его биография полна взлетов и падений. Тем самым оправдывалось его прозвище, полученное еще в студенчестве. Сяопином называется дорожная бутылка для водки, которую, как и ваньку-встаньку, невозможно «положить на лопатки».
Он родился 22 августа 1904 года в провинции Сычуань в зажиточной семье. Рос в доме с 22 комнатами, на котором висит мемориальная доска с надписью: «Здесь родился человек, спасший страну в годину бедствий. Низкий ему поклон».
Именно Дэн Сяопину пришлось иметь дело с губительными последствиями политики Мао Цзэдуна и «культурной революции», проводимой «бандой четырех» (его сподвижники). С 1966 по 1976 гг. стало ясно, что ожидаемого «большого скачка» страна не совершила, на смену сторонникам революционных методов приходят прагматики. К ним и относил себя Дэн Сяопин, политика которого отмечена последовательностью и стремлением модернизировать Китай, сохранить его идеологические основы и самобытность.
Дэн Сяопин преодолел тернистый карьерный путь, прежде чем стал негласным лидером КПК. Образование он получил сначала во Франции, затем в России. В 1956 году его назначили на должность генсека ЦК Коммунистической партии Китая. Однако он был смещен с поста после десятилетней службы в связи с началом «культурной революции».
Вернуться в политику помог давний друг и соратник, премьер КНР Чжоу Эньлай, он уговорил Мао дать шанс Дэну. Сяопин снова взялся за реформы, но после смерти Эньлая вновь попал в немилость верхушки власти. Правда, ненадолго. После смерти Мао Цзэдуна политик становится руководителем страны, хотя по факту у руля остался преемник бывшего лидера, премьер Хуа Гофэн. К началу 80-х годов Дэн сместил Гофэна, разделил ключевые должности между единомышленниками и приступил к изменению хозяйства Китая.
Уже в ходе 3-го пленума партии одиннадцатого созыва реабилитируются прагматики, начинают разрабатываться и претворяться в жизнь реформы Дэн Сяопина. Важно понимать, что он ни в коем случае не отказывался от социализма, изменились лишь методы его построения, и возникло желание придать политическому строю в стране китайскую специфику. Реформы базировались на проведении «политики четырех модернизаций»: в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке. Ее конечным итогом должно было стать восстановление и оздоровление экономики страны. Специфической чертой курса этого политического лидера стала готовность контактировать с миром, вследствие чего к Поднебесной начали проявлять интерес иностранные инвесторы, бизнесмены. Страна располагала огромной дешевой рабочей силой: преобладающее там сельское население было готово работать за минимум, но с максимальной производительностью, чтобы прокормить свои семьи.
РЕФОРМЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Если при Мао Цзэдуне упор делался на развитие тяжелой промышленности и ВПК, то новый руководитель, наоборот, объявил о конверсии, расширении производства товаров народного потребления, чтобы восстановить внутренний спрос в стране. Были отменены и народные коммуны, в которых люди были равны, не имели возможности улучшить свое положение. На смену им пришли бригады и домохозяйства — так называемые семейные подряды. Преимущество таких форм трудовой организации заключалось в том, что новым крестьянским коллективам позволяли оставлять излишки продукции, то есть сверхурожай можно было реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получить с него прибыль.
Эти нововведения способствовали значительному повышению уровня жизни в деревне. Помимо этого, был дан толчок к развитию рынка, а власти же на практике убедились в том, что личная инициатива и материальные стимулы к труду гораздо продуктивнее плана. За несколько лет практически вдвое выросло количество выращиваемого зерна, к 1990 г. Китай стал первым по заготовке мяса и хлопка, повысились показатели производительности труда.
КОНЕЦ ИЗОЛЯЦИИ
Дэн Сяопин был против резкого перехода к активной внешней торговле. Планировалось плавное выстраивание экономических связей с миром, постепенное проникновение рынка в неизменную командно-административную экономику страны.
Еще одна особенность заключалась в том, что все преобразования сначала тестировались в каком-либо небольшом регионе, и если они имели успех, их вводили уже на национальном уровне. Так, к примеру, уже в 1978-1979 гг. в приморских районах Фудзянь и Гуандун открыли СЭЗ (Свободные экономические зоны).
При этом был использован опыт других стран и территорий Азии. Их пример был тем более заразителен, что у истоков экономических успехов «азиатских тигров» стояли этнические китайцы, составляющие в Сингапуре и Гонконге подавляющее большинство, а на Тайване фактически все население. Выдвигая идею создания СЭЗ, Дэн Сяопин рассчитывал главным образом на привлечение капитала заморских китайцев (хуацяо), и она себя полностью оправдала: в последующий период 75–80 % всех инвестиций в Китае принадлежали именно им.
Основными задачами их были: максимальное привлечение иностранного капитала, передовых техники и технологий, создание предприятий в наукоемких отраслях промышленности; обеспечение более широкого включения страны в международное географическое разделение труда, увеличение экспорта и валютных поступлений; использование СЭЗ как школ передового опыта в функционировании современного производства и управления им для всей остальной территории Китая; подъем социально-экономических условий в СЭЗ до уровня, достигнутого в Гонконге, Сингапуре и других НИС Азии;
Общий положительный результат политики внешней открытости налицо. В восточных районах Китая уже создан пояс «открытых» территорий, ориентированный вовне и все более врастающий в систему международного географического разделения труда. Создание подобного пояса началось уже и в северной части страны.
Сложился некий экономический обмен Китая с другими странами, удовлетворяющий интересы обеих сторон. Значимой задачей внутренней политики стало и развитие крупной промышленности, в начале реформ внимание было обращено в сторону новых технологий. Архитектору китайских реформ, как называют Дэна Сяопина, удалось привлечь в страну крупнейших иностранных инвесторов.
Сначала, правда, граждане США, Германии, ОАЭ, Японии боялись вкладываться в Китай. Но китайские бизнесмены, проживающие в Гонконге и Сингапуре, доказали – в самую многонаселенную страну инвестировать не только не страшно, но и нужно. За годы правления Дэна в Китай вложили $650 млрд.
Политика реформ и открытости отразилась на взаимоотношениях с другими странами. Китай подружился с Америкой, КНР и Японией. Страну восходящего солнца считали самой перспективной в плане сотрудничества. Яркой победой во внешней политике стало соглашение с Великобританией о возврате Китаю Гонконга, который больше века жил под английским флагом.
Новый политический лидер страны признал неэффективность плановой системы экономики. Как результат — в 1993 году планы были сведены до минимума, государственный контроль уменьшился, а рыночные отношения набирали обороты. Таким образом, сложилась «двухколейная» система управления хозяйством страны, которая имеет место в Китае и по сей день.
Проводя одну за другой реформы Дэн Сяопин столкнулся с проблемой собственности. Изменение организации ведения хозяйства в китайской деревне позволило новоиспеченным домохозяйствам иметь заработок, росли капиталы для открытия собственного дела. Кроме того, иностранные бизнесмены тоже стремились открыть филиалы своих предприятий в Китае. Это стало причиной формирования коллективной, муниципальной, индивидуальной, иностранной и иных форм собственности. При этом власти не планировали вводить подобное многообразие. Причина его появления кроется в личной инициативе местного населения, располагающего собственными накоплениями, открывать и расширять самостоятельно созданные предприятия. Людям неинтересно было приватизировать госсобственность, они желали изначально вести свое дело.
Реформаторы решили официально закрепить за гражданами право иметь частную собственность, вести индивидуальное предпринимательство. Тем не менее, наибольшую поддержку «сверху» получил иностранный капитал: зарубежным инвесторам предоставлялся спектр различных льгот. А чтобы не позволить разориться госпредприятиям при столь высокой конкуренции, план на них сохранялся, но сокращался с годами, им гарантировались разного рода налоговые вычеты, субсидии, выгодные кредитования.
Благодаря реформам Китай имеет значительный вес в мировой экономике и в политике. В стране сложилась уникальная «концепция двухколейного экономического развития», грамотно совмещающая командно-административные рычаги и элементы рынка. Новые коммунистические лидеры стабильно продолжают идеи Дэн Сяопина. Например, сейчас государством выдвинуты цели построения «общества средней зажиточности» к 2050 году и ликвидации неравенства.
В 1992 году Дэн навсегда покинул политическую сцену. Однако за полгода до этого он совершил свое знаменитое «южное турне», посетив Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай и Шанхай. Его идеи получили всенародную поддержку. И тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь, прежде колебавшийся относительно курса страны, полностью перешел на сторону отца реформ.
Дэн Сяопин ушел из жизни 19 февраля 1997 года в возрасте 92 лет. В общении и на девятом десятке лет он поражал блестящей реакцией и иронической скромностью. Итальянской журналистке Ориане Фаллачи Дэн сказал: «Я ничего из себя не представляю. Конечно, что-то я сделал. Но какой же это революционер без деяний!»
Продолжение в следующем номере
Рамазан ОСМАНОВ
№ 36, 07.09.2018