ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Южный Дагестан – колыбель российского ислама, земля, подарившая миру имена десятков ученых, богословов и мусульманских просветителей. Совсем скоро республика будет отмечать очередную годовщину со дня рождения выдающегося лезгинского философа, мыслителя, дагестанского общественного деятеля, просветителя, педагога, историка и поэта – Гасана Эфенди Алкадари, вклад которого, в развитие мусульманской мысли, спустя десятилетия трудно переоценить.

Алкадари Гасан-эфенди, сын Абдаллаха ал-Алкадари родился 15 октября 1834 г. в селении Балахани. Отец Алкадари — Хаджи Абдаллах, сын Курбана, — ученик знаменитого дагестанского ученого, шейха накшбандийского тариката — Мухаммада ал-Яраги, основатель медресе в селении Алкадар (ныне Сулейман-Стальского района), где преподавал в течение 26 лет. Мать – Хафсат (Афисат), дочь Мухаммада ал-Яраги, одна из самых образованных женщин Дагестана, прошедшая у своего отца курс традиционных и рационалистических наук.

В 1831-32 г. Мухаммад ал-Яраги переселился из-за преследований местных властей из селения Юхари-Яраг (Верхний Яраг, ныне Магарамкентского района) в Аварию, в селение Балахани, где обосновался вместе со своей семьей и учениками, в числе которых был и Абдаллах, будущий отец Алкадари. В сентябре 1834 г. родители Алкадари переселились вслед за Мухаммадом ал-Яраги в селение Согратль. В 1838 г. после смерти Мухаммада ал-Яраги родители Алкадари вернулись в селение Алкадар. Детские годы Гасана прошли в родном селе Алкадар, тогда еще Кюринского округа Дагестана. Отец сделал все, чтобы его сын получил хорошее образование, и не только духовное. Кроме того, Гасан отличался и сильной тягой к самообразованию.

В 1838-39 г. Абдаллах-эфенди основал в Алкадаре медресе, где Гасан Алкадари учился в течение 10 лет. В медресе преподавали арабский язык, тафсир, хадисы, логику, теорию диспута, риторику, мусульманское право, метрику, математику. В 1848-1956 гг. Гасан продолжал свое образование у местных ученых. В 1856 г. Алкадари переехал в селение Юхари-Яраг, резиденцию Юсуф-хана Кюринского, у которого в течение ряда лет состоял секретарем-делопроизводителем и учителем его детей. В 1862-1866 гг. был членом дивана в селении Касумкент, а с 1866-77 гг. в течение двенадцати лет — наиб Южного Дагестана (резиденция — селение Нижний Яраг).

Осенью 1877 года Гасан был арестован за сочувствие участникам антиколониального восстания 1877 г. и за недонесение царским властям о готовящемся выступлении. После пребывания в дербентской тюрьме (семь с лишним месяцев) Алкадари был отпущен, вернулся в Алкадар, где продолжил преподавательскую деятельность. В марте 1879 года он был вторично арестован и сослан в Тамбовскую губернию, в г. Спасск, куда прибыл в июле того же года. Примерно через год туда прибыли его жена и дети. В мае 1883 года Алкадари был переведен по его просьбе в Астрахань, а в июне того же года по амнистии императора Александра III вернулся вместе с семьей в Алкадар, где жил почти безвыездно до конца своих дней.

 

ВОЗЗРЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЯ

Анализ всей жизни, творчества — приводит к мысли: какими были сложными и разносторонними его философские взгляды на жизнь угнетенного народа. Где он пытается, через призму науки найти компромисс, между прошлым и настоящим, Востоком и Западам, ставя во главу угла – науку, и делая ставку на нее и в будущем, для всех народов Дагестана. Алкадари небезосновательно видел в науке панацею от большинства людских бед своего времени.

Гасан Алкадари был человеком с энциклопедическим образованием времени, он отлично владел арабским, персидским, тюркским и, разумеется, своим родным лезгинским языками. А также он выучился разговорному русскому. Повзрослев, и обзаведясь собственной семьей, Гасан Алкадари дал своим детям первоначальное мусульманское образование и обучил их арабским и тюркским языкам. Кроме этого определил их в русские гимназии, где обучение велось на русском языке.

Общественно-политические воззрения Г. Алкадари на протяжении его долгой жизни развивались, эволюционировали. Особенно заметны перемены после пребывания в России (во время ссылки). Здесь философ имел возможность близко познакомиться с русской жизнью, культурой и наукой. Изменения во взглядах поэта хорошо отражаются в его поэтическом сборнике «Диван ал-Мамнун», носящем во многом автобиографический характер. В этот главный труд вошли стихи, написанные на протяжении всей его жизни. К слову будь Гасан Алкадари только «напуган Россией» и из-за этого преувеличил позитивную роль России в судьбах народов Дагестана, то он бы иначе отнесся к намерению сына жениться на русской девушке. Вот что он пишет в «Диване ал-Мамнуне» («Стихотворения Мамнуна», где «Мамнун» — литературный псевдоним Алкадари, в переводе с арабского означает «благодарный»).

«Когда мой сын Али хотел жениться на христианке-лютеранке по имени Елена, — это было в 1895 году – то я написал ему стихи, стараясь отговорить его, но он полюбил ее и женился на ней. Тогда я назвал ее Лейла-ханум». От этого брака родились Генрих и Готфрид, ставшие впоследствии всемирными известными людьми. Первый в атомном кораблестроении, второй — в музыке. Но, как бы ни была значима Россия в предстоящих судьбах Дагестана, для Гасана и она не была пределом желаемого. Его умный и пытливый взор устремился в Европу. Алкадари восхищался научными достижениями Европы, и преклонялся перед ее цивилизацией. И с этих высоких позиций судил о настоящем и будущем Дагестана. «Не зная европейской цивилизации», — пишет он, — «горцы бродят в пустыне невежества»

 

ПОТОМКИ АЛКАДАРИ

Готфрид Алиевич Гасанов — («Отец дагестанской музыки» ) родился 1 мая (18 апреля) 1900 г. в г. Дербенте. Автор первой дагестанской оперы «Хочбар». Лауреат Государственной премии (1946 г.).

В Ленинградской консерватории, музыкальный сезон, в 1947 г. открылся исполнением первого концерта для фортепиано И.П. Чайковского и первым концертом для фортепиано Г.А.Гасанова. Это было признанием заслуг Гасанова.

Для меня было большой неожиданностью узнать, в одной из моих поездок в г. Санкт-Петербург, что в оперной студии консерватории имеется почетная доска лауреатов, где под 1946 г. значится имя Готфрида Гасанова.

Готфрид Алиевич — основатель дагестанской симфонической музыки, один из первых собирателей музыкального фольклора народов Дагестана. Его именем названо музыкальное училище в Махачкале, основателем которого он является.

 

Генрих Алиевич Гасанов — (1910-1973 гг.) контр-адмирал, генеральный конструктор атомных двигателей-реакторов морских кораблей. За выдающиеся заслуги перед страной Г.А.Гасанову присуждены высокие премии: в 1942 г. — Государственная, а в 1958 г. — Ленинская (за атомные котлы ледокола «Ленин» ). В 1970 году Г.А.Гасанов стал Героем Социалистического труда.

В г. Ленинграде (ныне г. Санкт-Петербург) в 70-е годы был построен корабль, который был назван «Танкер Генриха Гасанова».

Генрих Алиевич Гасанов дважды кавалер Ордена Ленина, Трудового Красного знамени и других орденов и медалей.

 

Амри Рзаевич Шихсаидов — (род. 1928 г.) — доктор исторических наук, заслуженный деятель науки России, профессор. Лауреат премии правительства РФ в области образования за 1997 г.

Более 40 лет работает в Институте истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук. Он является автором более 200 опубликованных научных работ, большого числа монографических исследований, посвященных истории и культуре народов Дагестана, изучению арабо-мусульманской литературной традиции и культурного наследия, автор научных статей по восточному историческому востоковедению и по истории рукописной книги, руководитель многолетних археографических экспедиций.

 

Шихсаидова Наталья Амриевна – родилась в 1951 г. С отличием окончила восточный факультет Ленинградского государственного университета и аспирантуру при Ленинградском отделении Института востоковедения Российской Академии Наук. Работает научным сотрудником в Центре востоковедения Института истории, археологии и этнографии. Основной круг научных интересов – Арабская книжная культура в Дагестане в XIX в., история науки и просвещения в Дагестане.

Автор монографии «Арабская рукописная книга в Дагестане» (в соавторстве) (Махачкала, 2001 г.) и ряда научных статей. Опубликовала книгу «Адбурахман ал-Газигумуки. Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля». (Перевод с арабского, введение, комментарии) (Москва, 2002 г.).

 

Гаджиева Ольга Амриевна – родилась в 1955 г. С отличием окончила исторический факультет Дагестанского государственного университета. В данное время заведующая архивом Дагестанского государственного университета.

 

Гаджиев Муртазали Серажутдинович — известный на Кавказе и в России археолог, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. Родился в 1956 г., в 1978 г. с отличием закончил исторический факультет ДГУ, в том же году поступил в аспирантуру Института археологии АН СССР (Москва), где написал кандидатскую диссертацию под руководством известного археолога-историка, профессора Светланы Александровны Плетневой. С 1981 г. работает в Институте истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. В 1999 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Древний город Дагестана: опыт историко-топографического и социально-экономического анализа». Это капитальное исследование, посвященное фундаментальной проблеме становления и развития города, выиграло всероссийский конкурс Российского гуманитарного научного фонда и было издано ведущей издательской фирмой «Восточная литература». С 1996 г. М. Гаджиев возглавляет Дербентскую археологическую экспедицию. Автор двух монографий «Между Европой и Азией» (Махачкала, 1997), «Древний город Дагестана» (Москва, 2002) и свыше 150 научных публикаций в авторитетных отечественных и зарубежных изданиях. Представлены к изданию еще две его монографии.

Является автором Герба Республики Дагестан. Заслуженный деятель Республики Дагестан.

 

№ 48, 01.12.2017

Яндекс.Погода
Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031