ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80В нашей республике на базе Театра поэзии с 19 по 29 ноября проходил первый Республиканский театральный фестиваль-конкурс «Воспевшие Дагестан». Организаторами мероприятия выступили Министерство культуры РД  и Театр поэзии при поддержке Главы РД Рамазана Абдулатипова. Победителями фестиваля-конкурса стали: Табасаранский Государственный драматический театр, Аварский Государственный музыкально-драматический театр им. Г. Цадасы и Лакский Государственный музыкально-драматический театр им. Э. Капиева.

В рамках фестиваля каждый театр республики показал свой спектакль. Была поставлена задача осуществить инсценировку не по произведению определенного автора, а о самом авторе или личности, своим творчеством прославившей Дагестан.

«Махмуд и Муи» режиссера Алисултана Батырова Аварского музыкально-драматического театра им. Г. Цадасы стал первым таким спектаклем, повествующим о жизни знаменитого поэта Махмуда из Кахабросо и его музы Муи.

Табасаранский театр участвовал в фестивале со спектак-лем «Зов истоков» о поэте-воине Мирзе Калукском. Решение сделать постановку о поэте коллектив театра принял после обсуждений художественного совета и собрания табасаранского ученого совета.

О конкурсе и буднях театра рассказывают его директор Алимурад Алимурадов и режиссер Джанбулат Габибов.

 

— Недавно завершился рес-публиканский  театрально-фестивальный конкурс «Воспевшие Дагестан». Озвучены итоги. С каким настроением вы вернулись? Расскажите о своем участии в конкурсе.

 

Алимурад Алимурадов

— Про то, с каким настроением мы вернулись с фестиваля, говорит его итог: мы взяли первое место.

 

— Что известно о Мирзе Калукском как о личности? Почему выбор пал именно на этого героя? Как зародилась идея взять жизнь поэта за основу постановки?

 

Алимурад Алимурадов

— Мирза Калукский оставил потомкам немало поэтических произведений. До наших дней  они дошли в форме устного народного творчества. Несколько лет назад был издан его поэтический сборник, раньше его произведения  издавались частично.  В школьную программу «Дагестанской литературы» включены стихи поэта. Более подробно информация  о герое пьесы изложена  в брошюре историка Магомеда Гасанова.

Творчество Мирзы Калукского охватывает три  раздела: социальный, военно-патриотический, любовная лирика.    Пьеса была написана по произведениям табасаранского поэта, на основе биографических и документальных эпизодов его жизни.

После того, как мы приняли решение рассказать о Мирзе Калукском, был объявлен конкурс среди современных поэтов на лучшую пьесу о нем. И так получилось, что Эльмира Ашурбекова член союза писателей России, кандидат филологических наук, она же и член худсовета табасаранского театра взялась за этот труд. Она провела колоссальную работу, изучила материалы и источники, посетила исторические и памятные места жизни и творчества Мирзы Калукского.

 

— Какое место герой постановки занимает среди других известных дагестанских поэтов тех времен?

 

Алимурад Алимурадов

— По сохранившимся архивным данным известно, что Мирза Калукский не был самоучкой, он учился у видных деятелей того времени. Село Зюрдяг, где обучался поэт, известно было своей школой (медресе). Мирза Калукский известен не только как поэт, он также был глашатаем социальных проблем общества, впоследствии стал воином, сражавшимся против войск Надир-шаха.

Нельзя  сказать, что наш герой изначально состоял на военной службе. Был обычным гражданином. Географическое положение и обстоятельства того времени (постоянные набеги, готовность к войне) требовали, чтобы мужчина владел оружием. Численность табасаранских войск составляла на тот момент приблизительно 60 тысяч человек.

 

— Кстати говоря, наличие кинжала в национальных костюмах как раз и отражает ту эпоху, когда дагестанец  должен был в любой момент отразить нападение врага – через территорию Дагестана проходил  шелковый путь. Поэтому кинжал всегда был непременным атрибутом горца. В вашей постановке главный герой одет в черкеску, хотя это не свойственно тому времени. Как вы это объясните?

 

Алимурад Алимурадов

— Следует отметить, что в первую очередь это не документальная, а  художественная постановка. И форма одежды была выбрана для более яркой образности, она практически лишь в некоторых деталях отличается от одежды той эпохи.

 

— Каков главный посыл творчества Мирзы Калукского и  постановки о нем?

 

%d0%b3%d0%b0%d0%b1%d0%b8%d0%b1%d0%be%d0%b2

Режиссер табасаранского драматического театра Джанбулат ГАБИБОВ

Джанбулат Габибов

— Практически во всех стихах Мирза Калукский упоминает свое имя, давая как бы свой ответ или призыв. Главный его завет – это призыв к сохранению мира.

 

— Планируя поставить спектакль, вы не боялись, что он будет интересен лишь узкому кругу лиц?

 

Джанбулат Габибов

— У нас не было ни малейшего сомнения в том, что это произведение должно быть представлено широкому кругу зрителей, особенно молодежи, так как взрослое поколение уже знакомо с творчеством поэта в той или иной степени. Это герой табасаранского народа, часть его истории.  И даже на премьере в Театре поэзии в Махачкале пришлось оснастить зал дополнительными местами, так как желающих увидеть постановку было гораздо больше, чем мест в зрительном зале. В других залах представление также прошло с аншлагом. В новом году мы будем продолжать показывать спектакль на сцене нашего театра.

 

— Мирза Калукский – это единственный представитель того времени, или же есть еще герои (Табасарана), о которых можно рассказать посредством сценического искусства? 

 

Джанбулат Габибов

— В первую очередь надо сказать, что фестиваль обязывает все театры представлять на своей площадке какого-либо национального  героя раз в два года. У нас есть личности, о которых немногие знают, но о ком можно поведать широкой публике. Это Новруз Саруханов, Урудж Татильский, Джигер Кандикский. О них тоже есть упоминания, например, в школьной программе, но меньше, чем о Мирзе Калукском.

 

— Можно ли сказать, что у вышеперечисленных деятелей был какой-то свой особенный стиль? Или же они были сильно подвержены влиянию западной или восточной культур?

 

Джанбулат Габибов

— Мы не столь глубоко располагаем  информацией по данному вопросу и не являемся узкими специалистами в этой области. А в целом, конечно, прослеживаются связи Дагестана тех времен с Азербайджаном, Ираном и другими восточными странами. В своих произведениях авторы часто употребляли названия восточных, персидских городов. Пользовались арабской письменностью.

 

— В последние  годы  табасаранский театр часто демонстрирует успешные постановки. Какова формула успеха театра?

 

Алимурад Алимурадов

— В первую очередь успех театра обусловлен тщательно подобранным  репертуаром. В последнее время не менее важным фактором является продвижение  репертуара различными путями: это реклама, информирование через социальные сети и т.д. В любом случае, если продукт окажется некачественным, то еще раз зритель уже не придет.

 

— Скоро Новый год, пресловутые «ёлки» и другие мероприятия. Это время напряженного труда для творческих коллективов. Собираетесь ли вы чем-то порадовать юных зрителей?

 

%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%bc%d1%83%d1%80%d0%b0%d0%b4

Директор табасаранского драматического театра Алимурад АЛИМУРАДОВ

Алимурад Алимурадов

— В преддверии  Нового года мы традиционно проводим ряд мероприятий в городах и селах Южного Дагестана.  И этот год не является исключением. Скоро у нас состоится показ театрализованного концерта, посвященного Наступающему году. Совместно с нашим постоянным спонсором Торговым домом «МЕГА» в лице Айваза Рамазанова 26 декабря в седьмой коррекционной школе города Дербента, в которой обучается более 140 детей, будет дано благотворительное представление. Для детей приготовлено много подарков. В столице нашей Республике, Махачкале 27 декабря запланирован театрализованный концерт в Кумыкском театре, а 28 декабря – в Дербенте. 30 декабря также совместно с Торговым домом «МЕГА» в селении  Чинар Дербентского района  проведем  ежегодное представление для детей с ограниченными возможностями, подобное мероприятие ежегодно проводится и в июне, в День защиты детей. К сожалению, нам пришлось отменить показ в Республиканской школе циркового искусства в связи со смертью его руководителя, известного циркового деятеля Камиля Курбанова.

В течение года мы планомерно проводим множество творческих и благотворительных представлений для юных зрителей  в реабилитационных центрах, детских домах и других учреждениях. Успех на прошедшем фестивале еще больше вдохновил нас.

 

— Планирует ли труппа театра какие-либо выезды или гастроли в следующем году?

 

Алимурад Алимурадов

— За последние несколько лет мы ежегодно выезжаем за пределы Дагестана. В прошлом году побывали в Ставрополе. В этом году выезжали с гастролями в Санкт-Петербург и Ставрополь. Пользуясь случаем, хочется выразить огромную благодарность депутату Народного собрания, общественному деятелю и меценату Марату Асланову, который помог организовать эти гастроли. В ходе подготовки к спектаклю «Зов истоков» на сцене Театра поэзии у нас возникли проблемы с реквизитами и декорациями, так как необходимо было все перестроить под новые условия. И на этот раз Марат Асланов полностью взял на себя все необходимые расходы.

Также для некоторых  массовых сцен постановки, таких как, например,  бой при Андалале, когда Мирза Калукский, одержав победу в Табасаране, едет на помощь аварскому народу, возникла  необходимость привлечь людей на помощь театру (состав труппы нашего театра небольшой). И на нашу просьбу оказать содействие охотно откликнулся танцевальный ансамбль «Каспий», который  принял участие и в репетициях, и в показах. За что мы им выражаем благодарность.

Еще хотим выразить отдельную благодарность Эльмире Ашурбековой и всему коллективу театра. Именно благодаря совместным усилиям мы стали победителями Республиканского фестиваля-конкурса.

 

Марат ИБРАГИМОВ

№ 51, 23.12.2016