ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Фотографы, путешественники и популярные журналисты федеральных средств массовой информации посетили республику в рамках двух пресс-туров. Одна группа состояла из фотографов-путешественников, среди которых Александр Попов, Дмитрий Чистопрудов, Иван Дементиевский и Петр Ушанов. Побывали гости Дагестана в Махачкале, Дербенте, Гунибе, Кубачах, Унцукуле, Ахты и других населенных пунктах.

«Зачем ехать в Тибет, когда у нас в России такая красота? Горцы настолько дружелюбный народ, что хочется телевизор сбросить в пропасть», – пишет на своей страничке в «Фейсбук» и в «Живом журнале» руководитель группы Дмитрий Чистопрудов.

Стандартный разговор по телефону с друзьями и знакомыми звучал примерно так: – Где, где? В Дагестане? Ты что! С ума сошел? – Да тут все замечательно. Гостеприимный народ, горы, море, красота! Единственная опасность – могут закормить до смерти… – Привезешь дагестанского коньяка-то попробовать? – Привезу, если останется. Мы всего шестьдесят семь бутылок «дербентского» взяли. – Шестьдесят семь?! А как же вы таможню проходить будете? – Какая таможня? Мы в России… Безусловно, это была самая насыщенная и богатая на впечатления автомобильная поездка этого года. Сумасшедшие горные пейзажи, старинные села с традиционными ремесленниками, гостеприимные и открытые жители, бесконечно вкусная еда, чаепития и долгие задушевные разговоры на родном языке. Мы путешествовали по концентрату красоты, перемещаясь из одного невероятного места в другое, все время куда-то опаздывая, постоянно сдвигая встречи и ломая график поездки. По-другому никак не получалось.

Эта поездка вышла во всех смыслах двойной. Чтобы не тратить время на длительные перегоны, мы решили совместить две поездки в одну двойную. Из Дагестана мы отправились сразу в Чечню, а уже в середине мая совершили небольшое восхождение на пик Терскол – в обсерваторию на склоне Эльбруса.

Кроме нашего стандартного экипажа из меня, Коли nikolapic и его жены Яны ya_yankel, к нам присоединился знаменитый в соцсетях метрофотограф Саша russos и совершенно неизвестный в соцсетях мой однокурсник Антон, с которым я проучился пять лет в МГТУ «МАМИ». Про Антона хочу отметить, что этот человек – прекрасный инженер, который все путешествие приглядывал за «Нивой», ухаживал за ней и все время что-то подкручивал, накачивал и подливал.

18 апреля, рано утром, мы выехали из Москвы и без ночевки двигались на юг через Тамбов, Волгоград и Элисту. На рассвете следующего дня мы въехали в Республику Дагестан. До этого времени нас ни разу не останавливали гаишники.

Степную часть республики мы проследовали транзитом. Нашей целью было добраться вечером до Дербента.

Антон, инженер, как настоящий патриот и владелец «Лады-Калины», ехал по дорогам Дагестана и искренне радовался, созерцая бесконечное количество автомобилей российского производства. Дагестан – это рай для ценителей продукции АвтоВАЗа.

Ближе к вечеру мы въехали в самый южный город России – Дербент. Нас встретил наш будущий друг и брат Магомед Ханмагомедов, который подсказал хороший и недорогой отель на берегу Каспийского моря. Всего за 500 рублей с человека без завтрака. Мы заселились, выпили чай с Магомедом и отключились.

Современная архитектура Дагестана мало чем отличается от архитектуры других городов страны – все те же китайские вентфасады, пеноблоки и пластиковые окна.

После двух дней дороги я планировал устроить разгрузочный день. Мы должны были хорошенько выспаться, отдохнуть и провести день в неспешной прогулке по улицам старого города.

Вначале все шло по плану. Мы бродили по старым магалам и что-то фотографировали. Магомед устроил нам целую экскурсию по городу и рассказывал много интересных историй. Местные жители были приветливыми и гостеприимными. Не было и намека на какую-то опасность или дискомфорт. Никто не спешил нас украсть или убить, а наоборот – жители Дербента постоянно приглашали нас в гости на чай, расспрашивали о нашей поездке и искренне радовались, что мы путешествуем по Дагестану. Чай здесь пьют всегда и везде. Даже во время переборки камазовского движка.

Одна из главных достопримечательностей города – Дербентский крепостной комплекс. Это выдающийся памятник архитектуры, который включает в себя крепость Нарын-кала и две длинные городские стены, которые полностью перекрывали узкий проход между морем и горами Кавказа и уходили в море, образуя порт.

Во время нашей прогулки мы пожали такое количество рук, которое в Москве можно жать целый месяц. Улыбка не сходила с лица – так и прожили целый день.

До развала Союза в городе серьезно следили за сохранностью исторического облика достопримечательностей и разрешали вести строительство только в определенном стиле. В девяностые годы пришла архитектурная анархия, и люди стали обустраивать свои жилища как могли.

Мы, конечно, не сразу привыкли, что никто и нигде не запрещал проводить фотосъемку. Люди относились к фотографу с интересом и добрым любопытством. Исключение составляли разве что школьницы – при виде фотокамеры они бросались врассыпную.

Название города – Дербент – в переводе с персидского означает «узкие ворота». Дербент был расположен в наиболее уязвимом в стратегическом отношении месте Прикаспийского прохода, где горы Большого Кавказа ближе всего подходят к морю, оставляя лишь узкую трехкилометровую полоску равнины. Дербент считают одним из древнейших «живущих» городов мира. Первые поселения возникли здесь в эпоху ранней бронзы – в конце 4 тысячелетия до нашей эры. Дербентская крепость – это часть грандиозной оборонительной системы, защищавшей народы Закавказья и Передней Азии от нашествий кочевников с севера. Система включала в себя городские стены, цитадель, морские стены и горную стену Даг-бары. Комплекс на протяжении 15 веков использовался в оборонительных целях персами, арабами и монголами. Общая длина стены составляла 3 600 метров. Южная и северная стены шли параллельно друг другу на расстоянии 300–400 метров. Некогда грандиозное сооружение сохранилось лишь фрагментарно. Морская часть стены заходила на 500 метров в море, запирая вход в гавань. Наиболее древняя часть Дербента заключена именно между этими двумя стенами. Южная стена, как более поздняя, была по большей степени снесена в XIX веке, в то время как северная в значительной степени сохраняет первозданный вид.

Директор крепости, когда узнал, что приехали гости из Москвы, быстро организовал столик прямо на территории комплекса и начал угощать нас чаем из самовара. Ну а после чая наши планы немного изменились. Магомед созвонился со своими друзьями (а друзей у него – весь Дагестан), и мы отправились в Табасаранский район на фабрику по производству ковров. Но это уже отдельная история.

Большое спасибо Патимат Хайбулаевой и Магомеду Ханмагомедову за теплый прием и экскурсию по Дербенту! Еще одно большое спасибо Министерству печати и информации Республики Дагестан за помощь в организации поездки и всем жителям города за гостеприимство и радушие.

 

Дмитрий ЧИСТОПРУДОВ

№ 33, 18.08.2017