ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

религия1С 1 по 8 сентября 2015 г. в Дагестане побывали с визитом всемирно известные исламские ученые: Мухаммад Мустафа аз-Зухайли – доктор шариатских наук, профессор; УсманУмар Мухаммад – доктор шариатских наук, проповедник Департамента по вопросам ислама и гуманитарной деятельности г. Дубаи ОАЭ; Мухаммад Махмуд Ахмад Хашим – проректор университета «Аль-Азхар»; Усман Ахмад Абдурахим – доктор наук в области изучения Корана, советник министра вакуфов и исламских дел Кувейта.

В рамках  визита 3 сентября в Махачкале прошла международная богословская конференция «Международный опыт в укреплении единства мусульман: современные методы и формы». Программа пребывания исламских ученых в Дагестане была очень насыщенной и включала в себя круглые столы, встречи со студентами и проповеди-выступления в мечетях, посещение исторических и культовых мест (зияраты) и других достопримечательностей. Были прочитаны лекции на актуальные темы, в частности: «Акида (Вероубеждение)»; «Мазхабы»; «О необоснованных фетвах»; «Джихад».

Конференция была организована Муфтиятом РД при поддержке Правительства РД и проводилась с целью изучения и использования международного опыта в укреплении единства мусульман Дагестана.

Во время проведения международной богословской конференции в Махачкале с участием богословов Дагестана были обсуждены вопросы, направленные на противодействие идеологии насилия и невежества, использование потенциала известных международных богословов для налаживания внутриконфессионального диалога и согласия в Дагестане.

Мероприятие открыл имам Центральной джума-мечети г. Махачкалы М. Саадуев.

Проректор университета «Аль-Азхар» шейх Мухаммад Махмуд Ахмад Хашим поблагодарил руководство республики и Муфтият РД за приглашение и теплый прием, а также своих коллег ученых, решивших принять участие в столь важной конференции.

По словам Мухаммада Хашима, исламская умма переживает сегодня непростое время, вызванное, в том числе и тем, что отдельные ученые и проповедники выносят очень спорные решения и фетвы, дискредитирующие религию. «Ислам – религия, посланная для всех народов и несущая мир. Для вынесения фетвы необходим целый ряд условий. Фетвы должны разъяснять верующим те или иные вопросы религии. Поэтому мы обращаемся к тем, кто выносит фетвы, не забывать об огромной ответственности, которая ложится на них, а также иметь в виду все последствия их решений», – сказал Мухаммад Хашим.

Далее слово было предоставлено шейху Мухаммаду Мустафе аз-Зухайли, который посвятил свое выступление вероубеждению сподвижников пророка, мир ему и благословение Аллаха и праведных предшественников.

По его словам, Ислам состоит из трех составляющих: вероубеждение (акида), этика (ахляк) и законодательство (шариат). Этика – черты человечности людей. И наш Господь сказал посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Воистину, ты обладатель великого нрава» (сура «аль-Калам», аят 4). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, я послан, чтобы усовершенствовать благие нравы». Это две стороны. Я же остановлюсь на первой составляющей религии – вероубеждении (акиде). Истинно верующий в своем призыве к религии и пути приближения к Всевышнему и соблюдении исламской этики непременно является последователем пути «ахлю сунна валь-джамаа» и ашаритов. Это – вероубеждение, соответствующее Корану, Сунне и саляфусалихин, которое прочно устоялось в исламской истории повсеместно.

По мнению доктора наук в области корановедения, советника министра вакуфов и исламских дел Государства Кувейт Усмана Ахмада Абдурахима, убежденность молодежи в том, что ученые ошибочно понимают сущность джихада, проистекает из недостатка знаний по фикху и его основ в этом важном и очень тонком вопросе, который беспокоит общину. И сегодня, к сожалению, молодежь не понимает истинного смысла джихада.

— Первое доказательство неправильного понимания и представления о джихаде в том, что он ограничен только понятием «сражение». Когда упоминают джихад, то некоторые сразу понимают это как «сражение», тогда как усердие в джихаде может быть разных видов. Ведь существует джихад с шайтаном, джихад с нафсом, джихад с притеснителями, джихад с врагами (неприятелем). Но они, ограничиваясь одним смыслом, добиваются того, чтобы в мусульманской общине была постоянная фитна (смута).

Значит, как мы говорили, джихад – это шариатское предписание, и в этом мы едины. Но у каждого шариатского решения есть условия его действительности и условия для обязательности его выполнения. Джихад не может быть шариатским предписанием, если не соблюдены все его условия, то есть условия действительности и условия обязательства.

Одним из этих условий является наличие мусульманского правителя, который повелевает совершить джихад, а также наличие мощи и преобладание пользы над вредом. Если нарушено хоть одно из этих условий действительности и обязательности джихада, то он является недействительным, пустым и не принимается Всевышним никогда, даже если внешне он выглядит как действительный и правильный, — говорит Усман Ахмад Абдурахим.

Доктор шариатских наук, проповедник Департамента по вопросам ислама и гуманитарной деятельности Дубая также рассказал о мазхабах, их основателях и о том благе, которое мазхабы несут для уммы.

религия2

По итогам обсуждения участники международной богословской конференции пришли к следующему:

  1. Воистину мусульмане – единая умма, осуществляют свои обязательства и взаимоотношения вне зависимости от цвета кожи, национальности и страны.
  2. Взаимопомощь между мусульманами должна осуществляться на основе аята из Священного Корана, как сказал Всевышний Аллах: «Помогайте друг другу в добре и богобоязненности».
  3. Правом всех братьев по вере являются любовь, поддержка друг друга, хорошее мнение, бережное отношение к имуществу, чести и родине.
  4. 4. Не разрешается по шариату выносить фетву людям не подготовленным, как это обус-ловили ученые.
  5. Вынесение фетв, связанных с судьбами народов, стабильностью и спокойствием среди народов, с имуществом и честью должно осуществляться советами ученых, признанными в исламском мире.
  6. Фетвы отличаются по времени, месту, намерениям, устоявшимся понятиям, традициям: то, что подходит для одних, может не подходить для других.
  7. Джихад – это шариатское решение, для ведения которого должны быть соблюдены все условия и столпы, которые установлены шариатскими нормами.
  8. Джихад – широкое понятие, не ограничиваемое только ведением военных действий. Он охватывает все стороны стараний и усилий для распространения ислама цивилизованным путем.
  9. Не разрешается объявление джихада и проливание крови отдельными лицами, поскольку это прерогатива целых народов и их правителей.
  10. «Ахлю сунна валь-джамаа» – это община мусульман из «ахлюкибла».
  11. Ограничение понятия слов «Ахлю сунна валь-джамаа» школами хадиса и выдающими себя за салафитов – явная несправедливость и противоречие тому, что единогласно утвердилось в исламской умме.
  12. Следование за мазхабом – это научный подход, считаемый алимами правильным, по которому следовала умма с тех пор, как распространились признанные действительными мазхабы.
  13. Ученые уммы пришли к единому мнению использовать слово «саляф» только на первые три века по исламскому летоисчислению.
  14. У понятия «иджтихад» есть свои рамки и условия. В ком эти условия отсутствуют, тому не разрешается вести «иджтихад».

В завершение участники международной богословской конференции «Международный опыт в укреплении единства мусульман: современные формы и методы» выразили свое признание и благодарность руководству и народу Дагестана за теплый прием, достойные нравы и создание должных условий для работы конференции.

 

№ 44, 06.11.2015

Яндекс.Погода
Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031