«Голубые танцовщицы» Дега находились почти всегда на территории России благодаря московскому купцу и коллекционеру Сергею Щукину.
Собрание купца положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Щукин собрал богатейшую коллекцию картин современной западной живописи, признанных спустя годы шедеврами мирового искусства. По завещанию передал свое собрание в дар государству. Он покупал картины на свой вкус, предпочитая импрессионистов, а затем и постимпрессионистов. Щукину удалось собрать лучшие образцы современного ему французского искусства, такой коллекции нет даже во Франции. В его коллекции были также картины Моне, Пикассо, Гогена, Сезанна. Щукин признавался своей дочери: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок – покупай её».
Дега после написания “Голубых танцовщиц” передал ее на хранение в коллекцию арт-дилера импрессионистов Дюран-Рюэля в Париже. У последнего полотно приобрел Щукина для своей коллекции. Картина постоянно висела в московском особняке коллекционера на Большом Знаменском переулке до 1918 года, пока коллекция не была преобразована в Государственный музей нового западного искусства, просуществовавший до 1948 года.
Все работы Эдгара Дега в ГМИИ Пушкина (Москва) происходят из коллекции Щукина.
Знаменитый художник Морис Дени, посетивший Москву в 1909 году, увидев “Голубых танцовщиц” Дега в домашней галерее Щукина, так отозвался о ней: “В большом салоне – голубой Дега, самый прекрасный, самый звонкий и самый новый”.
О ДЕНЬГАХ
Художник происходил из обеспеченной семьи. Отец художника, Огюст де Га, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега, Рене Илером де Га. Илер де Га эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Её отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.
Мы привыкли к тому, что художник постоянно нищ и бос, но не в случае Дега. Удивительно, но талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. Его работы хорошо раскупались.
«Голубые танцовщицы» были приобретены за баснословные деньги – 60 000 франков! За картины Дега Щукин с маршанами (так в те времена называли арт-дилеров) почти не торговался. Для сравнения – средняя зарплата на заводе обычного работника составляла в месяц 108 франков.
Несмотря на расточительность, Сергей Щукин в остальных случаях любил говорить: «Хорошая картина — дешевая картина».
Что же о художнике: деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он был отшельником. Он редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Дега мог управлять ей из своей мастерской со второго этажа. Если гость был не ко двору, щеколда на двери так и не поднималась. Она очень часто не поднималась.
О БАЛЕТЕ
В истории живописи имя Дега навсегда связано с балетной темой. Он стал первым, кого очаровала не конкретная прима, а балет как искусство и труд, Дега не только увидел, но и показал балет с другой стороны.
Четыре балерины на картине “Голубые танцовщицы” – неразрывное целое, своей пластикой передают идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения. Трудно даже сказать, изображены ли на полотне четыре балерины. Это может быть фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах.
Мотив передачи сложного движения интересовал Дега на протяжении всего его творчества. Нередко он как бы развертывал его во временной последовательности, показывая его различные этапы, как в этой группе балерин. Художник несколько раз возвращался к подобной композиции, варианты которой находятся в Лувре и в частном собрании во Франции. Однако, по выразительности, чистоте и гармонии московские “Голубые танцовщицы” представляют наиболее удачное решение этой темы.
Театральный мир балета на его полотнах показывает непривычные уголки театра, иногда видимые только в приоткрытую дверь. Знаменитая картина «Голубые танцовщицы», написана с совершенно необычного ракурса, словно художник, а за ним и зритель, подсматривает за балеринами.
О ПОТЕРЯННОМ ЗРЕНИИ ДЕГА
В 36 лет (1870 год) франко-прусская война приближалась к Парижу. Вместе с Эдуардом Мане Эдгар Дега уходит в армию. Он пошел добровольцем в пехотный полк. Вскоре был обнаружен дефект зрения правого глаза (начало слепоты) и Дега был переведён в артиллерию, где и закончил войну.
Картина “Голубые танцовщицы” относится к позднему периоду творчества Дега. Он написал ее, когда ему было примерно 63 года. В эти годы зрение его ослабело настолько, что он стал писать большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины, что отчетливо прослеживается в картине.
В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым; с ним случались приступы гнева. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
ЭДГАР ДЕГА. АВТОПОРТРЕТ
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками, и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах.
О ДЕГА И ИМПРЕССИОНИСТАХ
Дега мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов, и он не стремился запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени, так завораживавшую Моне. Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов. Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок. Общим, как для Дега, так и для остальных импрессионистов, был, пожалуй, только жадный интерес к живописным сюжетам современной жизни и стремление запечатлеть её на полотне каким-то новым, необычным способом.
Ирония судьбы, но именно в 1890-х, после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму. Однако размытые формы и яркие тона, которые он начал использовать в эти годы, были скорее следствием прогрессирующей потери зрения, чем стремлением художника к характерным для импрессионизма цветам и формам.
Эдгар Дега “Танцовщицы в розовом и зеленом” 1894. Частное собрание
Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на своё искусство.
ДЕГА О ЖИВОПИСИ И БАЛЕТЕ
“Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии. Когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно.”
“Ничто в искусстве не должно казаться случайным, ни один жест.”
«Меня называют живописцем танцовщиц. Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».
№ 06, 08.02.2019