Впервые органы Государственной жилищной инспекции были созданы в Советском Союзе в годы индустриализации, когда для решения народно-хозяйственных задач призывались и размещались вблизи строительных площадок десятки и сотни тысяч человек и вопрос их организованного и безопасного проживания стоял очень остро. Поставленную перед ними задачу жилищные инспекции выполнили. Просуществовали они в разных формах практически до самой войны.
В современной России уже с 1991 года началось изучение опыта зарубежных стран, имеющих государственные жилищные инспекции (в первую очередь США, куда неоднократно с целью изучения опыта работы направлялись совместные группы специалистов жилищно-коммунальной сферы из Правительства России и города Москвы).
Впервые офис ещё одного надзорного органа в жилищной сфере – Государственной жилищной инспекции — открыли в городе Дагестанские Огни в 2004 году. Возглавить его доверили уроженцу нашего города, человеку с большим опытом общественной работы Али Абдуловичу Ханмагомедову. Жильцы всех форм собственности всегда здесь находят защиту своих законных интересов. Все их обращения и жалобы рассматриваются в установленные сроки, и по ним принимаются решения. Инспектор этой службы регулярно проводит личный приём граждан. По каждому обращению проводятся комиссионные обследования с обязательным участием представителей служб ЖКХ и органов местного самоуправления. Приоритетным является рассмотрение с выездом на места.
Госжилинспекция активно взаимодействует со средствами массовой информации, размещая свои материалы в печатных изданиях и на телевидении, имеет собственный сайт, куда в электронной форме могут обратиться жители города и близлежащих районов.
Вот с этой надзорной службой я и решил познакомить читателей и направился в здание УГХ по ул. Кутузова. Оказавшись внутри, сразу на двери одного из кабинетов первого этажа заметил надпись: «Государственная жилищная инспекция» и номер телефона 8-928-680-59-25. Хотел войти, но на приёме был человек, пришлось немного подождать. В кабинете я обратил внимание на высокий шкаф, на полках которого «восседали» толстые папки с документами. На каждой из них надпись — «Карабудахкентский», «Магарамкентский», «Дагестанские Огни» — видимо, такова география работы инспекции. Эти папки говорили сами за себя. Значит, инспектор в случае необходимости может выехать в любой район, выслушать наболевшие вопросы и оказать необходимую помощь.
Наша беседа с хозяином кабинета длилась долго. Я смог задать все интересующие меня вопросы и получить на них обстоятельные ответы.
— Али Абдулович, а можно узнать, с какой проблемой явилась женщина, которая только что вышла из вашего кабинета? – спрашиваю я у него.
— Посетительница жаловалась на отсутствие воды. Она живет на 5-м этаже многоквартирного дома в микрорайоне «Черёмушки». Вот уже два месяца, как в кранах ее квартиры нет воды, и женщина хотела узнать, как скоро она появится. Кстати, жалоб, касающихся водоснабжения, со стороны жителей этого микрорайона очень и очень много.
— Прежде чем начать нашу беседу, я бы хотел поближе познакомить с вами читателей.
— Родился я в поселке Дагестанские Огни. После окончании СОШ № 2 продолжил учёбу в Махачкалинском строительном техникуме. Получил специальность мастера-строителя, вернулся на малую родину и начал работать мастером производственного обучения в ГПТУ -11 (ныне — Республиканский сельскохозяйственный колледж № 1). Потом была работа в ПМК-2 МСХ ДАССР и на дагогнинском заводе строительных материалов (в простонародье «кирпичный завод»). В 1990 году меня избрали депутатом поселкового Совета народных депутатов, а в последующем — депутатом городского Собрания народных депутатов. С 1995 по1999 год работал на постоянной основе в Народном Собрании РД председателем одного из подкомитетов. С 2004 года по настоящее время — инспектор Государственной жилищной инспекции РД.
— Какие жалобы несут жители в государственную жилищную инспекцию и какая работа проводится вами с обращениями?
— Число обращений и жалоб граждан в нашу службу растет с каждым годом, и они затрагивают разные сферы. В основном обращаются в письменной форме, но любой человек может прийти в нашу службу и рассказать о своей проблеме.
Совместно с другими надзорными органами мы осуществляем контрольные функции в жилищной сфере, помогаем жителям решить проблемы, с которыми они сталкиваются. С нашей помощью в жилых домах может быть восстановлена подача электроэнергии или водоснабжения, улучшено теплоснабжение. На обращения жителей города мы своевременно реагируем, составляем протоколы на нерадивых руководителей тех или иных служб и привлекаем их к ответственности. Если правонарушения не устраняются в установленные сроки, протоколы об административных правонарушениях направляются нами в суд.
— Не могли бы привести конкретные случаи обращений жителей города? Какую помощь удалось им оказать?
— Обращений в течение года много, и они, как я уже говорил, касаются всех сфер жизнедеятельности. К примеру, жильцы МКД по ул. И. Казака обратились в прокуратуру города по проблемам электроснабжения. Это обращение жилищная инспекция рассмотрела с привлечением заинтересованных лиц. Была проведена инспекционная проверка данного случая. Факты, указанные в обращении, подтвердились. Качество электроэнергии на данном участке не соответствовало требованиям ГОСТа. На ОАО «ДЭСК» был составлен протокол по ст. 7.23 КоАП РФ и выдано предписание на устранение со сроком исполнения. Копии документов, составленных на ОАО «ДЭСК», были вручены жильцам МКД.
А вот другой случай. 27.03.2015 г. к заместителю прокурора С. Наврузову поступило обращение гражданки А. Гитиновой, проживающей по ул. Революции, на отсутствие питьевой воды. Данное обращение было нами рассмотрено с участием представителей МУП «Чистая вода» и ООО «Уютный дом». На момент проверки параметры подаваемой холодной воды в многоквартирный дом соответствовали нормативному уровню.
Обращение М. Ахмедовой с ул. Чкалова Госжилинспекция рассмотрела 12 марта 2015 года с выездом на место. В ходе внеплановой проверки было выявлено, что параметры подаваемой тепловой энергии на вводе в дом не соответствовали нормативному уровню. По результатам данной проверки согласно ст. 7.23 КоАП РФ на руководителя ООО «Теплосервис» был составлен протокол и выдано предписание на устранение выявленного правонарушения.
Обращение И. Абасова, проживающего по ул. Абу-Бакара, в адрес заместителя председателя Правительства РФ Г. Идрисова мы также рассмотрели с выездом на место. В ходе проверки было установлено, что линия электроснабжения находится в аварийном состоянии: столбы от трансформаторной подстанции до владельцев частных домов установлены самими жильцами без соблюдения требований СНиП, а обслуживание данных электрических сетей никем не производится, хотя сбор платежей за предоставленную электроэнергию производит ОАО «ДЭСК».
В январе прошлого года в Госжилинспекцию поступило обращение жильцов улиц Абу-Бакара, Эмирова и Митарова. Все эти улицы получают электроэнергию от одной трансформаторной подстанции, которая не рассчитана на такую нагрузку. В ходе проверки комиссия установила, что жителям данных улиц электроэнергия поставляется несоответствующего качества. На ОАО «ДЭСК» по ст. 7,23 КоАП РФ вновь был составлен протокол и выдано предписание со сроком исполнения. Кстати, если подтверждаются факты поставки некачественных услуг в течение определённого времени, жители на этот период освобождаются от оплаты данного вида услуг.
— В городе 57 многоквартирных домов, которые обслуживаются Управляющей компанией «Уютный дом». Во многих из них требуется капитальный ремонт общего имущества. Что вами делается в решении этой сложной проблемы?
— Совместно со СМИ разъясняем жителям, что они, являясь собственниками квартир, несут бремя содержания принадлежащего им имущества (ст. 210 Гражданского кодекса РФ), в том числе и бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ст. 39 Жилищного кодекса РФ).
Для проведения ремонта общего имущества дома нужно обязательно сформировать фонд капитального ремонта, на счету которого будут накапливаться денежные средства, которые будут поступать от собственников помещений многоквартирного дома посредством уплаты ежемесячных сборов. Этот фонд сам по конкурсу выбирает банк, аккумулирует средства, предлагает собственникам на утверждение предложения по капремонту, перечень работ, организует капитальный ремонт и финансирует его. В случае нехватки денежных средств на проведение капитального ремонта в доме региональный оператор сам ищет средства, например, привлекает кредитные деньги.
Фонд или региональный оператор может использовать средства, собранные одним домом, на ремонт другого, которому ремонт нужен раньше (но это возможно только в рамках одного муниципального образования и только на возвратной основе). Все взятые в долг средства региональный оператор обязан вернуть тому дому, у которого занял, к моменту, когда подойдет срок его капремонта.
— В последнее время много говорят о расширении ваших полномочий по защите прав жителей города…
— Да, действительно, вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, наделяющие органы государственного и муниципального жилищного надзора правом обращаться в суд для защиты прав и законных интересов собственников, нанимателей по их обращению или неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
До настоящего времени по делам, связанным с нарушением жилищных прав, выступать в суде в защиту третьих лиц могли только прокуратура и Роспотребнадзор.
Некоторые недобросовестные чиновники всячески затягивали выполнение предписаний о проведении ремонта в МКД. Заплатить штраф для них было проще и легче, чем отремонтировать крышу, осушить подвал или вернуть деньги за холодные батареи. Сейчас таких ситуаций станет значительно меньше.
Кроме того, теперь в Госжилинспекции можно проверить обоснованность начисления платежей за коммунальные услуги. Так что и с этой проблемой жители теперь могут обратиться в нашу службу.
— Как у вас складываются отношения с руководителями различных служб, ведь вам приходится иметь с ними дело, решая конкретные проблемы жителей?
— Да, действительно, не всегда беседа с руководителями некоторых служб может быть лицеприятной, но в основном все они соглашаются с нашими предписаниями и стараются выполнить их к сроку.
Защита интересов рядовых граждан, решение их проблем становится стимулом для нас в нашей работе, хотя нас не балуют высокой зарплатой, служебной машиной и многими другими привилегиями. Несмотря на всё это, для нас главным является решение тех проблем, с которыми горожане обращаются к нам, их благополучие для нас превыше всего. Мой кабинет находится в здании МУП «УГХ» на первом этаже, в любое время дня они могут обратиться ко мне со своей проблемой, и заверяю их — ни одно обращение не останется не рассмотренным.
Беседу вел Р. ОСМАНОВ.
№ 28, 10.07.2015