ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Что делать, если учеба превращается в мучение? Как быть, если материал настолько безнадежно запущен, что непонятно, с какой стороны к нему подходить?

Современные родители в таких ситуациях поскорее отправляют своего двоечника к репетитору, может, тому удастся вдолбить в ребенка то, чему не смогла научить школа. Однако, к сожалению, многие репетиторы лишь помогают справиться со школьной программой, а вернуть интерес к предмету, сделать так, чтобы у ребенка при виде задач «глаза горели», получается далеко не у всех.

Интересный способ открыл еще полвека тому назад известный педагог, учитель математики Виктор Шаталов.

Он вообще любил работать с двоечниками и проверял на них все свои методические открытия, которых было множество (работа с опорными сигналами, конспекты, взаимопроверки и пр.– все учителя знают эти методики и активно ими пользуются). Родился в 1927 году. В 1951 году поступил в среднюю школу преподавателем математики. В возрасте 26 лет он стал директором школы. И вскоре весь советский педагогической мир заговорил об уникальной «системе Шаталова».

Школьники, обучавшиеся по этой системе, заканчивали десятилетку за 7 — 8 лет. После чего все, поголовно, поступали в престижнейшие вузы страны. Где продолжали демонстрировать истинные чудеса.

 

В чем же суть этой легендарной системы?

Шаталов говорил: «Отличников научить легко. А ты попробуй заинтересовать ребят, на которых все махнули рукой!»

И те дети, которые за всю жизнь не решили ни одной задачи самостоятельно, вдруг начинали верить в свои силы и в дальнейшем достигали в учебе большого успеха.

 

Итак, что же это за секрет?

Ответ будет неожиданным: Шаталов задавал детям не одну задачу, не две, а целых сто! Сразу сто задач!!!

Но здесь стоит оговориться… все эти задачи он решить не требовал. Нет, он просил выбрать из всех хотя бы одну задачу по силам и ее решить. Одну задачу из ста ведь найти можно? И как только ребенок решал ее самостоятельно, сразу чувствовал себя немножко увереннее, ведь у него появлялся и первый маленький успех, и опыт.

И оценок Шаталов не ставил, только проверял работу.

В итоге многие из бывших двоечников Шаталова не только стали отличниками, но и сделали научную карьеру в математике: 62 кандидата и 12 докторов наук! А еще 64 человека стали мастерами спорта! Вот что значит своевременно привить уверенность в собственных силах!

Главный девиз Шаталова: «Надо верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения».

Многие великие педагоги утверждали, да и утверждают в наши дни, что ребенок чересчур загружен школьными уроками, что его, фактически, лишают детства, отбирают у него ту золотую, безмятежную пору, которая все равно кончится очень быстро. Но не таков был Шаталов. Его главный девиз — никаких упрощений. Можно только усложнять. И нужно усложнять.

При этом хороши любые методы, как интенсивные, так и экстенсивные. Да, следует вводить индивидуальные учебные пособия, заниматься с каждым учеником по особой программе, но в любом случае, практически все время школьника должно быть посвящено приобретению знаний. Другое дело, что сам процесс этого приобретения, если к нему грамотно подойти, перестает быть обузой. Наоборот, он должен увлекать так, что за уши от тетрадок не оттащишь. Но о детстве в каноническом смысле слова можно даже не мечтать. Наоборот — следует приобщить каждого ученика к ежедневному, если не ежечасному, умственному труду.

Сейчас педагогу-новатору Виктору Федоровичу Шаталову 92 года. По его системе преподают многие неравнодушные учителя. Есть даже целые учебные заведения, работающие по методикам этого выдающегося педагога.

 

№ 48 , 29.11.2019