ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Ахты (Ахцагьар) – один из крупнейших и древнейших населённых пунктов Дагестана. Его не без основания называют главным селением Юждага, сердцем Лезгистана, культурно-историческим центром Самурской долины, летней резиденцией Кавказской Албании, городом в горах, родиной Шарвили, родиной алимов, центром горно-долинного садоводства.

У Ахтов много эпитетов, кстати, как и названий: Тури, Алпан, Кендушкент, Ахцехар, Ахты — что, бесспорно, является доказательством его древности. Раскинувшийся в неповторимой красоты горной чаше, на месте слияния рек Самур и Ахты-чай (Ахцегь вацI), он имеет и свои бренды. Это: эпос «Шарвили», уникальный диалект лезгинского языка, историко-культурные и природные памятники, горячие минеральные источники, рудное месторождение Кизил-Дере и, конечно, знаменитые ахтынские яблоки…

Ахты, раскинувшийся в живописной и плодородной долине Самура, похож на  исполинскую чашу, окруженную громадами гор: священным Шалбуздагом, напоминающим  пирамиду «Кетин кьил», легендарным «КIелез хев»,  «Несен пел», «Гарал», «Шткан». Здесь находится хрюгский лес — крупнейший лесной массив, где растут сосна, береза, дуб, липа и другие ценные горные породы деревьев. На лесной опушке расположено горное лесное озеро – источник содовой воды (Фуан яд). На этот уникальный музей под открытым небом  можно  любоваться часами. Внимание многочисленных гостей привлекают Джума мечеть, Николаевская (русская) крепость, целебные горячие источники «Гьамамарни Женияр», многочисленные мосты, памятники, скверы, строения древней национальной архитектуры. Но главное его богатство и украшение — трудолюбивые, приветливые, гостеприимные ахтынцы, трепетно и ревностно любящие свою малую родину. Всё это восторгает и удивляет многочисленных гостей, которые стараются приехать сюда вновь и вновь.

История Ахты связана с многочисленными войнами. Неоднократно богатое село стремились подчинить себе хазары, персы, соседние правители и народы. Однако ахтынцы всегда умели постоять за себя, и даже в случае, если село оказывалось захвачено, через некоторое время уничтожали захватчиков. Говорят, что древняя история Ахтов была подробна дана в пропавшей рукописной книге «Ахты наме». В книге Джонрида Ахмедова «Современная Ахты-наме» приводится легенда о том, как был уничтожен единственный экземпляр этой рукописи.

«Рассказывают, когда в ХVIII веке Ахты подвергся нашествию полчищ Надир-шаха, местные именитые люди, дабы вымолить снисхождение у «грозы царей», собрали самые ценные подарки и преподнесли их персидскому шаху. Среди них была богатая шуба, сделанная из шкурок выдры, и потрепанная объемистая рукопись «Ахты-наме». Шубу он принял, так как собирался пойти в поход на север, в нагорный Дагестан, лишь спросил:

— Где он водится, этот самур? (Самур по-персидски выдра).

— Вот, в этой реке.

— Хорошо, — решил Надир-шах, — пусть отныне река будет называться Самур!

Взяв в руки «Ахты-наме», Надир-шах небрежно перелистал книгу и спросил:

— Что в ней написано?

— Это история нашего города, — ответили ахтынцы, — примите ее в дар. Надир-шах презрительно посмотрел на послов, сказал:

— Здесь больше не будет города. Кому нужна книга о его истории? И бросил книгу в костер. Она сгорела на глазах ахтынских послов. Однако тиран на этом не успокоился. Он хотел уничтожить Ахты.

Так как многие мужчины скрывались в горах, ища помощи у соседей, Надир-шах велел собрать маленьких детей на широком поле, где крестьяне молотили хлеб, и приказал своим всадникам затоптать их подковами. С тех пор это место ахтынцы называют Шах-харман — «место шахской молотьбы».

Ахтынцы считают свою родину городом. Во многих исторических источниках встречается «город Ахты», а в старой части села и поныне сохранились древние водостоки и канализация. Сегодня Ахты – город в горах с двух-трёх этажными домами, длинными улицами, кварталами, с населением — более 15-ти тысяч человек. Здесь есть общеобразовательные, музыкальная, художественная школы, школа искусств, библиотеки, музеи, парки, банкетный и спортивный залы, кафе и рестораны, санаторий и гостиница.

Ахтынцы, как и жители близлежащих селений, говорят на своем диалекте, отличающемся особой мелодичностью, мягкостью, нежностью. Именно на этом диалекте, обнаруживающем прекрасные лингвистические возможности и отличающемся глубокой образностью, созданы лезгинский народный героический эпос «Шарвили» и немало других народных поэтических жемчужин.

Ахты – родина учёных и спортсменов, хозяйственников и художников, ремесленников и животноводов. Не преувеличение, когда говорят, что во многих отраслях социально-экономического развития ахтынцы были первыми в Дагестане.

В 1939 году, в царствование Николая I под руководством генерала Головина в Ахтах — центре Самурского округа в течение 9 месяцев была построена самая южная крепость на территории России. Здесь с 1861 года функционирует первая в Дагестане сельская светская школа, которая стала кузницей кадров. Особенно активно развивается Ахты в XX веке. В 1905 году под руководством драматурга Идриса Шамхалова одновременно в Ахтах и Баку основывается первый лезгинский национальный театр. В 1915 году бельгийскими инженерами Джиорсом и Дебернарди был построен железобетонный мост на Ахтычае, который стал визитной карточкой села.

В 1912 году здесь впервые появилась автомашина «Форд», на которой Г. Григо привез синематограф (киноаппарат старики называли «машиной дьявола») и показывал первое кино.  В 1927 году под руководством председателя окружного исполкома Гаджимета Сафаралиева было завершено строительство зданий Дома культуры, больницы, а главные улицы селения вымостили камнем. В том же году под руководством Агаверди Рашидова создана первая сельхозартель — ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли). В 1928 году первый кандидат филологических наук в Дагестане Гаджибек Гаджибеков основал национальную газету «Новый мир» и стал ее редактором.

Талантливый инженер-самородок Салих Ахмедов в 1931 году по своей инициативе построил ГЭС и зажёг в домах ахтынцев «лампочки Ильича», а также обеспечил электричеством кинотеатр, радиоузел, типографию газеты «Новый мир» и другие учреждения. С открытием в 1927 году ковровой фабрики (первая ковровая мастерская была открыта в 1909 году, а в 30-годах прошлого века на фабрике работало 75-80 ковровщиц). Ахты становится центром ковроткачества в Южном Дагестане. С 1937 года функционирует краеведческий музей, с 1966 года – аэродром. В 1931 году начались регулярные рейсы почтовой грузовой автомашины между Ахты и Белиджи. Всё это преобразило облик Ахтов и улучшило социально-экономическую жизнь ахтынцев.

Ахты является родиной крупных учёных и общественных деятелей, профессиональных революционеров, спортсменов, представителей культуры и искусства, других специалистов – производственников, о которых мы расскажем вам отдельно.

Много восторженных слов посвящено нашему краю. О нем писали путешественники и ученые — Аберкомби, Зиссерман, Беккер, ему посвятили свои живописные полотна художники Гагарин, Тимм, Бабаев, Васильковский, скульптор Аскар-Сарыджа, писатели и поэты — Лев Пасынков, Николай Тихонов, Гаджи Ахтынский, Тагир Хрюгский, Кияс Меджидов, Алирза Саидов и мн. др.

Вот как описывал Ахты врач Антон Ефимов в письме сестре Наташе в 1899 г. (по книге Кияса Меджидова «Сердце, оставленное в горах»):

«Совсем нетрудно представить себе Ахты. Это маленький Тифлис. По склону горы Келе селение спускается к стремительным водам Ахты-чая, разделяющей аул на две части. Река напоминает характер местных жителей, упорных, решительных, но едва тронутых цивилизацией.

Ахты окружает цепь древних гор, увенчанных на востоке остроконечной вершиной Китиндага. Гора Келе с давних времён хранит селение как верный страж. Сакли лезгин, спадая к реке, так тесно жмутся  друг к дружке, что по крышам их можно ходить, как по ступеням. Жизнь местных жителей протекает на крышах: здесь работают женщины, играют дети, чисто поёт местный дард-ашуг.

Жизнь здесь нелегкая, но я не перестаю удивляться трогательной дружбе ахтынцев. Свято чтут здесь неписаные законы и искренне считают, что позор одного падет на каждого».

«Я был в Ахтах трижды, и каждый раз дивился его необычайной масштабности: в таких дебрях и такое огромное селение! Ещё в прошлом веке в нём насчитывалось более тысячи саклей. (В настоящее время в 6153 домах-семьях проживают 15200 человек.). В старинных литературных источниках его именовали городом. А теперь это и вовсе город со своими улицами, двухэтажными домами, двумя средними школами, комбинатами, магазинами, библиотеками, музеями. На окраине аула построена мощная гидроэлектростанция, дающая энергию всему району. Через Ахтычай перекинуты массивные мосты. У слияния Ахтычая и Самура стоят каменные стены старинного укрепления…»  рассказывает в своей книге Дмитрий Трунов.

За последние годы, несмотря на экономические трудности под руководством молодого и энергичного главы района Османа Абдулкеримова, который смог привлечь внебюджетные средства, Ахты преображается. Благодаря  спонсорской помощи бизнесмена Джигерхана Сулейманова, построены молодёжный центр и медицинский центр «Самур», аналога которым нет ни в одном районе Дагестана. Также завершена газификация, сооружена выездная арка, благоустроены парки отдыха, приведен в порядок читальный зал районной библиотеки.

В Ахтынском районе много красивых древних сел. Так затерянный в горах Южного Дагестана аул Миджах Ахтынского района, в ближайшем будущем может стать этнотуристическим объектом нашего края. Здесь планируют обустроить гостевые дома для туристов, которые будут стилизованы под старинные сакли горцев. А жителей  других регионов возить на экскурсии в горы на лошадях и осликах. Министерство по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан предложило администрации Ахтынского района организовать в ауле Миджах – этносело. Специалисты министерства, после изучения туристического потенциала районов, в рамках рабочих поездок, пришли к выводу, что селение Миджах имеет большой потенциал для развития этнокультурного туризма. Оно находится на восточном склоне Гельмец-Ахтынского хребта, этот аул – исторический памятник, арена боевых действий Кавказской войны. На миджахском кладбище похоронен Алимаммат Бедиралидин хва, мюрид, павший в 1848—1849 году при штурме войсками имама Шамиля Ахтынской крепости. По всему селу торчат осколки надгробных камней, некоторые с изображениями крестов, что говорит о том, что аулу много веков, и он хранит историю сражения Надир-Шаха с горцами.

Сегодня в Миджахе всего 27 семей, люди живут натуральным хозяйством и готовы знакомить со своей жизнью и гостеприимно встречать туристов. В гостевом доме Земфиры Исмаиловой вас радушно встретят, познакомят с бытом горцев, накормят национальными блюдами. Старожилы с удовольствием покажут туристам старинную мечеть, могилы с надгробными камнями эпохи Имама Шамиля, этнический годекан, где по сей день сохранились камни с геометрическими изображениями, которые говорят о том, что разговоры на годекане сопровождались игрой. Для туристов организуют пешие прогулки по горам, катание на лошадях. Селение Миджах с внешним миром связывает навесной деревянный мост, уже только это обстоятельство вызывает у туриста желание побывать здесь.

В Миджахе сохранились пиры, зияраты, священные родники, которые в настоящее время являются святыми местами для верующих, что позволяет развивать в этой местности и паломнический туризм. Самым почитаемыми святыми местами считаются пиры «Шихкерим буба», «Ризван буба» и «Абумуслим буба». В селении есть и целительный многовековой дуб диаметром 5 метров. Туристам будет интересно прикоснуться к нему, потому как дуб придает силы, лечит от сглаза, мигрени и ревматизма. По преданиям этот миджахский дуб один из 7 братьев, 6 дубов расположены на территории уже ныне Северного Азербайджана, раньше это была одна территория лезгин. Священные места привлекают в Миджах паломников не только из России, но и зарубежных стран, потому как помогают обрести душевный покой. Энергетика в Миджахе такая сильная, что путешественник не чувствует усталости, а радушие и искренность горцев вызывает желание остаться в Миджахе жить. Все эти особенности позволяют сделать из аула – этносело. И если в других регионах России и зарубежья строят этнодеревни, демонстрируя быт и жизнь тех или иных народностей, то в Дагестане ничего строить не нужно, любая территория республики будет интересна даже самому искушенному туристу.

 

Дашдемир ШЕРИФАЛИЕВ

№ 31, 04.08.2017