ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

В российских школах начались государственные экзамены. Можно сказать, от того, как выпускник сдаст ЕГЭ, предоставивший школьникам равные возможности для получения лучшего образования, зависит его дальнейшая судьба. Благосостояние той или иной страны в современном мире определяют не  природные ресурсы, не производственные мощности, а интеллект народа, как решающий фактор ее экономического успеха. В связи с этим хорошая система образования — залог развития государства и роста благосостояния его граждан.

За окном погожие майские деньки, но одиннадцатиклассникам не до этой красоты — над ними  навис «призрак ЕГЭ», традиционно являющийся  головной болью для детей,  родителей и педагогов.

 

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЕГЭ

По задумке инициаторов плюсы ЕГЭ:

— демократизация  образования, его доступность;

— возможность сдачи документов сразу в несколько ВУЗов, чтобы по результатам Единого экзамена иметь возможность выбора лучших предложений. То есть выпускник не теряет год, в случае провала на вступительных  экзаменах в один  ВУЗ,  как ранее;

— снижается  нагрузка на выпускников, вызванная необходимостью  сдавать и выпускные, и вступительные экзамены;

— следовательно, отпала и необходимость выезда для сдачи вступительных  экзаменов в сам ВУЗ.

Вместе с тем, анализ статистики выявляет и неутешительные негативные последствия сдачи ЕГЭ как единственного метода оценки знаний выпускников:

— во-первых, тестовая форма сдачи не предполагает развития креативного мышления, требуя лишь «зубрежки», то есть устаревшего «схоластического» подхода к обучению;

— во-вторых, даже при таком примитивном подходе к оценке знаний из года в год, согласно статистике, лишь в среднем 35 % учащихся успешно сдают ЕГЭ;

— в-третьих, недостаточно разработанный методический аппарат  многих учебников и откровенно  устаревшие тесты по многим предметам.  Если вспомнить недавнее прошлое, старшее поколение училось по учебникам, переиздававшимися десятилетиями с учетом новых методических разработок  и  анализа проблем обучения в рамках Союза. В частности, в Израиле русский язык изучают  по советским учебникам,  которые  считают лучшими в мире.  А сейчас учебников  много, они сменяются со скоростью калейдоскопа, и то, что было актуально вчера, сегодня по непонятным  причинам   уже не используется.

— и в-четвертых, противники  ЕГЭ мотивируют свое отношение тем, что изначально тестовая форма сдачи экзаменов была придумана для людей с низким IQ, затруднявшихся самостоятельно сформулировать ответ. Таким учащимся предлагалось просто выбрать из нескольких вариантов ответа один верный. При таком  подходе, естественно, нет возможности  аргументировать  свое мнение, найти и отстоять  истину,  в отличие от традиционного устного экзамена. Всем предлагается стандартизированное задание без учета его способностей и возможностей.

И если в недавнем прошлом этого было достаточно, то сейчас, когда скорость  развития науки гораздо выше и требует от специалиста высокой обучаемости, умения креативно осмыслить материал  и быстро и эффективно пополнять свой профессиональный багаж, не очень понятно, как это должен  делать учащийся, который не имеет навыка эффективного мышления. Кроме того, всякое научное открытие и изобретение требует креативности, умения выйти за рамки привычного, а  не шаблонного воспроизведения зазубренных сведений.

— и наконец, тотальная оценка качества работы учителя-предметника на основе результатов ЕГЭ, зависимость уровня его заработной платы от них, порождают формальный подход к обучению. В откровенном разговоре  «по душам» многие выпускники 9-х классов признаются, что тех, кто  показывает  слабые  результаты  обучения,  педагоги  и администрация школ  фактически «выдавливают» из 10-го класса, мотивируя это тем, что  такие выпускники впоследствии не смогут сдать ЕГЭ. Такие учащиеся  бросают среднюю   школу и в лучшем случае пополняют ряды студентов ССУЗов, как бы преждевременно вступая во «взрослую» жизнь с «волчьим билетом». И лишь очень малый процент таких студентов позже поступают в ВУЗ… Известны и трагические случаи самоубийств  из- за  ЕГЭ …Воистину, нет человека — нет проблемы?

 

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ

Как показывают социологические исследования, на результаты ЕГЭ влияют множество факторов, такие как уровень материального оснащения школ, доля педагогов с высшей категорией, уровень жизни населения (в регионах с высоким уровнем бедности соответственно и ниже результаты ЕГЭ).

Кроме  уровня государственного  бюджетного финансирования   на баллы по ЕГЭ влияют и семейные  ресурсы, т. е.  дети из обеспеченных семей  имеют возможность заниматься с репетиторами, получая более высокие баллы ЕГЭ. Как правило, за год – два до  окончания школы учащиеся определяются с будущей профессией и начинают подготовку к экзаменам с опытными репетиторами (услуги которых обходятся в круглую сумму)  по профильным предметам.

Проблема в том, что опытных репетиторов не так много, и далеко не каждая семья может позволить себе такую подготовку ребенка, а уровень подготовки имеющихся педагогических кадров в среднем невысок… Причинами этого являются и изначально невысокий уровень знаний выпускников педагогических ВУЗов (как правило, туда идут дети, которые не смогли позволить себе более дорогой и престижный ВУЗ и показывали слабые знания в школе, особенно, как ни печально, это касается студентов начфаков и филфаков), низкая мотивация учителей в связи с низким уровнем оплаты труда и общей непрестижностью профессии учителя (для сравнения,  начинающий педагог в царской России получал  за стандартные 12 часов в неделю (ставка) в 3 раза больше квалифицированного рабочего, работавшего 60 часов неделю.) В пересчете даже в размерах минимальной оплаты труда, это на сегодня  равно 33 840 рублей. Для  начинающего дагестанского учителя зарплата неплохая,  согласитесь?

Педагог с высшим образованием со стажем 20 лет, общей нагрузкой 18 уроков (12 часов нормативной нагрузки на  ставку + 6 дополнительных уроков в неделю)  и  классным наставничеством  получал   в 1913 году 295 руб. в месяц, что было  в 14 раз больше  средней  зарплаты рабочего,  92% к окладу полковника, 84% к окладу  Депутата Госдумы,  60% к окладу генерала царской армии  и  совпадало с окладами начальников железнодорожных и пароходных станций в крупных городах. В  советской школе, к примеру, в 1987 году учитель получал в среднем 230 рублей,  при средней  зарплате  по стране в 190 рублей.

Из имеющихся изначально слабых педагогов трудно вырастить достойные кадры, т. к. прохождение курсов повышения квалификации, аттестация, присвоение первой и высшей категории давно превращено в легальную коррупцию и, следовательно, сопровождается формальным  подходом к делу. Таким образом, некомпетентность  педагога  не является основанием ни для повышения компетентности,  ни для увольнения.

А ведь,  согласно многочисленным мировым опросам,  учителя уступают только военным и врачам в рейтинге профессий, от которых зависит благосостояние общества. В 2013 году рейтинг профессии педагога с точки зрения доверия составил 3,72 балла из пяти возможных (выше показатель только у  ученых — 3,86 балла). Исследователи отмечают, что учитель столь же тяжелая профессия, как и диспетчер воздушного движения, пилот или пожарный. Уровень стресса у них находится примерно на одинаковом уровне, а профессиграмма учителя (перечень требований на занятие должности)  одна из самых  обширных  и включает в себя порядка  сотни качеств… В современных реалиях  внушает тревогу тот факт, что практически никто из учащихся не идентифицирует себя с учителем, не стремится им стать.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Так что же делать, выражаясь словами классика?

Если сделать экскурс в историю царской  России, прослеживается, что статус  учителя, важность его роли  в воспитании и обучении специалистов  осознавалась и  признавалась государством,  всемерно  поощрявшим  самых  талантливых молодых людей на занятие педагогической деятельностью.

Ещё при Александре I учительские должности в законодательном порядке были соотнесены с чинами Табеля о рангах.

Малоизвестный, но интересный факт биографии Ленина – он был потомственным дворянином благодаря отцу, который дослужился до должности директора народных училищ в  Симбирской губернии, награждён орденами Святых Анны, Владимира, Станислава, поэтому имел чин IV класса, что соответствовало генерал-майору, и получил потомственное дворянство. Вспомните хотя бы одного современного инспектора сельских начальных школ с тремя государственными наградами, пусть даже гипотетически сравнимого с генералом!

Согласно Уставу 1828 г.: «Директор, Инспектор, и учители Гимназий, а равно и штатные Смотрители и учители уездных училищ, при увольнении от мест, награждаются за 20 лет беспорочной службы половинными, а за 25 лет полными, против  получаемого  ими оклада, пенсиями. За служение свыше 25 лет определяется еще соразмерная прибавка к пенсии…» Полная  пенсия выплачивалась после 25 лет службы, при этом можно было продолжать службу и получать жалование в полном размере, а за каждые 5 лет работы после основного стажа пенсия увеличивалась на 20%; дети пенсионера бесплатно обучались в любом среднем учебном заведении системы Министерства народного просвещения.

Впечатляют и другие меры материального стимулирования учителей «отсталой» царской России. Так, при закрытии учебного заведения учителям должны были не только предоставить другую работу, но и выплатить годовой оклад. В случае смерти невыплаченное жалование отдавалось семье покойного. При поступлении на службу выплачивались подъемные в размере 1/3 годового оклада плюс оплата проезда к месту будущей службы.

Даже во время Великой Отечественной  войны, как мне рассказывал  один заслуженный педагог, учителя получали специальный продовольственный паек, как военные. Наша современная система распределения стимулирующей части зарплаты выглядит жалкой карикатурой, призванной служить яблоком раздора в коллективе из-за отсутствия четких, прозрачных и очевидных критериев ее распределения.

Представляется, что решением проблемы общего снижения качества среднего образования в стране будет повышение престижа учительской профессии с помощью:

1) всемерного и кратного повышения  материальной заинтересованности способной молодежи на занятие педагогической деятельностью;

2) повышения моральной удовлетворенности и возрождение престижа профессии учителя в российском обществе.

3) повышения требований к подготовке и повышению квалификации учителей,  искоренение формального подхода к делу, имеющему место быть, к сожалению, в Дагестане.

И тут без четкой и явной государственной воли не обойтись. На данный момент многое и многое отдано на откуп «бизнесменам от образования»: нужны курсы повышения квалификации, любые сертификаты — пожалуйста, оплатите и получите сертификат об их прохождении. Государство это финансирует лишь частично и практически никак не контролирует ни содержание этих курсов, ни их уровень.

 

Жасмина НИЯЗОВА

№ 22, 31.05.2019

Яндекс.Погода
Май 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31