МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
ПИСЬМО
от 7 февраля 2018 г. № 03-07-11/7258
О принятии к вычету НДС, предъявленного плательщику ЕСХН, при приобретении товаров (работ, услуг) для строительства объекта недвижимости, вводимого в эксплуатацию после 01.01.2019.
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу принятия к вычету налога на добавленную стоимость, предъявленного налогоплательщику, применяющему систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), при осуществлении строительства объекта недвижимости, вводимого в эксплуатацию после 1 января 2019 года, и сообщает.
Согласно абзацам второму и пятому пункта 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса).
Пунктом 12 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) установлено, что вышеуказанные положения абзацев второго и пятого пункта 3 статьи 346.1 Кодекса применяются по 31 декабря 2018 года включительно.
Таким образом, с 1 января 2019 года организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, которые до дня вступления в силу Федерального закона не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов. На основании пункта 5 статьи 9 Федерального закона данная норма вступает в силу с 1 января 2019 года.
Учитывая изложенное, налогоплательщик единого сельскохозяйственного налога, признаваемый с 1 января 2019 года плательщиком налога на добавленную стоимость, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным до 1 января 2019 года для строительства объекта недвижимости, вводимого в эксплуатацию после 1 января 2019 года, к вычету не принимает, а включает в стоимость этих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
О.Ф.ЦИБИЗОВА
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
ПИСЬМО
от 24 января 2018 г. № 03-07-14/3564
О признании плательщиков ЕСХН плательщиками НДС с 01.01.2019 и предложении об отмене НДС
Департамент налоговой и таможенной политики повторно рассмотрел обращение по вопросу приобретения налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее — НДС) сельскохозяйственной продукции у плательщиков единого сельскохозяйственного налога (далее — ЕСХН), а также отказа от НДС и сообщает, что ответ на аналогичное обращение был направлен письмом Минфина России от 16.01.2018 № 03-07-14/1304.
Дополнительно сообщаем, что Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено признание плательщиков единого сельскохозяйственного налога (далее — ЕСХН) плательщиками НДС с 1 января 2019 года.
Указанные изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс), направлены на поэтапное встраивание плательщиков ЕСХН в цепочку плательщиков НДС в целях обеспечения их беспрепятственного участия в хозяйственных отношениях с плательщиками данного налога, которые ранее испытывали проблемы с приобретением сельскохозяйственной продукции, у сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющихся плательщиками ЕСХН, в связи с невозможностью принятия к вычету НДС.
Данные изменения позволят сельскохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся плательщиками ЕСХН, одновременно признаваться плательщиками НДС, не переходя на общий режим налогообложения, что будет способствовать повышению спроса на сельскохозяйственные сырье и продукцию, увеличению объемов продаж, а также дадут возможность проводить техническую и технологическую модернизацию производства, поскольку такие налогоплательщики будут иметь право на вычет НДС, предъявленного при приобретении материально-технических ценностей для производства сельскохозяйственных сырья и продукции.
В то же время плательщики ЕСХН будут иметь право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за предшествующий налоговый период по ЕСХН сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ЕСХН, без учета НДС не превысит определенного размера. При этом в целях освобождения от исполнения указанных обязанностей размер доходов в 2018 году установлен как 100 млн рублей, в 2019 году — 90 млн рублей, в 2020 году — 80 млн рублей, в 2021 году — 70 млн рублей, в 2022 году — 60 млн рублей.
Что касается отказа от применения НДС и замены НДС переходом к взиманию только прямых налогов, то информируем, что в Российской Федерации налог на добавленную стоимость введен с 1 января 1992 года и является одним из основных налоговых источников доходов федерального бюджета. При этом порядок применения налога на добавленную стоимость регулируется нормами главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса, соответствующими международной практике взимания этого налога, применяемой более чем в 90 государствах.
Доля налога на добавленную стоимость составляет более одной трети всех поступлений в федеральный бюджет.
В настоящее время в Российской Федерации ставка налога на добавленную стоимость составляет 18 процентов. При этом действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость установлена пониженная ставка данного налога в размере 10 процентов на отдельные социально значимые товары, в том числе продовольственные и медицинские товары, товары для детей и некоторые другие товары и услуги социального характера.
Отмена налога на добавленную стоимость приведет к потерям доходов федерального бюджета, которые не могут быть компенсированы за счет других налогов, в том числе налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций, поскольку они перечисляются в различные бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Так, в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации весь налог на добавленную стоимость в полном объеме поступает в федеральный бюджет, в то время как из 20-процентной ставки уплачиваемого налога на прибыль организаций в федеральный бюджет зачисляется только 2 процента, а 18 процентов — в бюджеты субъектов Российской Федерации, а налог на доходы физических лиц распределяется между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами.
Таким образом, в случае принятия предложения об отмене налога на добавленную стоимость доходы федерального бюджета Российской Федерации существенно сократятся, что негативно отразится на выполнении социальных обязательств, в том числе по выплате пенсий и их индексации, в то время как эта мера никак не будет способствовать увеличению доходов наиболее социально незащищенных слоев населения.
Учитывая изложенное, предложение не поддерживается.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
54-ФЗ. НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ККТ С 2018 ГОДА
- Основная поправка в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» 2017 года меняет схему работы торговых организаций с налоговой. Перемены касаются большинства предпринимателей. Новый порядок применения ККТ предполагает, что данные о продажах с каждого выбитого чека должны передаваться в налоговую через интернет. Отправляются они через оператора фискальных данных (ОФД). С одной из компаний-ОФД нужно обязательно заключить договор.
- Предприниматели теперь могут использовать только кассы с фискальным накопителем (ФН). ФН нужен для записи и хранения информации о расчетах, которые проводятся на ККТ. Все разрешенные для использования кассы внесены в реестр ФНС. Налоговая сертифицировала уже больше 100 моделей ККТ нового образца от разных производителей. Ведется и реестр фискальных накопителей — там их уже более десяти.
- Зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой можно через интернет, но только после подписания договора с ОФД. А вот в ЦТО можно уже не обращаться. Обязательное заключение договора с центром техобслуживания больше не требуется для использования ККТ. Предприниматель сам решает — выбрать ЦТО или другой сервисный центр или делать все самостоятельно.
- Хотя передача данных в налоговую стала онлайн-процедурой, закон 54-ФЗ «О применении ККТ» не содержит положений о том, что выдавать бумажный чек в 2018 году не надо. По желанию покупателя нужно отправить ему документ по email или SMS в дополнение к распечатанному на ККТ. Электронный чек приравнивается к бумажному.
- Закон о ККТ с 2018 года требует указывать больше данных в чеках и бланках строгой отчетности. Например, перечень пробитых товаров (с указанием цены, скидок), заводской номер фискального накопителя и номер телефона или email покупателя, если документ передается в электронной форме.
- Предпринимателей на патенте и ЕНВД тоже коснулись изменения в 54-ФЗ: с 2018 года они тоже начинают ставить кассы, хотя раньше были вообще освобождены от использования ККТ. Те, кто работает в рознице и общепите, перейдут на новый порядок с 1 июля этого года. А для остальных применение ККТ обязательно с 1 июля 2019 года.
№ 42, 19.10.2018