ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

С этого номера на страницах газеты вы сможете увидеть новую рубрику «Неизвестное об известном». В мире много книг, картин и музыкальных произведений,  которые вызывают неподдельный интерес у  большой аудитории. Какие загадки они таят? Об этом в нашей новой рубрике. И начинаем мы ее с картины  Ивана Крамского «Незнакомка». Неизвестное об известном расскажет заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ № 5» Самая Гаджиева.

У каждого музейного экспоната, будь то картина или скульптура, есть своя история создания и свой герой. Сотни писателей, художников и многие другие деятели искусства годами искали героев или героинь для своих творений.

Но особенность картины, которую я сейчас Вам хочу описать, заключается в том, что у неё до недавнего времени не было истории. Точнее она оставалась неизвестной. Конечно же, я не раз видела эту картину в телепередачах и в Интернете, но впервые увидеть её на полотне мне посчастливилось в филиале Национального музея Дагестана им. А.Тахо – Годи  города Дагестанские Огни.

Это картина Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная», создание которой, так или иначе, связано с моим родным краем Гусары (ныне Лезгистан) и является одним из наиболее выдающихся произведений русской школы живописи второй половины XIX столетия. Крамской написал её в 1883 году. В том же году картина была представлена общественности  на выставке художников-передвижников в Санкт-Петербурге. Оригинальное её название — «Неизвестная». После того как ее увидела публика, сразу же появилось множество слухов. Кто та барышня, которую Иван Крамской изобразил на картине? Точного ответа на этот вопрос не удалось получить до сегодняшнего дня. Изучение дневников и личной переписки художника также не смогло прояснить ситуацию: Крамской нигде не упоминал женщину, ставшую главной героиней его самого известного произведения. Более того, черты её лица близки к ярко — выраженному восточному типу.

Крамской изобразил на картине красивую молодую женщину, проезжающую в открытой коляске по Аничковому мосту. Барышня, глядящая царственно, изображена на фоне заснеженного Петербурга, одета дорого и модно. Все детали элегантного гардероба незнакомки художник прописывает с особой тщательностью. Роскошное пальто с синими атласными лентами, отороченное соболиными мехами, шляпка с перьями, перчатки из тончайшей кожи, золотой браслет — всё это выдаёт в ней обеспеченную женщину. Взгляд красавицы, обрамлённый пушистыми ресницами, надменный, в нём скользит презрение к окружающим. Но вместе с тем, в её глазах можно прочитать неуверенность, свойственную всем людям, зависящим от мира, в котором они живут. Девушка очень красива, грациозна, она привлекает к себе восторженные взгляды. Неизвестная барышня явно не принадлежала к высшему свету. Манера одеваться по последней моде, а также сильно накрашенные губы и  брови указывают на то, что она, вероятней всего, являлась содержанкой какого-нибудь знатного господина.

Долгие годы историки и деятели живописи интересовались происхождением и личностью женщины, изображённой на этой картине. Но я хочу выдвинуть свою версию и даже привести несколько доказательств.

Эту историю я записала со слов ученицы нашей школы Зейнаб Ахмедбековой, а ей, в свою очередь, рассказал ее дедушка. Так уж случилось, что имена Лермонтова и Бестужева-Марлинского с самого детства тесно переплелись с личной биографией ее прадеда Исмаила Самедова. Он всю свою жизнь бережно собирал и исследовал факты, устные предания, архивные документы и старинные рукописи, имеющие отношение к истории лезгин его родного края. В прежние времена край наш посещало очень много известных людей. Пребывание Михаила Лермонтова и Александра Бестужева-Марлинского в 30-е гг. XIX века в Гусары  подтверждают все известные  биографы и исследователи творчества этих двух выдающихся деятелей русской литературы и культуры. Однако автор, опираясь на свои исследования, предлагает новые, еще неизвестные факты и новые оригинальные гипотезы,  касающихся этих двух известных личностей. На доме, в котором проживал Лермонтов, установлена стелла с надписью: «В 1837 году здесь жил великий русский поэт Михаила Лермонтов», и приведены его стихи: «Приветствую тебя, Кавказ седой, твоим горам я путник не чужой».

В своих письмах к Александру Раевскому Лермонтов часто упоминал «…учёные татары Али и Ахмед». Как выяснилось позже, Али – это Гаджи Али Эфенди Челегирский (обращение «Гаджи» означало, что этот человек совершил хадж в Мекку, а обращение «Эфенди» — что это человек умный и образованный). Он был выдающимся учёным, владел всеми арабскими языками (более 70 наречий) и имел свои письменные труды. Что касается Ахмеда, о котором упоминал Лермонтов, то в то время он был известным поэтом и ашугом, знал многие кавказские языки, а также арабский и русский.

Двоюродный брат Ахмеда, Ибрагим Халил, служил в отряде Бестужева–Марлинского. У него была младшая сестра по имени Ругия, которая работала служанкой в доме некоего Николая. Когда в Гусары открыли школу для детей служащих и офицеров, Николай отправил учиться туда свою дочь Марусю и Ругию. После окончания школы Маруся вышла замуж за Ибрагима Халила, который уже давно испытывал к ней нежные чувства, а в Ругию влюбляется Бестужев–Марлинский. Он просит её руки у Ибрагима Халила, тот не возражает. Сама же Ругия соглашается выйти замуж за Александра только при условии, что тот примет ислам. Кроме того он должен бросить пить и курить, а также снять с шеи крест. Бестужев–Марлинский соглашается, они женятся. Но спустя некоторое время, он возвращается к прежней жизни: снова пьёт и курит, надевает крест на шею.

В июне 1837 г. в бою под Адлером Александр получает ранение. Халил выносит его с поля битвы и по приказанию раненого отвозит в родное село Ермоловка, где и состоялись похороны.

После смерти мужа Ругия вышла замуж за пожилого русского генерала и уехала с ним в Москву. Там и произошла её короткая и неожиданная встреча с художником Крамским, который случайно увидел её, когда у коляски, в которой она ехала, сломалось колесо. Пока колесо чинили, художник успел сделать несколько набросков. После чего Крамской представился и попросил незнакомку назвать себя, но Ругия гордо подняла голову и ничего не ответила, ведь кавказским девушкам не следует говорить с незнакомыми мужчинами. Поэтому женщина на его картине так и осталась неизвестной.

Прошло много времени,  и  каждый раз появляются новые сведения об этой картине. Существуют слухи о проклятии картины. Не только загадочностью образа главной героини привлекает любителей искусства картина «Незнакомка». Художник создал поистине мистическое произведение. Считалось, что на протяжении десятилетий оно притягивало к своим владельцам беды и неудачи. Написав полотно, Крамской предложил Третьякову купить его для своей галереи, однако тот отказался, будучи уверенным, что портреты красивых женщин способны вытягивать силы из живого человека. «Незнакомка» находила приют в частных коллекциях сначала в России, затем за рубежом, однако всем своим владельцам она приносила несчастья. Проклятье нависло и над самим Крамским: спустя несколько месяцев после того, как картина увидела свет, у него один за другим ушли из жизни 2 сына.

После долгих путешествий в 1925 году загадочная «Незнакомка» вернулась в Россию и всё-таки заняла своё место в Третьяковской галерее. С тех пор она перестала приносить несчастья окружающим. Поклонники творчества Крамского уверены, что если бы полотно изначально попало в коллекцию Третьякова, тогда за ним не потянулась бы дурная слава, ведь именно там оно должно было находиться с самого начала.

С 1969 по 1988 гг. воспитанницы интерната «Горянка» собирали материал о Бестужеве-Марлинском для пополнения школьного музея. Узнав о том, что в маленьком поселке Огни интересуются жизнью ее близкого человека тетя  Бестужева-Марлинского, которая в то время жила в старом железнодорожном доме в г. Дербенте решила подарить школьному краеведческому музею именной рояль Бестужева-Марлинского.

В 1980 году  решением Совета «народного» музея решили передать старый, именной рояль в Дом-музей Бестужева-Марлинского, расположенный в городе Дербенте. В этом музее этот рояль находится и в настоящее время.

 

№ 40, 05.10.2018