ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
Работник образования

Шахханум КУРБАНОВА — Заслуженный работник образования

Учитель со стажем, заслуженный работник образования Шахханум Рашидовна Курбанова, рассказывает о «городе своей молодости», педагогической деятельности, об  учителях и школах, женсоветах и профсоюзах  послевоенных лет в поселке Огни.

«Родилась и выросла я в солнечном Турк-менистане. Жили мы в военном гарнизоне, так как мой отец, уроженец Дагестана, был военным летчиком, кадровым офицером. Когда же он вышел в отставку, мы переехали на его родину.

К тому времени я окончила школу и мне надо было решить: «Куда пойти учиться? Какой овладеть профессией?» Выбор пал на  педучилище в г. Дербенте. Так я навсегда связала себя с преподавательской деятельностью. Проработала тридцать один год в школе в Огнях, после двенадцать лет трудилась инспектором-методистом в управлении образованием города. Разумеется, современные школы, да и образование в целом, заметно отличаются от привычного нам, бывшим советским гражданам.

Учитель в поселке был уважаемым человеком, можно сказать, почти святым. Причем такое отношение было не только со стороны учеников, но и родителей, да и всех кто жил в поселке. Помню, как мальчишки,  проходя мимо, приподнимали фуражку и громко здоровались.

Моя родственница – тоже учительница, приехавшая в Дагестан по распределению, рассказывала, как ей было неудобно и неловко, когда сидящие на годекане аксакалы почтительно привставали и здоровались с ней. Без преувеличения можно сказать, что все преклонялись перед именем «учитель». Время было голодное. Родители учеников старались помочь нам, угостить. Приносили то муку, то  сахар, то молоко. Иногда даже приглашали домой.

Отношение к учителям, к огромному сожалению, теперь очень изменилось. Не могу утверждать, но может быть в этом вина и самих педагогов. Учитель в советское время был воплощением строгости и скромности. Учитель должен быть для детей авторитетом. Так нас учили в педагогическом училище.

Что же касается ребят, то в советское время с малых лет приучали к труду, и дети наряду с учебой занимались хозяйством.

В наше время от учителя на уроке можно услышать странное замечание: «Если не будешь учиться — станешь рабочим!». Я готова поспорить. Учитель должен прививать любовь к труду и объяснять школьникам, что все профессии нужны. Разве можем мы прожить  без хлебороба, портного, сапожника, строителя? А ведь эта безобидная фраза может привести к серьезным последствиям.

фото с конем1

Медсестра спешит на помощь (Городская площадь, предположительно 60-е годы)

В СССР все были общественниками. Я была и рядовым членом, и секретарем, и председателем избирательной комиссии. Позже выполняла функции председателя профсоюза в школе № 3. Хочется отметить, что профсоюзы в нашем поселке играли важную роль и выполняли ряд функций: решали трудовые споры, оказывали материальную помощь, распределяли путевки. Существовало мощное молодежное движение, женсоветы. О последних хочется рассказать подробнее. Женсоветы имели большие полномочия, они регулировали семейные, трудовые вопросы. Любая женщина могла обратиться за помощью, если у нее возникали трудности на производстве или в семье. Ей обязательно помогали, решали возникшие проблемы. Слово женсовета было веским, уважаемым. Часто в эти общественные организации приходили молодые мамы, жаловались: «Я очень хочу работать, но у меня маленькие дети». Ей подсказывали возможные варианты. Ведь сколько всего полезного можно сделать дома! К примеру,  заниматься  ковроткачеством. Женщинам в таком случае предоставляли станки, нитки, необходимое оборудование, контролировали сроки выполнения работы.  Думаю, что подобные организации могли быть полезными и сейчас. В частности, чтобы помогать молодым людям с трудоустройством, проводить мероприятия, акции, конкурсы, встречи, круглые столы, а самое главное — защищать их интересы.

Очень жаль, что сейчас наш город не может похвастаться такими организациями. Хочется, чтобы в сердцах людей была уверенность в завтрашнем дне. Чтобы дети, молодежь, пенсионеры не чувствовали себя одинокими, беспомощными, незащищенными.»

 

ОГНИНЦЫ, КОТОРЫЕ ПРОСЛАВИЛИ НАШ ГОРОД

 

Александр Рыбников – Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны. Наиболее известен подвиг Александра Рыбникова и его батальона в уличных боях за Кёнигсберг.

 Али Османов — советский и российский историк, публицист, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, доктор исторических наук.

 Гебек Насруллаев — Герой социалистического труда, почётный гражданин города Дагестанские Огни.

 Константин Козленко — восстановил производственные мощности стекольного завода, провел его модернизацию. По его инициативе в поселке началось строительство Дворца культуры, многоквартирных домов для заводчан, больницы, асфальтировались улицы, стала налаживаться жизнь огнинцев.

 Георгий Малкин — педагог, краевед. Основал в поселке Огни лучший школьный музей СССР.

 Камиль Курбанов — создатель первой в СКФО Республиканской школы циркового искусства. Лауреат Государственной премии Республики Дагестан.

 Везирхан Дашдиев — первый руководитель Дома детского творчества «Данко», признанного в то время лучшим в Дагестане.

 

Заира МУРТАЗОВА

№ 32, 12.08.2016