Продолжение. Начало в № 06
В России образовательные стандарты – это повод для многочисленных дискуссий. А что происходит в этой области в мировой практике? Национальные стандарты образования могут играть разную роль в зависимости от общей концепции развития образования. Мы условно решили выделить основные типы или модели такой политики: англосаксонскую, немецкую, скандинавскую и южнокорейскую. Это деление во многом условно, тем не менее, оно показалось нам интересным и полезным.
СТАВКА НА ЧАСТНУЮ ШКОЛУ И КОНКУРЕНЦИЮ
В стремлении улучшить качество образования в Англии и США (отчасти в Канаде) делают ставку на конкуренцию между школами и в тенденции на частичную их приватизацию. Стандарты в этой парадигме являются инструментом рыночной модели образования. Основная идея этой системы регулирования состоит в том, что конкуренция ведет к повышению качества школьного обучения. При помощи национального тестирования ежегодно проверяется соответствие результатов заявленным в стандартах целям образования. Результаты публикуются в виде рейтинга школ. От этих результатов зависит размер финансирования образовательного учреждения. Низкие результаты влекут за собой санкции для школы и учителей вплоть до увольнения и закрытия.
Такая форма регулирования качества при помощи стандартов и тестирования влечет за собой ряд побочных негативных явлений. Кратко это выражается в следующем: натаскивании учащихся на тесты; сокращении доли творческих и действительно общеразвивающих занятий и предметов, по которым тестирование не проводится; массовой фальсификации результатов тестирования; вытеснении слабых учащихся; высокой психологической нагрузке (стрессе) у учащихся и учителей.
Это показывает, что улучшение качества обучения, связанного с развитием компетентностей, проявляющегося в эффекте переноса (трансфера), не происходит, такая модель управления качеством образования подвергается иногда острой критике в самих этих странах.
Если говорить об английской системе, то здесь почти все частные школы — это образовательные организации полного, реже частичного пансиона. От государственных учреждений частные школы Англии отличаются уровнем обучения, у выпускника такой школы шансы поступить в университет выше. Объясняется это большим количеством изучаемых предметов, квалификацией преподавательского состава и крепкой материальной базой.
В системе образования Британии широко развито элитарное обучение. Высокопоставленные родители из разных стран мира стремятся устроить своих детей в престижные британские университеты или школы. В них, как считают эксперты, студенты не только получают глубокие знания и осваивают светские манеры, но и приобретают связи в сфере политики и бизнеса.
СЕЛЕКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
Вторая модель образования, условно называемая немецкой, связана с выдвижением на передний план селективной функции системы образования. Эта модель направлена на дифференциацию обучения, на выявление и поддержку, прежде всего «сильных» учащихся («талантов»). Система образования Германии после окончания начальной школы распределяется на три потока: самые способные идут в гимназии с перспективой сдачи абитура и поступления в университет, второй поток – в реальную школу с перспективой поступления в профессиональную высшую школу и, наконец, третья группа самых слабых учащихся.
Сторонники «немецкой системы» опираются на идею, что уровень требований к учащимся и ход обучения должны соответствовать реальному уровню и возможностям учащихся. Слабые учащиеся будут чувствовать себя лучше в школе, программа обучения которой не столь сложна и соответствует их возможностям. А противники утверждают, что этот уровень таким путем лишь закрепляется и что такая система противоречит положению о равенстве образовательных возможностей для всех граждан.
Аргумент, на который опираются сторонники селективной функции, состоит в том, что согласно ряду исследований уровень врожденных интеллектуальных способностей оказывается крайне устойчивым на протяжении жизни и повлиять на него при помощи обучения в школе невозможно или очень трудно.
В контексте данной проблемы основной вопрос: что происходит с теми учениками, кто не справился с минимальными требованиями? В мировой практике существуют разные модели решения проблемы гетерогенности, то есть разного уровня и профиля способностей учащихся.
Современные компетентностно-ориентированные стандарты учитывают данную проблему и направлены на ее решение в системе. Поэтому в Германии, как и в других немецкоязычных странах, обсуждаются только такие стандарты.
ДОВЕРИЕ КАК ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ
Системы образования в Финляндии и Швеции, являющихся признанными странами-лидерами мирового образования, направлены, прежде всего, на обеспечение равенства, которое в этих странах понимается радикальным образом не только как равенство шансов, но и как равенство результатов. Следствием этого является система поддержки, обеспечивающая достижение минимального достаточно высокого уровня всем учащимся, а разделение учащихся по способностям на разные потоки запрещено. Минимальный уровень результатов определен в минимальном стандарте, которого должны достигать 90% учащихся.
Характерно, что как в Финляндии, так и в Швеции не любят говорить о стандартах, так как с этим термином в мировом образовании связывается жесткая система тестирования и проверок, а это «противоречит нашей философии образования». Поэтому термин «стандарт» стараются вообще не употреблять. Говорят о «рамочных программах», «примерных учебных планах» и т.п. Тем не менее, требования к результатам формулируются, и на основе этих требований проводится тестирование, что функционально соответствует международной концепции стандарта. Поэтому рамочные учебные планы, принятые в этих странах, переводятся на иностранные языки как стандарты образования.
Таким образом, в «скандинавской модели» стандарты образования служат ориентиром школам и учителям, которым предоставлена большая степень свободы выбора методов и содержания обучения. Отношение к учителям и школам основано на доверии к их профессиональной компетентности. Стандарты положены в основу национального тестирования, результаты которого сообщаются только школе.
РЕГУЛЯРНАЯ ЭВАЛЮАЦИЯ ШКОЛ
Эвалюация в образовании охватывает спектр теоретико-методологических и практических работ по систематическому исследованию ценности и позитивности качеств обучаемых, анализируемых на основе единой методологии, сочетания количественных и качественных методов для отслеживания характера и динамики изменений. Однако благодаря атмосфере доверия – школьная инспекция и управленческая бюрократия отменены – школы сами заинтересованы в отслеживании своих результатов и платят агентурам качества за эвалюацию.
Как отмечается в разных источниках, предпосылкой успешности этих стран являются, в частности, высокая квалификация учителей, индивидуализация обучения, отслеживание прогресса учащихся путем портфолио и диагностических тестов, которые не ощущаются учащимися как проверочные, не связаны с оцениванием и поэтому не вызывают у них стресса. Тестирование просто является обычной составной частью процесса обучения и направлено на выявление и устранение проблем в обучении на ранних этапах.
Модель обеспечения качества путем участия, обратной связи и системы поддержки, как это принято в скандинавских странах, рассматривается большинством экспертов и общественностью ФРГ как образец для подражания.
ЭНТУЗИАЗМ РОДИТЕЛЕЙ — КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ
Хотя обсуждение корейского отношения к образованию часто ссылается на конфуцианство, менее четверти жителей Южной Кореи были сколько-нибудь грамотными в конце Корейской войны. В последующие десятилетия, образование стало не просто способом самосовершенствования — это был способ построить страну, тем более, что японские колониальные власти ограничили доступ этнических корейцев к школьному обучению. Все это только укрепило отношение к обучению как моральному долгу перед семьей и обществом, а также необходимому средству индивидуального продвижения.
В Южной Корее (как в большинстве азиатских стран) делается упор на «зубрежку», на максимальное количество часов, проведенных в классе. После школьных занятий большинство учеников посещают дополнительные занятия в частных школах или занимаются с репетиторами. К моменту окончания школы количество дополнительных занятий только увеличивается.
Система образования Южной Кореи стала настоящим «предметом экспорта», так как ее подъем от послевоенной отсталости до международного признания, ведомый огромным желанием народа быть образованным, привёл в итоге к созданию «дорожной карты» для развивающихся стран. По мнению министра образования, науки и технологии Ли Джу Ха лихорадка образования действительно сделала то, что Корея имеет сейчас.
Неоспоримый факт, что процветающая экономика Кореи стала возможной благодаря тяге людей к образованию. Даже когда страна боролась с бедностью и зависела от помощи зарубежных стран, родители в Корее жертвовали всем для образования детей. Некоторые, получившие такое образование, стали творцами личного экономического чуда.
Энтузиазм родителей, для которых желание дать достойное образование своим детям — один из ключевых факторов, обеспечивших Корее небывалый экономический рост.
Министр образования Ли Джу Ха предпринял серьезные инициативы в образовательном секторе, после того, как вступил в должность в 2010 году. Министерство запустило программы «Университет мирового уровня» и «Колледж мирового уровня», сопоставимые с аналогичными программами самых престижных в мире университетов и колледжей.
К тому же были активированы дополнительные учебные программы для начальных и средних школ в тесной кооперации с региональными образовательными офисами для обеспечения домашнего или частного образования.
Министерство также выбрало так называемые школы Meister, специализирующиеся на техническом образовании, в которых учащиеся могут получать знания в таких областях, как судостроение, механика, полупроводники, медицина. Образовательная лихорадка обеспечила Корее быстрый экономический рост и внесла вклад в создание нынешних условий.
Но нечто общее у Финляндии и Южной Кореи есть. За успешностью системы образования и в одном, и в другом случае стоят отличные педагоги. Не на одаренных учеников, а на одаренных учителей делают ставку в этих странах, особенно в Финляндии. Конкурс на место педагога здесь огромный, поэтому каждый — магистр наук или имеет научную степень. При этом надо отметить, что в Южной Корее заработная плата учителя примерно в два раза выше средней по стране, в то время как в Финляндии она не выходит за эти пределы.
Продолжение в следующем номере
Рамазан ОСМАНОВ
№ 08, 23.02.2018