ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Китайские родители во время ЕГЭ

Продолжение. Начало в № 09

 

НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Современную систему обучения, бесспорно, нельзя называть совершенной, в ней остается много крупных и мелких недостатков, над которыми предстоит поработать. Вот некоторые из них: отсутствие синхронизации знаний по предметам, в результате чего ученикам трудно построить в сознании целостную картину мира, ограниченное количество бюджетных мест в ВУЗах, нивелирование значимости золотой медали, снижающее мотивацию к учебе, отсутствие предметов, направленных на воспитание подростков как будущих жен и мужей, родителей.

Недочеты в разработках современных образовательных реформ можно называть долго. Но мы, родители и педагоги, должны запомнить одно: в любых условиях важно не только дать образование ребенку, но и вырастить высокоморальную волевую личность, которая направит свои знания и умения на то, чтобы сделать мир лучше! Зная недостатки, мы должны стараться восполнять недочеты существующей системы личным участием в жизни ребенка.

Какими бы ни были отличия российской и зарубежной систем образования, они, прежде всего, обусловлены внутренними условиями и факторами, характерными именно для них. Поэтому со стопроцентной уверенностью утверждать, что российская система лучше, а зарубежная – хуже, или наоборот, мы просто не можем. Нужно учитывать менталитет, особенности развития и традиции народа, страны, поэтому под одни критерии подогнать две различные системы просто невозможно. Но, всё-таки, Россия, в свете сотрудничества со странами-участницами Болонского процесса, должна учитывать современные европейские тенденции в образовании, чтобы действительно создать единую образовательную среду. Поэтому изменения неизбежны.

 

ЭКЗАМЕНЫ ПО-НОВОМУ

 В 1933 году президентом Гарвардского университета (одного из самых престижных) стал Джеймс Конант, который изменил систему обучения. Много веков студентами этого вуза становились выпускники лучших школ Новой Англии — дети местной элиты: возможность учиться здесь определялась по праву рождения, а не на основе оценки реальных способностей. Брайнт Конант решил исправить это и в 1934 году в рамках отбора кандидатов на полную стипендию начал использовать SAT — «Академический оценочный тест». Создатели этой системы проверки стремились найти среди абитуриентов самых талантливых — тех, кому действительно необходимо было качественное образование.

В нашей стране еще в двухтысячных появилась идея заменить привычные выпускные экзамены едиными государственными. И спустя несколько лет она претворилась в жизнь. Положительные и негативные стороны ЕГЭ обсуждаются уже не один год. Противоречивые мнения вызывают много сомнений, что и приводит к необходимости узнать о ЕГЭ более подробно. Зачем нужен единый экзамен, его плюсы и минусы? Одни отзываются о нем положительно, а другие дают негативную оценку.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА ЕГЭ

Первым плюсом введения ЕГЭ является то, что абитуриент сдает экзамен в своем городе и по его результатам может поступить в выбранное ведущее заведение РФ без длительных переездов. Таким образом, сельские дети уравниваются в правах с теми, кто живет в больших городах. Ведь во время экзаменов «по билетам» документы можно было подать исключительно в один ВУЗ, а далеко не у каждого ученика к концу 11-го класса формируется четкое понимание того, что ему нужно и чем он собирается заниматься в жизни. При этом вариантов у нас огромное множество, и многие настолько различны, если не сказать, противоположны по специализациям, что сделать выбор самостоятельно очень сложно. Конечно, многим ребятам в этом помогают родители, ставя перед своими детьми условия выбора своей будущей специальности. Но не всем так везет.

Вторым немаловажным плюсом является то, что не нужно сдавать множество предметов. Только два обязательных и один-два по выбору. Это, конечно, значительно снимает нагрузку с учащихся в старших классах. Появляется много свободного времени, так как подготовке к обязательным предметам уже не нужно уделять много внимания, а к одному или даже к двум дополнительным предметам подготовиться не составит особого труда.

Но не стоит забывать о том, что школа, в первую очередь, должна воспитать разностороннюю, образованную личность в каждом из своих подопечных. А это значит, что отсутствие большого количества экзаменов в данном случае автоматически становится минусом. Ведь мы расслабляемся и все свои силы уводим на то, чтобы сдать эти два-три экзамена, перестаем обращать свое внимание на другие, не менее важные предметы. Знания становятся более узконаправленными и поверхностными, снижается общий уровень образованности населения.

А с другой стороны, конечно, очень сложно говорить о снижении психологической нагрузки с появлением ЕГЭ. Всех нас чуть ли не с начальной школы начинают запугивать «страшными» экзаменами. Камеры, металлоискатели, люди с оружием у входов в школы, где будет проходить ЕГЭ, все это уже не шутки, а реальность и многие её очень боятся.

Еще одним плюсом введения системы ЕГЭ является, если не уничтожение коррупции вовсе, то хотя бы ее снижение. Да, конечно, есть мнения, что вся коррупция просто переехала из ВУЗов в школы, но все же это не такое масштабное явление, как раньше.

И последнее, что я считаю действительно большим и неоспоримым плюсом системы ЕГЭ – это отсутствие человеческого фактора. Любой учитель в первую очередь – человек. А любому человеку свойственно иметь привязанности и неприязни. Это в свою очередь означает, что, несмотря на всю непредвзятость преподавателей, любой из них, хоть и на подсознательном уровне, будет стремиться помочь своим любимчикам и наоборот «завалить» тех, кто им не нравится. Другая сторона: человеку так же свойственно ошибаться. Даже учитель, знающий свой предмет на очень высоком уровне, может не заметить, пропустить, ослышаться и так далее. И, следовательно, снизить оценку или наоборот завысить её.

 

МИНУСЫ СИСТЕМЫ

К первому минусу я бы отнес простоту и плоскость ЕГЭ.

Сдать его действительно очень просто, даже не зная предмета в целом. Вся суть подготовки к экзамену сводится к зазубриванию законов и правил чаще всего встречающихся в заданиях, а также к элементарному «натаскиванию» на стандартные задания. Весь период с девятого по одиннадцатый класс сводится к решению демонстративных вариантов. Не к глубокому изучению предмета, не к последовательному изучению фундаментальных законов той или иной науки, а к «подготовке» к ЕГЭ. Данный уровень подготовки вместо творческого подхода, тренировки широкого взгляда на вещи, умения видеть связь между науками, самостоятельного мышления и нестандартного решения каких-либо задач и в будущем проблем, дает стандартизацию и узконаправленные знания.

Второй минус, несмотря на ожидания, это все-таки огромная психологическая нагрузка. Нервное напряжение учителей, учеников и родителей. Это плохо. Часто на таких мероприятиях людям становится плохо. Бывают нервные срывы, дети впадают в истерику, они не могут собраться и выполнить работу на должном уровне. Педагоги переживают стресс из-за того, как ученики покажут результат их труда на протяжении всего времени обучения. Волнение перед экзаменом доводит некоторых детей даже до самоубийства. Зафиксировано немало случаев суицида из-за плохих результатов ЕГЭ или из-за боязни не сдать.

Третий минус системы ЕГЭ: она не подходит для гуманитарных наук. Невозможно адекватно оценить знания учеников по литературе или истории, используя исключительно тесты. Необходим диалог, дискуссия с учителем. Ведь эти предметы нацелены на то, чтобы учащиеся научились рассуждать, выражать свое мнение, логически связывать события. А при подготовке к ЕГЭ приходится зубрить абсолютно не соответствующие этим целям вещи.

Следующий минус плавно вытекает из предыдущего. Из-за системы ЕГЭ происходит стандартизация умов. В тестовой части задания всегда существует лишь один правильный ответ в то время, как на самом деле на заданный вопрос можно ответить очень и очень по-разному. Конечно, для выражения личного мнения существует часть С, но и там эта возможность очень формальная. Ведь, что бы сдать то же сочинение по русскому языку в ЕГЭ, достаточно короткого клишированного сочинения, в котором, в общем-то, не слишком будет отражаться личное мнение ученика.

Взвесив все плюсы и минусы, можно сделать несколько выводов из всего вышесказанного.

Первый вывод состоит в том, что ЕГЭ уже никуда не денется. Этот экзамен не отменят. Правда за последние несколько лет он претерпел довольно значимые изменения: из КИМов ушли тесты, задания становятся сложнее, уровень подготовки, необходимый для сдачи, повышается, а количество обязательных предметов все время обсуждается, и скорее всего, будет увеличиваться. Но пока этого все равно недостаточно для общего повышения уровня образования.

Второй вывод: в целом ЕГЭ – это не так уж и плохо. Да, есть недочеты, есть даже существенные недостатки, но в целом при должной корректировке системы образования в целом и системы сдачи экзаменов, и проверки знаний в частности выдаст в итоге, и повышение образованности, и расширение получаемых знаний, и развитие культуры населения.

Конечно, эта система не идеальна. Многие жалуются, что школьные оценки и обучение становятся бессмысленными. Медали, награды, да и сам аттестат теряют свою ценность. Но на деле это не совсем так. Часто при поступлении возникают спорные случаи, когда на одно место претендуют два человека с одинаковыми балами ЕГЭ. В этом случае и идут в ход аттестаты и награды. Ученика с большим потенциалом и зачисляют в ВУЗ.

 

Рамазан ОСМАНОВ

№ 10, 09.03.2018