ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Все меньший объем богатств мира создается в сфере материального производства. Развитые страны уходят в отрыв от остальной планеты не потому, что у них много фабрик, заводов, рудников и ферм. В этих странах на промышленность вместе с сельским хозяйством приходится не больше четверти ВВП, гораздо меньше, чем у нас. Их преимущество — в интеллектуальном и информационном продукте, который является самым дорогим товаром в современном мире, гораздо дороже сырья или станков.

Одна компьютерная программа способна принести большую прибыль, чем крупный металлургический комбинат. Личное состояние одного человека — Билла Гейтса, занимающегося программным обеспечением, больше активов всех нефтяных компаний России, вместе взятых. Мир будущего принадлежит образованным. Нации с недостатком интеллекта отстанут навсегда, растворятся в истории.

Да, образование стоит денег и для государства, и для отдельных граждан. Но невежество обходится гораздо дороже.

Реформа государственной системы образования постоянно проводится во всех странах по двум причинам:

Первая причина — экономическая. Люди пытаются выяснить, получают ли наши дети достаточно знаний, чтобы занять свое место в экономике 21 века. Но как это сделать, учитывая, что нельзя даже предсказать, что произойдет в экономике через неделю. Вторая причина — культурная. Во всех странах думают, как научить детей сохранять национальную самобытность и передавать культурное наследие, не выпадая из процесса глобализации.

Министр образования и науки Ольга Васильева, да и учителя советского периода считают, что российским школам необходимо вернуться к лучшим традициям советского обучения — «лучшего в мире». Если бы это мнение о превосходстве советского образования было близко к действительности, то страны Запада должны были бы устроить у себя образовательную реформу по примеру СССР, но ни одно из европейских государств — ни Франция, ни Англия, ни Италия — никогда не думало заимствовать советскую модель. Чтобы прояснить ситуацию, мы решили провести небольшой экскурс в прошлое. Мы прекрасно знаем, что это советские люди изобрели космическую ракету, развивалась наука, атомная отрасль. Да, это правда, но эти разработки, прославившие Советский Союз, принадлежали ученым еще с тем, дореволюционным образованием. Ни Курчатов, ни Королев никогда не учились в советской школе. И их коллеги-ровесники тоже никогда не учились в советской школе либо учились у получивших дореволюционное образование профессоров.

 

ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20 ВЕКА

Многие считают, что советское образование уходит своими корнями в образовательную систему царской России. До революции в России существовало много типов школ: классическая гимназия, реальное училище, кадетский корпус, духовная семинария, коммерческое училище и т.д. Учиться мог практически каждый, кто к этому стремился. Была «своя» школа для любых способностей. В этот период Россия была интегрирована в мировую систему образования. Выпускницы гимназии (Софьи Фишер — основательница частной женской классической гимназии) без экзаменов принимались в любой немецкий университет. У нас было много учеников, которые учились в Швейцарии, Германии. При этом они были далеко не самые состоятельные, иногда наоборот. Если брать низшие слои населения, уровень жизни в императорской России немного превосходил английский, немного уступал американскому и был вровень с европейским. Средние зарплаты меньше, но жизнь здесь была дешевле. После 1917 года вместо образовательного многообразия (многукладности) стал внедряться единый тип школ, наступил период всеобуча. Основным предметом стала математика. Математика была единственным предметом в школах Советского Союза, который соответствовал требованиям императорской средней школы. У государства была потребность делать оружие. Кроме того, математика была как отдушина. Ею занимались люди, которым было противно в других научных областях из-за идеологии. Только математика и физика могли спрятать от марксизма-ленинизма. Поэтому и получилось, что интеллектуальный потенциал страны постепенно искусственно смещался в сторону технических наук. Гуманитарные науки в советское время вообще не котировались (особенно литература). В результате Советский Союз развалился из-за неумения работать с гуманитарными технологиями, что-то объяснять населению, договариваться. Мы и сейчас видим, насколько чудовищно низок уровень гуманитарной дискуссии в стране.

 

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

После распада СССР модель советского всеобуча перестала иметь смысл. Хотя ученику было неинтересно учиться в то время, преподаватели поверхностно и ради галочки продолжали преподавать по-старинке, а жизнь на каждому шагу преподносила свои сюрпризы. Чтобы дети все же учились, нужно было какое-то социальное давление. В раннее советское время сама обстановка в стране заставляла человека становиться лояльным членом социума ведь он строил светлое будущее — коммунизм. А потом постепенно давление ослабло. Шкала требований поползла вниз. Чтобы не иметь дела с второгодниками, учителям приходилось заниматься чистым рисованием оценок, и дети совершенно спокойно переходили из класса в класс, получали и среднее образование, и высшее образование. То есть образование не гарантировало карьеры. А в других странах такого практически нет. Преподаватели продолжали так же работать.

В 1990-е годы это был вынужденный шаг со стороны педагогического сообщества. Тогда учителей оставили в полной нищете. И метод «не учить, но спрашивать» для них стал единственным способом гарантированного заработка. За репетиторскими услугами своего ученика отправляли к коллеге. А тот соответственно поступал так же. Но когда в той же самой Москве преподавательские зарплаты выросли, учителя уже не смогли или не захотели избавиться от этой методики. По-видимому, вернуть их к прежним принципам образования уже и невозможно.

Обучение, суть которого заключается в формировании стереотипного мышления и получении традиционных знаний, мешало ученику и студенту полностью раскрыть свой потенциал и показать свои истинные возможности. В совокупности современная система образования чересчур стандартизирована и не допускает отклонений от нормы, а это мешает развитию творчества и креативности.

Чтобы разобраться в недостатках системы образования, рассмотрим основные из них.

На первом месте в общей системе предметов всегда стоят математика (алгебра и геометрия) и русский язык, причем изучение математики в школах чаще всего происходит на высшем уровне и те ученики, чей склад ума гуманитарный, зачастую не успевают в этой сфере, получая низкие отметки по предмету. Это, безусловно, неправильно, что абсолютно все дети должны изучать математику на одном уровне, уже давно следовало бы, начиная со средних классов, разделить предмет на базовый и профильный, ведь далеко не у всех школьников технический склад ума. В целом, ученик школы с определенного класса, основываясь на своих интересах и предпочтениях, должен самостоятельно выстраивать свой график предметов. Это бы вызвало больший интерес к учебе. К сожалению, высшие государственные органы пока не осознали необходимости данных перемен.

 

МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

В школьном образовании очень мало предметов, развивающих творческие наклонности личности. Зачастую это традиционный труд (технология), который нередко вызывает отвращение у детей, ведь в современном обществе не все девочки хотели бы заниматься шитьем и кройкой, а мальчики в большей степени хотели бы увлекаться строительством более технологичных вещей, а не производством скалок и досок для кухни. Было бы намного увлекательнее, если бы девочек учили домашнему хозяйству в современном темпе жизни, а мальчиков — изобретению современных продуктов труда. Как показывает практика, в школах очень мало часов уделяется музыке и искусству, а танцы вообще отсутствуют в большинстве школ.

 

СТЕРЕОТИПНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Нередко детей учат отличать понятия «добро» и «зло» и внушают то, что богатство — это плохо, ведь человек склонен портиться от чрезмерного накопительства. Поэтому у большинства современных людей плохое мнение о богатых мира сего, хотя стоит понять, что некоторые из них действительно талантливые и интересные личности. Необходимо научить ребенка смотреть на жизнь с разных сторон, и пусть он выберет сам, что ему по душе.

Учителя часто навязывают ученикам собственное мнение по многим вопросам: вероисповедания, национального достояния, политических режимов. Это вырабатывает в несформированном сознании ребенка некий стереотип, которому он может следовать все свою жизнь, никак не пытаясь исправить ситуацию. Преподавателям стоит понять, что школьнику необходимо самостоятельно дойти до рассмотрения этих вопросов и принять нужный курс.

 

СТРОГАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

С начальной школы ребенок попадает во Вселенную отметок, оценка как он считает, результат его труда, она должна быть высокой (а их, к сожалению, у учителя всего три, а детей иногда более 30). Любое отклонение от высшего балла является для школьников настоящей трагедией, из-за этого у них часто пропадает мотивация для дальнейшего развития. В школах существует такая схема: если ученик начинает получать плохие оценки с ранних ступеней обучения, то он продолжает их получать и в старших классах, редко кто впоследствии кардинально меняет отношение к учёбе. Для того, чтобы как можно больше детей учились на «хорошо» и «отлично» и были заинтересованы в учёбе, необходимо придумать новую мотивацию для учебы, исключая отметки.

 

Продолжение в следующем номере

 

Рамазан ОСМАНОВ

№ 06, 09.02.2018