ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Зейдулла ГАШИМОВ
Глава администрации городского округа «город Дагестанские Огни»

Город Дагестанские Огни — самый юный город республики Дагестан, получивший статус муниципального образования в 1991 году.

Статус и границы городского округа «город Дагестанские Огни» площадью 927 га установлены Законом Республики Дагестан от 28 декабря 2004 года.

В 2014 году Дагестанские Огни включен в перечень монопрофильных муниципальных образований с наиболее сложным социально-экономическим положением (распоряжение правительства РФ от 29 июня 2014 г. № 1398-р).

 

Уважаемые депутаты!

Дагестанские Огни – это город с накопившимися проблемами: в экономике, социальной сфере, промышленности. Вопросов, которые требуют особого внимания, очень много и только их последовательное решение позволит создать условия для устойчивого развития города.

Выполнение возложенных на администрацию городского округа функций, а также эффективность использования имеющихся ресурсов во многом зависят от положения дел в экономике, поскольку именно здесь, в основном, образуется налогооблагаемая база для формирования бюджета.

Поэтому начну отчет с положения дел в реальном секторе экономики.

 

Экономическое развитие 

Производство

Действующими предприятиями по производству промышленной  продукции являются ООО «ДагестанСтеклоТара» и  ООО «Огнинский хлебозавод». В общем объеме отгруженных товаров собственного производства более  90 % приходится на долю градообразующего предприятия.

 

Инвестиции

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в 2017 году составил 517,2 млн.  руб., или 81% к уровню 2016 года.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников  финансирования в 2017 году  составил 325.6 млн. руб., в 2016 году этот показатель составил 37,9 млн. руб.

Важно отметить, что в 2016 и 2017 годах в рамках Республиканской инвестиционной  программы ассигнования  на мероприятия  по развитию социальной инфраструктуры города не предусматривались.

 

Налогооблагаемая база

Основные направления бюджетной политики администрации города сконцентрированы на вопросах эффективного использования муниципального имущества,  сокращения объемов задолженности по налоговым доходам и мобилизации дополнительных налоговых поступлений.

В рамках реализации приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Обеление» экономики» ведется работа по расширению налогооблагаемой базы, в том числе актуализация данных о земельных участках и объектах недвижимости, постановка их на налоговый учет, выявление предпринимателей, осуществляющих деятельность без регистрации.

 

За 2017 г.:

Актуализировано и занесено в программу АИС  — «Налог 3»:

—  земельных  участков — 822 ед. (234% от плана )

—  объектов капитального строительства – 846 ед. (118,5 % от плана )

Зарегистрировано прав собственности:

— на земельные участки – 563 ед. (160,9% от плана)

—  на объекты капитального строительства- 561 ед.(78,6%  от плана)

Ставки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц доведены до рекомендованных Правительством РД.

 

Налоги

В местный бюджет города по итогам 2017 года  поступило налоговых и неналоговых доходов на сумму 73141 тыс. руб. руб. (102,5 % от установленного задания). Доля финансовой помощи из республиканского бюджета РД составила 51 % (в 2016 году 47,1%).

Исполнение по видам налогов:

Налог на доходы физических лиц —  102,1 %;

Акцизы на ГСМ  — 107,4%;

УСН – 102,2%;

ЕНВД – 100,1%;

Налог на  имущество физических лиц —  101,8 %;

Земельный налог – 100,7 %;

Госпошлина – 98,2%;

Неналоговые доходы – 114,7 %

Родительская плата – 100 %

 

Неформальная занятость

В соответствии с Планом мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости в Республике Дагестан, проводится работа по  выявлению и пресечению незаконной предпринимательской деятельности и легализации трудовых отношений.

План по снижению неформальной занятости на 2017 год составил 433 человека.

За отчетный период выявлено 488 лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность (113 % от плана).

По результатам работы:

Оформили трудовые отношения 212 работников.

Зарегистрировано в налоговом органе 85 субъектов предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство

Субъекты малого и среднего предпринимательства преимущественно действуют в следующих отраслях экономики – оптовой и розничной торговле, строительстве, транспорте и связи, операции с недвижимым имуществом, общественном питании.

В городе Дагестанские Огни на 1 января 2018 года осуществляют деятельность 573 субъектов малого и среднего предпринимательства (121 малых и средних предприятий, 452 индивидуальных предпринимателей).

За 2017 год оборот субъектов малого и среднего предпринимательства  составил  1074441 тыс. руб., что на 100,1%  больше уровня 2016 года (в сопоставимых ценах).  Выполнение установленного плана на 2017 год составило 102,8%.

Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций в 2017 году составила 32 %.

 

Население

Среднегодовая численность населения муниципального образования за 2017 г. составила 29200 человек из них пенсионеров – 5131 человек, численность экономически активного населения — 19817 человек.

За тот же год зарегистрировано 1360 безработных, уровень регистрируемой безработицы к трудоспособному населению составил 6,9%.

Обеспеченность врачами на 10 тыс. человек составила 40,1 чел. (по РД – 36,7), средним медицинским персоналом – 83,2 чел. (по РД – 85,5).

Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций (без субъектов малого и среднего предпринимательства) по городскому округу «город  Дагестанские Огни» всего за 2017 г. составляет 15542 руб.

— педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений – 16618 руб.

— педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений – 15859 руб.

—   работников муниципальных учреждений культуры – 12067 руб.

— педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования детей – 11563 руб.

 

МОНОГОРОД

 

Уважаемые депутаты!

Как отметил выше, городской округ «город Дагестанские Огни» отнесен к моногородам первой категории — с наиболее сложным социально-экономическим положением.

В рамках программы развития моногородов Российской Федерации (утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол № 11 от 30.11.2016 г.) в 2017 году координационной группой Совета при Главе Республики Дагестан по устойчивому развитию и приоритетным проектам Республики Дагестан утвержден паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногорода Дагестанские Огни», целью которого является диверсификация экономики, создание рабочих мест и повышение качества городской среды.

В 2017 году команда из представителей администрации градообразующего предприятия и предпринимательского сообщества прошла обучение в московской школе управления «Сколково». В процессе обучения  разработана программа развития моногорода Дагестанские Огни, программа одобрена экспертной комиссией в состав которой вошли:

Ирина Макиева руководитель рабочей группы по модернизации моногородов, заместитель председателя Вшешэкономбанка Илья Кривогов генеральный директор Фонда развития моногородов, Президент школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, а также специалисты в области инвестиций. Экспертную комиссию возглавлял Игорь Иванович Шувалов.

По итогам 2017 года в целях повышения качества среды:

Выполнены работы по ремонту поликлиники на сумму 5,6 млн. руб. за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования

Получен автомобиль скорой помощи, с современным оборудованием приобретенный за счет средств федерального бюджета.

Построена детская площадка на сумму 1,9 млн. руб.

Проведена работа по реконструкции центральной площади города на сумму 14 млн. руб.

Проведены работы по асфальтированию ул. Полевой протяженностью 1025 м.

Благоустроена парковая зона, обустроены места для занятия воркаутом.

 

Инвестиционная площадка

Для устойчивого социально-экономического развития городскому округу необходимо диверсифицировать свою экономику. Главной целью в этом отношении является стимулирование развития отраслей экономики. Развитие существующих и создание новых производств – в долгосрочной перспективе положительно скажется на активности предпринимателей, создаст предпосылки для организации новых предприятий, обеспечит город дополнительными рабочими местами, повысит поступления в бюджеты всех уровней.

Одним из механизмов достижения этой цели является создание в городском округе Индустриального парка и получение статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

Планомерно администрацией ведется работа по созданию индустриального парка в границах городского округа «город Дагестанские Огни».

Распоряжением Правительства Республики Дагестан № 49-р от 9 февраля 2017 года в собственность городского округа «город Дагестанские Огни» передан земельный участок площадью  150 га.

В целях создания индустриального парка и реализации новых инвестиционных проектов в настоящее время ведется работа по включению данного земельного участка в административные границы городского округа.

Вся необходимая документация в соответствии с законом подготовлена и представлена в правительство РД.

Программа формирование комфортной городской среды

В рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2017 году реализована программа «Формирование комфортной городской среды в г. Дагестанские Огни на 2017 г.».

По результатам программ:

Благоустроено 7 дворовых территорий, осуществлено строительство ограды вокруг городской площади.

В ходе работ благоустроены в соответствии с требованиями программы:

Ул. Пушкина 1

Ул. Чкалова 1; 2; 4а

Ул. Школьная 14

Пер. Ильича

Пр. Калинина 1

При этом на трех дворовых территориях уложено асфальтовое покрытие (ул. Школьная, пр. Калинина, пер. Ильича)

На этом работа в данном направлении не остановлена, разработана и утверждена программа формирования городской среды на 2018-2022 гг. которая охватывает 30 дворов и 10 общественных территорий.

Объем финансирования в данном направлении в 2017 году составил 12,047 млн. руб. После проведенной работы в Правительстве РД администрация города обеспечила увеличение финансирования данной программы с 12 млн до 26 млн. руб.

 

Образование и спорт

Система образования городского округа «город Дагестанские Огни» включает 19 образовательных учреждений различных видов и типов, в том числе:

— 6 муниципальных дошкольных образовательных учреждений;

— 8 муниципальных общеобразовательных учреждений;

— 5 муниципальных учреждений дополнительного образования детей: МБОУ ДОД «ДДТ», МБОУ ДОД «ДЮСШ № 1», МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2», МБОУ ДОД «ДШИ № 1», МБОУ ДОД «ДШИ № 2»;

В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа обучаются 1393 детей. Очередность в дошкольные образовательные учреждения составляет 1435 детей, в т.ч. в возрасте от 3 до 7 лет – 370 детей. В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа открыты 5 групп кратковременного пребывания детей. Проводимые мероприятия по созданию дополнительных мест позволили сократить очередность в детские сады свыше 100 детей в возрасте от 2 до 3 лет.

В общеобразовательных учреждениях города Дагестанские Огни обучается около 5087 учащихся.

На текущий момент в одной школе города ведется обучение в 1 смену, в 6 школах — 2 и в 1 школе — 3 смены.

Кроме того, согласно имеющимся демографическим прогнозам растет в городском округе численность новорожденных, а значит, будет расти численность воспитанников и обучающихся образовательных учреждений. Возникает угроза перевода всех школ города в трехсменный режим обучения.

Для ликвидации трехсменного режима обучения и снижения количества обучающихся во вторую смену необходимы капитальный ремонт и строительство новых школ.

По состоянию на 01.01.2018 года  здания общеобразовательных школ имеют технические заключения специализированных организаций на наличие признаков аварийности.  Из них 1 здание закрыто (корпус начальных классов МБОУ «СОШ № 5») и для учебных целей не используется. В нарушение требований СанПиН учащиеся начальных классов этой школы обучаются в корпусе для старших классов уже несколько лет.

В  двух  школах (МБОУ «СОШ№ 6,8 с контингентом -около 500 учащихся)  обу-чение ведется несмотря на ветхость помещений и корпуса.

Здания общеобразовательных школ №_2, 3, 6, 8  являются постройками  60-70 гг. прошлого века, имеются сооружения 30-40-х г.г. – МБОУ СОШ № 5,  которые не отвечают требованиям качества школьной инфраструктуры. В капитальном ремонте  нуждаются  здания всех школ.

Кроме того, дошкольными образовательными учреждениями (МБДОУ № 1,2) используются конструкции 60-х годов.

Охват детей дополнительным образованием составляет 1827 воспитанников, что составляет 36% от общего числа учащихся. Занятия по дополнительному образованию проводятся в ветхом здании – постройки 50-х годов, требующего капитального ремонта.

В связи с ограниченной площадью основного помещения в МБОУ ДО «ДДТ» и МБОУ ДО «ДЮСШ № 4» кружки и секции рассредоточены по школам городского округа, и только МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2» имеет помещение, соответствующее стандартам дополнительного образования.

В этой связи, требуется проведение системного строительства новых, а также реконструкции имеющихся образовательных учреждений.

В 2012 году в городе начато строительство общеобразовательной школы на 504 ученических места. При сметной стоимости строительства школы 135327 тыс. руб. на 01.01.2018 года профинансировано всего – 15930 тыс. руб.

 

ЖКХ

Сфера жилищно-коммунального хозяйства является важнейшим индикатором качества жизни населения. Инфраструктура в сфере ЖКХ представлена изношенными сетями водо- тепло- и электроснабжения и требует особого внимания.

Объем потребляемой воды на территории г. Дагестанские Огни из двух источников составляет 8 тыс. куб. м. в сутки. При этом расчетная потребность воды, необходимая для обеспечения населения г. Дагестанские Огни, составляет 10-11 тыс. куб. м. в сутки.

Для полного и качественного обеспечения водой население города в настоящее время необходимо еще порядка 4-5 тыс. куб.м. т.е. население города в настоящее время обеспечено водой не в полном объеме. В связи с чем для многоквартирных домов в городе подача холодной воды осуществляется по часовому графику (3 раза в сутки по 2 часа), а в частный сектор (район бывшего совхоза «Ильича») осуществляется круглосуточная подача воды. Водоснабжение населения города горячей водой не осуществляется, что также является актуальной проблемой для города Дагестанские Огни.

По Федеральной целевой программе «ЮГ» в 2013 году был введен в эксплуатацию новый водовод «Кайтаг – Даг. Огни» протяженностью 24,7 км., стоимостью 295,5 млн. руб., проектной мощностью до 15 тыс. куб. м. воды в сутки. Сметная стоимость всего проекта составляет 477 млн. руб. Однако проект не был завершен, не были пробурены скважины, обеспечивающие данный водовод водой в соответствии с проектируемой мощностью.

Распоряжением Минимущества Рес-публики Дагестан от 23 апреля 2014 года № 176-р. данный водовод был передан городскому округу «город Дагестанские Огни» на оформление права муниципальной собственности. В настоящее время все объекты данного водовода являются собственностью городского округа «город Дагестанские Огни». Из-за отсутствия достаточного количества воды данный водовод не задействован по проектной мощности и находится в эксплуатации «Горводоканала» г. Дербент, переданный им устным решением Председателя Правительства на период празднования юбилея города Дербент. В настоящее время все оборудование, т. е. накопители воды объемом 5 тыс. куб. м., хлораторная и другое оборудование фактически не эксплуатируются, население города Дагестанские Огни, а также сел Дербентского района получает по данному водоводу необработанную соответствующим образом воду. В связи  с чем риск возникновения инфекционных заболеваний существенно возрастает.

Внутригородская водопроводная сеть, построенная в 50-х годах, имеет изношенность более 85 % и требует замены.

Микрорайон, расположенный в юго-восточной части города, где проживают более 6 тыс. человек не имеет пригодной питьевой воды и пользуются водой из скважин.

Наиболее остро стоит вопрос по очистным сооружениям. В настоящее время в городе нет очистных сооружений. Начатые в 2008 году по Федеральной целевой программе работы по строительству очистных сооружений, более четырех лет заморожены из-за отсутствия средств.

 

Имущество

Еще одной актуальной проблемой для города является вопрос имущественных отношений.

На сегодняшний день в администрации городского округа «город Дагестанские Огни» в очереди для получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство состоят 1354 человека.

В том числе 418 человек — как многодетная семья.

В соответствии ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на учёте состоят  20 человек.

В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Постановления  Правительства РД от 25 декабря 2007 г. N 348, на учёте состоят  2 человека  (вдовы участников ВОВ).

Из числа участников и инвалидов боевых действий на территории Афганистана на учете состоят 5  лиц из данной категории, трое из которых приняты на учет до 01.01.2005 года.

Общее количество ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в администрации городского округа «Дагестанские Огни» Республики Дагестан до 1 января 2005г. составляет 20 человек.

Общее количество ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов и малоимущих семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в администрации городского округа «Дагестанские Огни» Республике Дагестан после 1 января 2005г. составляет 163 человек.

Участников ликвидации аварий на ЧАЭС и других радиационных объектов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и приняты на учет в администрации  городского  округа «город Дагестанские Огни»  Республики Дагестан после 1 марта 2005 года в количестве 8 человек.

В настоящее время предоставить земельные участки гражданам состоящим на учете не представляется возможным, в связи с отсутствием в городском округе «город Дагестанские Огни» свободных сформированных земельных участков.

В 2017 г. администрацией городского округа «город Дагестанские Огни»:

— в соответствии со ст.11  Земельного кодекса РФ  переданы в собственность земельные участки, находящиеся в фактическом пользовании более 15 лет, и на которых расположены дома без соответствующих для узаконения документов —  98 земельных участков общей площадью 49 666 кв.м.

— выделено в собственность за плату  42 земельных участка общей площадью  49 412,01кв.м.,

из них:

— под ИЖС — 19 784кв.м.

— под строительство гаражей — 356 кв.м.

— под строительство коммерческих объектов и т. д.  — 1581 кв.м.

Всего за 2017 год от реализации муниципального имущества в бюджет администрации городского округа «город Дагестанские Огни» поступило 2 306 021 руб.

В соответствии с прогнозным планом приватизации на 2016-2020гг., утвержденным решением собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни» №25 от 19.04.2016 года от реализации муниципального имущества (в том числе земельных участков) в бюджет администрации городского округа «город Дагестанские Огни» до 2020 года должно поступить 13 400 000 рублей.

 

Уважаемые депутаты!

Как вы знаете, когда я приступил к работе, финансовое состояние города было нестабильное, было более 165 млн. долгов, часть из которых мы оплатили в 2016-2017 год. Аналогичная ситуация складывается и в текущем 2018 году. Всего расходов запланировано 444 184,0 тыс. руб., в том числе на образование 338536,0, а на все остальные расходы (в основном на выплату заработной платы) чуть больше 105 млн. рублей. Прочие расходы — 0. В связи с этим неизбежны и проблемы с финансированием в текущем году.

Нестабильно, в нарушение норм действующего трудового законодательства, выплачивалась заработная плата. Неоднократно приостанавливались исполнение операций по расходованию средств бюджета в целях исполнения судебных решений и решений налогового органа. Финансовые средства бюджета текущего года направлялись на погашение долгов прошлых лет. В результате чего в казне образовалась «дыра», которую покрывать было нечем. Принятыми нами за два года работы мерами, нам удалось уменьшить сумму долга в два раза, впервые с 2009 года мы выплатили за декабрь месяц аванс по заработной плате.

Сложившаяся финансовая ситуация осложнялось и тем, что нами не были получены предусмотренные республиканским бюджетом субсидии в сумме 5 500,0 тыс. руб. в 2015 году, субсидии в размере 8 200,0 тыс. руб. в 2016 году и субсидии в размере 9 970,0 тыс. руб. в 2017 году. О нестабильном финансовом положении городского округа «город Дагестанские Огни» ранее неоднократно информировалось руководство РД — говорилось о необходимости принятия дополнительных мер финансовой поддержки городского округа и о пагубности решений по недофинансированию.

Несмотря на это «нервозное финансовое состояние», плановые показатели по сбору налогов в 2017 году выполнены  на 103 процента.

 

Уважаемые депутаты!

Благоустроены парковая зона, улицы Полевая, Школьная и Ленина с укладкой асфальтового покрытия, проведена реконструкция городской площади, выполнены работы по устройству тротуарной плитки пл. 4500 м2, произведен капитальный ремонт забора городского парка протяженностью 280 метров — по его облицовке декоративным камнем, благоустроены 7 дворовых территорий, выполнен ремонт кабинетов Дворца культуры под размещение Краеведческого музея, который ранее находился в арендуемом, неотапливаемом и тесном помещении, создан центр традиционной культуры и кунацкая комната. Построена детская площадка и уложено 1000 кв.м, тротуарной плитки, построены и введены в эксплуатацию канализационные и водопроводные линии и т.д.

33 семьи, проживавшие в аварийном жилом фонде, которые ошибочно выпали из списков в 2009 году при реализации программы переселения, обращались во все инстанции о включении их в программу переселения из ветхого и аварийного жилого фонда. После наших прямых продолжительных переговоров с Фондом реформирования ЖКХ РФ в 2017 году профинансировано строительство жилого многоквартирного дома, в который кроме 33 семей были переселены еще 11 семей из аварийного жилого фонда города.

По состоянию на 01.01.2018 года задолженность по оплате коммунальных услуг муниципальных учреждений составляет более 17,5 млн. руб., по налогам муниципальных учреждений 2,6 млн. руб., задолженность по командировочным расходам за прошлые годы 1,72 млн. руб., задолженность по питанию в детских дошкольных учреждениях 2,5 млн. руб., по содержанию и санитарной очистке города 9,188 млн. руб., за оказанные услуги муниципальным учреждениям образования 2 306,8 тыс. руб., задолженность по выполненным работам и за оказанные услуги 21 384,0 тыс. руб., для исполнения судебных решений 12 500,0 тыс. руб.  Итого 69 698,8 тыс. руб.  Для положительного решения данного вопроса я неоднократно обращался к руководству Республики Дагестан.

 

Уважаемые депутаты!

Перед нами стоит еще много нерешенных проблем.

Вопросы о передачи земель из муниципальной собственности Дербентского района в собственность городского округа «город Дагестанские Огни» ранее были согласованы со всеми заинтересованными лицами и с руководством республики, но по настоящее время не решены.

Согласно заключения КБ «Стрелка» по итогам рассмотрения отчета о реализации программы повышения качества среды моногородов, город Дагестанские Огни добился 22 баллов, при утвержденных целевых показателях — 16 баллов. Все мероприятия по реализации «пяти шагов благоустройства» выполнены полностью.

Город Дагестанские Огни, как моногород должен иметь определенные преимущества при распределении финансовых средств среди городских округов и муниципальных районов РД. Однако при распределении субсидий город Дагестанские Огни оказывается на последнем месте среди как городских, так и районных муниципальных образований, над чем и в последнее  время работает администрация.

Примером тому является, то, что при распределении субсидий, выделенных по программе «Комфортная городская среда» городу предусмотрено всего 12 млн. рублей, аналогично, такая же сумма выделена и на 2018 год. После наших неоднократных обращений в текущем году сумма увеличена до 26 мил. рублей.

Наличие вопросов, обладающих значительным конфликтогенным потенциалом, в городе не зафиксировано. В то же время имеет место ряд социальных проблем, которые вызывают определенное социальное недовольство:

— отсутствие канализации;

— частое отключение электроэнергии;

— низкий уровень развития дорожной сети.

На территории города за последние годы акции протеста не зафиксированы.

Оперативная обстановка в городе остается стабильной. Правоохранительными структурами города проводятся оперативно-профилактические и иные мероприятия, направленные на охрану общественного порядка и обеспечения безопасности в городе.

 

№ 14, 06.04.2018