Продолжение. Начало в № 13
Посредством глобализации идет формирование нового многополярного мира. Существующее мировое хозяйство характеризуется высокими темпами роста международной торговли, наличием развитых форм обмена товарами, капиталами, услугами, информацией. Экономические связи стали тесными и ни одна национальная экономика уже практически не может развиваться без активного участия в процессах мирового хозяйства.
Отправной точкой современного этапа развития рынка труда в России можно считать начало 1990-х гг. Миграция рабочей силы для России — сравнительно новая форма международного сотрудничества. Ситуация с трудовыми ресурсами, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, носит противоречивый характер: с одной стороны, мы активно пытаемся внедриться на мировой рынок труда, а с другой, у нас пока не сложился свой реальный отечественный рынок труда. Важным условием становления внутреннего рынка могло бы явиться активное привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы, особенно из стран дальнего зарубежья.
В 1990-е гг. в рамках перехода к новой общественной системе были провозглашены новые права и свободы, включая свободу выбора места жительства и перемещений граждан по территории России, возможность выезда за границу и беспрепятственного возвращения. Одновременно с этим в связи с распадом СССР в большинстве постсоветских республик стала проводиться политика (где-то более, где-то менее явная) по «выталкиванию» населения некоренной национальности. В силу сложившейся ситуации Россия, сохранившая относительно прозрачные границы с постсоветскими республиками, превратилась в мощный миграционный центр, куда устремились миллионы бывших советских граждан.
РОССИЯ — МИГРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
Россия является одним из лидеров по числу проживающих в стране мигрантов. В 2016 году по данным ООН Россия занимала 3-е место в рейтинге с численностью в 11,6 млн. мигрантов.
Если в 90-е годы характер миграции определялся переездом русских из национальных республик, то в 2000-е годы доминирующей стала трудовая миграция, к 2003 году основной приток русских из Казахстана спал, то есть потенциал переселения соотечественников без активного участия государства в этом процессе завершился. С 2014 г. начался приток беженцев из Украины в связи с военными действиями.
Главными поставщиками дешевой рабочей силы для России стали такие республики, как Узбекистан, Армения, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан. При этом рост миграции за исключением Узбекистана начался с 2007 года, именно тогда была принята Концепция демографической политики, в которой одним из инструментов стабилизации численности населения в стране выступал миграционный прирост.
Структура осевших в России мигрантов указывает на ориентацию на длительный период заработка в России. Это уже люди за 30, а не юная молодежь, приехавшая на сезонные заработки. Интересным представляется и то, что изначально в структуре прибывших доминируют мужчины, но в структуре миграционного сальдо преобладают женщины. Эти процессы говорят о деформации семейно-ценностных ориентиров в иммигрантской среде, когда статусная роль женщины трансформируется более к европейской модели равноправия. В стране, таким образом, остаются преимущественно женщины детородного возраста, которые нередко заводят в России детей.
Миграционный приток этих работников в Россию позволяет значительному числу граждан РФ работать на соответствующих их квалификации рабочих местах. Это, безусловно, положительное последствие международного разделения труда (как части глобализационных процессов) для рынка труда Российской Федерации.
С каждым годом усиливается миграционные потоки из Средней Азии и из регионов России в такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и т.д. На Дальнем Востоке и в других городах с каждым годом увеличивается количество нелегальных и легальных мигрантов из КНР и из других государств. Все эти миграционные процессы связаны с обострением бедности и увеличением количества безработных в регионах России.
Постепенно в России появляются фирмы-посредники (кадровые агентства) на рынке труда, которые создают условия для кадрового аутсорсинга как необходимого условия современного развития мировой экономики (аутсо́рсинг — это передача организацией на основании договора определённых функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области).
Развитие кадрового аутсорсинга началось в конце 90-х годов ХХ века, что было связано с приходом на национальный рынок транснациональных корпораций. Эта тенденция нашла поддержку на рынке труда, где наметился активный рост сферы услуг, сопровождавшийся формированием узкоспециализированных компаний, предлагавших свои услуги по востребованным на рынке направлениям, таким как бухгалтерский учет, IT-обслуживание, охрана и т.д.
Россия вовлечена в процесс формирования глобального рынка труда. Позитивными моментами такого вовлечения можно считать: привлечение иностранных специалистов для выполнения уникальных и сложных видов работ в случае отсутствия нужных специалистов на отечественном рынке труда (однако, необходимо отметить, что приток высококвалифицированной рабочей силы значительно уступает притоку работников занятых неквалифицированными видами труда).
Однозначно отрицательным последствием является «утечка умов».
Основными причинами для возникновения процесса «утечки умов» стали: крайне низкий уровень оплаты труда; слабая материально-техническая база; бюрократизм и коррупция в РФ; низкий престиж статуса ученого в РФ; признание научных заслуг и достойное материальное обеспечение у многих учёных, покинувших РФ.
Стоит также упомянуть о создаваемой процессом глобализации проблематике в сфере высшего образования. От внедрения в процесс образования составляющих элементов глобализации и интернационализации зависит, в сущности, сама модель будущей системы образования, или иначе – уровень квалификации трудовых ресурсов. Глобализация развивает потребность получить более высокое и качественное образование, формируя единый стандарт. Например, формируются общепризнанные мировыми сообществами высшие учебные заведения являющиеся эталонами образования.
«БЕГСТВО СЕРДЕЦ»
Россия выступает страной, из которой выезжают специалисты, а приезжают рабочие низкой квалификации. Наряду с этим сложилось явление, которое можно назвать «бегством сердец» — рост желающих уехать за рубеж на ПМЖ, ориентация духовно не на Россию, а на какие-либо иные страны внешнего мира (чаще всего страны Запада).
Переориентации на западные стандарты способствует изучению английского языка среди молодежи. Но обучение иностранным языкам в образовательных учреждениях постепенно переходит фактически к модели обязательного изучения только английского языка. Например, в Республике Саха (Якутия) английский язык установлен Указом главы республики в качестве официального рабочего языка.
Следует отметить и то, что определяющим фактором для желающих уехать за границу выступает желание повысить свой уровень жизни (40%).Потенциально все те, кто желает уехать за границу — это будущие мигранты (45% из них уже предпринимают шаги в направлении отъезда) или граждане, которые будут воспитывать свое потомство в любви к западной культуре.
В условиях глобализации граждане России оказываются беззащитными, так как СМИ и реклама продолжают пропагандировать потребительские ценности и получение дохода любой ценой, даже путями, не предполагающими собственных трудовых усилий, трудовой мотивации и повышения образовательного уровня. Нравственно недопустима также бедность большинства граждан на фоне существования меньшинства, утопающего в роскоши.
Государство должно таким образом перераспределять национальное богатство, чтобы не мешать самостоятельным и сильным самим зарабатывать себе на жизнь, не ограничивать их частную инициативу. Но при этом оно должно обеспечивать равенство всех перед законом, противостоять попыткам сильных завладеть тем, что принадлежит всей нации.
Изучение миграционных процессов позволяют сделать следующие выводы. Миграционный параметр должен быть включен в демографическое планирование и программы помощи развитию отстающих государств. Только создание рабочих мест и стабильность могут остановить миграционные потоки и благоприятствовать экономическому развитию. Сельским районам должно быть уделено особое внимание, для того чтобы сдержать массовые перемещения в города. Развитие сферы услуг помогло бы повысить внутренний спрос на высококвалифицированную рабочую силу и увеличить объем международной торговли услугами.
Миграционные политики должны учитывать как внутренние нужды, так и внешние требования. Соответствующие государственные миграционные структуры в принимающих, посылающих и транзитных странах должны быть усилены, а в некоторых случаях основаны и развиты.
Возможности легальной миграции (постоянной и временной) должны быть увеличены. В настоящее время практически ни одна страна не может оставаться в стороне от миграционных процессов. Степень воздействия трудовой миграции на национальные экономики различна и во многом зависит от политики, проводимой правительствами.
Страны-экспортеры рабочей силы получают основную выгоду от расширения потока валютных трансфертов из-за рубежа, но при этом теряют зачастую высококлассных специалистов.
Страны — импортеры стремятся регулировать количественный и качественный уровень трудовой иммиграции, вводя квоты и ограничения, на сегодняшний день наиболее приемлема для них иммиграция квалифицированных рабочих и экспертов в научно-технической области.
Таким образом, задачи, стоящие перед мировым сообществом в области регулирования мирового рынка рабочей силы сложны и необъятны. Ключом к решению этих задач является углубление возможностей международного сотрудничества и совместных действий.
Рассмотрение позитивных и негативных последствий международной миграции рабочей силы лежит в основе определения направленной государственной и региональной политики и построения системы регулирования этого процесса, предусматривающей создание определенных общественных институтов и структур, управляющих международной миграцией на различных уровнях.
Конечной целью мирового рынка рабочей силы является, во-первых, удовлетворение профессионально — трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.
Рамазан ОСМАНОВ
№ 15, 13.04.2018