ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

В годы перестройки и демократии мы далеко уплыли по течению свободы. Но не настолько, чтобы невозможно было изменить курс и войти в русло культурного и социального возрождения. Россия преодолеет кризис, в котором оказалась.

 

ПРИ «ДИКОМ» КАПИТАЛИЗМЕ

В 1992 году в российской экономике социализм сменился “диким” капитализмом, при котором средний гражданин потерял социальные гарантии, но получил новые широкие возможности и свободу от обязанностей. Выполнение государством и гражданином взаимных обязательств в 80 — 90-х уже и так хромало на обе ноги. Получить квартиру становилось большой проблемой, отсутствовали многие товары на прилавках, да и товар был тотальным браком, граждане не хотели служить в армии, а на работе только делали вид, что занимаются чем-то нужным.

Из постиндустриальных стран пришли последствия их революции — откровенные наряды, взгляды с экрана, порнография, хотя наше общество к этому времени отличалось от этих стран.

Эпоха самоотверженности и трудовых подвигов прошла. То же самое произошло в сфере половых отношений. Патриархальная брачная система к началу перестройки уже трещала по швам: всё больше молодых людей испытывали сложности в заведении отношений с девушками, всё больше семей разваливалось, всё больше появлялось матерей-одиночек. На фоне этих процессов, табу на тему секса выглядело беспомощным анахронизмом, не способным ничего исправить. И в перестройку система с треском рухнула. Новая модель в экономике и сексе имела следующие признаки:

Теперь гражданин имеет право быть миллиардером или нищим, иметь много любовниц или никого, потому что здесь поощряются индивидуализм, свобода, успешность, “красивая жизнь”, жизнь в удовольствиях» (гедонизм), трудолюбие (как средство достижения успеха).

Система не налагает на человека безусловных обязанностей, он может делать что угодно, вариативность во всём, нонконформизм (противоречащий общим правилам) поощряется.

 

ЕСТЬ ЛИ ПУТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭТИХ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ?

Обе перечисленные модели, несмотря на противоположность, являются близнецами в своём романтическом идеале.

Сейчас многие мечтают найти другой путь, кроме перечисленных, верят, что можно найти компромиссный вариант решения, готовы ограничить ряд свобод с целью восстановления стабильности и гарантий в самом человеке и в обществе.

Но на самом деле, половинчатая система на практике может оказаться хуже, чем любая из крайностей. Примером такого плохого компромисса может служить советская половая мораль 1980-х, когда секса ещё нет, но стабильной семьи и гарантированного брака для каждого тоже нет.

 

ЛИЧНЫЕ ГАРАНТИИ БЕЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

А третий вариант может соединить лучшие признаки обеих предыдущих систем и отличаться от них. Во главу угла поставлены личные интересы человека, а не абстрактные идеалы успеха, стабильности и т. д. Именно к этой модели уже движутся некоторые европейские страны и отдельные граждане.

Но де-факто она уже существует во многих странах в виде социально-ориентированной экономики. Новая система может гарантировать гражданину социальное жильё и пособие, а образовательная система просвещает человека об экономических отношениях, готовит его к полноценной жизни в обществе, обеспечивает некоторые «дефолтные» рельсы (школа, университет, нормальное место работы, сложность увольнения).

Человек здесь имеет широкие возможности для личного обогащения, но меньше, чем при чистом капитализме. Успех, стабильность, “красивая жизнь”, свобода рассматриваются как средства, конкретный набор которых у каждого свой. Система не налагает на него безусловные обязанности, труд не является обязанностью и необходимостью, а вот надёжность является безусловной ценностью.

 

НОВАЯ МОДЕЛЬ СОВМЕЩАЕТ ГУМАНИЗМ И ЦИНИЗМ

Но новая модель может совмещать в себе гуманизм и глубокий внутренний цинизм, который нутром чувствуют многие сограждане, которые живя в сером подъезде, рассуждают о “загнивающей Европе”. Социально-ориентированный капитализм перечёркивает максимы как тоталитарного социализма, так и дикого капитализма. С циничной улыбкой на устах, он может учить всех добру и равнодушию: деньги — это не плохо, лень — это не плохо, богатство — это не плохо, паразитизм — это не плохо.

Но не следует забывать об относительности любой свободы и успеха. За свободу, которая даёт богатство, ты должен платить свободным временем, а за успех в самореализации человек порой ограничивает свой успех в карьере. Социально-ориентированный капитализм достаточно близок к идеалу “каждому по потребностям, от каждого по возможностям”. Возможно, коммунизм в ряде стран уже наступил, просто мы пока не поняли, что это ОНО и есть.

Наиболее интересный вопрос состоит в том, может ли данная модель быть реализована в половых отношениях? Я убеждён, что и к этому дело идёт. Я считаю заблуждением утверждение о том, что людям больше не нужны стабильные отношения. Просто не их вина в том, что сложившаяся система не стимулирует их. Уверенность в завтрашнем дне — это фундаментальная человеческая потребность.

Однако переход к третьей модели в половых вопросах вовсе не так очевиден, людям традиционной морали этот переход может показаться ещё более безнравственным падением, чем сексуальная революция 60-х. Этот переход отбросит на помойку романтические ценностные идеалы и выстроит систему, в которую романтика войдёт лишь как одна из опций, но в целом сама система будет насквозь рациональной и прагматической.

 

 «ЛИЧНЫЕ ГАРАНТИИ БЕЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ»

Подобно тому, как за социально-ориентированным капитализмом стоит большой массив экономических знаний, высокие технологии производства и отказ от многих прошлых этических установок, за оптимизированной сферой семейных отношений также должна стоять научная психология, новейшие социальные и информационные технологии, а также отказ от старой сексуальной морали, которая отражает ценности двух старых неоптимальных моделей.

Какие факторы позволят в будущем вернуть институту семьи стабильность, не возвращая при этом человеку общепринятых социальных обязанностей? Этих факторов довольно много, но трудно определить заранее, какие из них нужны, а какие из них отбросить.

Рано или поздно в обществе должна быть сформирована централизованная система образования, либо стихийная, но массовая, практика самообразования, которая ориентирует человека на построение оптимальных для него семейных и половых отношений.

Половое образование могло бы включать правдивое изучение половой психологии, статистических отличий полов, инстинктивных принципов полового отбора и их эволюционных корней. Чёткое объяснение, что не всякая природная данность полезна для нашего благополучия.

Правдивое изучение различных стратегий полового поведения, известных в обществе (полигамия/моногамия, открытость/закрытость к связям на стороне, соотношение возрастов партнёров, сексуальные ориентации, отношение к деторождению), типичные прогнозы развития отношений в каждой стратегии, проблемы и преимущества каждой из них.

Методы определения оптимального партнёра для стабильных отношений, методы выявления ненадёжного человека.

 

СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Более стабильны отношения, в основе которых лежит не страсть, а дружба и близость интересов. Можно допустить, что к людям постепенно придёт понимание, что сексуальная совместимость (вовсе не всегда сопровождающая долгосрочную любовь, а тем более партнёрские отношения) должна перестать быть обязательным условием семьи. Современное общество настолько помешано на идее секса, что его чуть ли не отождествили с любовью. Но это крайне вредная вульгаризация. Любовь может длиться довольно долго, а сексуальная привлекательность партнёра падает через пару лет отношений.

Особенно очевидно требование принятия обществом платонических (на основе духовного родства) отношений становится для тех, кто уже научился выбирать партнёра по психологической совместимости. Оптимизируя подбор партнёра по психологической совместимости, мы ставим под удар совместимость сексуальную. Но при наличии установки на психологическую совместимость, появляются двойные стандарты — красота духовная, и “красота” сексуальная. Ваш партнёр будет вам казаться ангельски красивым, но сексуально непривлекательным. Уже сейчас это разделение есть для многих людей, а в будущем, возможно, будет усиливаться.

В будущем в практику может войти и заключение жёстких брачных контрактов, он должен не просто войти в массовое использование, а составляться с учётом знаний о том, какие его пункты как будут влиять на стабильность и гармоничность отношений. При таких отношениях люди должны расстаться с романтическими идеалами настоящей любви.

 

ИНДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Проституция до сих пор остаётся “гадким утёнком” сексуальной революции. Она не вписывается в модель “ни гарантий, ни обязательств”, так как основана на рациональном договоре, а не на романтическом сиюминутном порыве. Мне представляется, что переход к системе “личные гарантии без общественных обязательств” как в экономике, так и в отношениях полов, неизбежен. Он уже происходит на уровне отдельных стран и граждан, которые навели у себя порядок в голове.

Научно-технический прогресс, просвещение и самоорганизация в обществе способны творить чудеса, и они уже неоднократно давали человечеству то, что раньше казалось невозможным в принципе. Именно потому ко всем перечисленным тенденциям я отношусь гораздо с большей симпатией, чем к идеалистическим идеям “порядка ради порядка”, “свободы ради свободы” и т.д.

 

Рамазан ОСМАНОВ

№ 43, 27.10.2017

Яндекс.Погода
Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031