ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Продолжение. Начало в № 36

 

Опасность — на каждом шагу.

Вы едете по однополосной трассе со скоростью 100 километров в час… На 10 км/ч превышаете, но ничего страшного: дорога хорошая, а вы в Дагестане. И тут вас начинает обгонять белая «Приора» без капота и с разбитым бампером… Обгоняет через сплошную, и её скорость — под 150! Не успели вы удивиться, как «Приору» на скорости 200км/ч по встречной обочине обгоняет маршрутка-» Газель», набитая пассажирами! А навстречу едет груженный кирпичом «КамАз»! Да, вы в Дагестане! Никто из участников этого шоу не нервничает, это вполне нормальная ситуация. «Приора» немного прижимается к вам, выдавливая на обочину, маршрутка берет еще левее, балансируя на краю кювета, и «КамАз» спокойно проходит между ними, словно верблюд сквозь игольное ушко!»

 

И такое может быть в Дагестане.

Мой знакомый Магомед рассказал  случай, как сбежал с места происшествия виновник аварии. Через несколько дней ему, Магомеду,  позвонили  и поинтересовались, помнит ли он, кто был за рулем машины. Магомед подтвердил, что отчетливо помнит лицо и может опознать этого человека. Но те предупредили его, чтобы он забыл, как выглядит виновник ДТП, и чтобы помалкивал, иначе будут проблемы.

В Дагестане, где основной закон – как правило, маслиат (примирение) – внедрить в сознание населения табу на определенные действия практически невозможно. Умение дагестанцев «договориться» с инспектором ДПС приводит к ощущению безнаказанности, отсюда и вседозволенность.

 

Беспечность и безграмотность водителей.

Поведение большинства дагестанцев на дорогах можно назвать варварским. Казалось бы, республика в этом смысле должна была стать эталоном в системе дорожной безопасности. Парадоксально, но на данный момент Дагестан – лидер по количеству ДТП в России.

И общественники, и гаишники сошлись во мнении, что основные причины трагедий на дагестанских  дорогах – это беспечность и безграмотность водителей.

Самые распространенные нарушения – это тот же скоростной режим, езда в пьяном состоянии, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет, несвоевременное включение поворотников. Цивилизованный человек никогда не будет ездить так, как ездим мы в Дагестане. Это неуважение к человеку, когда молодой водитель не уступают дорогу, останавливаются там, где заблагорассудится, не соблюдают дистанцию, какая-то часть из них к  ПДД относится цинично и по-хамски.

Законы тоже нужно ужесточать. Тяжесть статей за нарушения ПДД нужно приравнять к наказанию за убийство, а автомобили конфисковывать. Но и подключить общественный потенциал для того, чтобы люди вели себя осознанно, а не как ведут себя в джунглях звери.

 

Учим ПДД с детства.

Неправильно воспитывают детей в Дагестане по части отношения к правилам дорожного движения. Часто молодые матери нагло переходят дорогу под ручку с детьми в неположенном месте.

Вы отцу объясняете, что у ребенка слабые мышцы, слабенькие шейные позвонки, маленький удар на скорости 20 км в час может привести к смерти. А он упрямо продолжает твердить: «У нас любят сажать ребенка на переднее сиденье».

Надо  делать упор на образовательный процесс, работать с подрастающим поколением, потому что поколение, севшее за руль, учить поздно и трудно. А те, кого еще можно обучить, они, как пластилин, гибки и податливы.

Каждый из нас должен знать:

Подойдя к пешеходному переходу пешеход обязан повысить внимание: снять капюшон, вынуть наушники, остановиться и посмотреть налево. Пешеход обязан уступить дорогу движущемуся автомобилю!!!

Если слева нет автомобилей или они остановились для пропуска пешехода, надо начать переход и, смотря в левую сторону, дойти до половины дороги, и снова приостановиться.

Приостановившись, посмотреть направо. Если слева и справа нет автомобилей, или они остановились для пропуска пешехода, надо продолжить движение и, смотря в правую сторону, дойти до противоположной стороны дороги.

 

Где найти виновного?

В Дагестане полицейские не штрафуют водителей за целый ряд серьёзных нарушений правил дорожного движения, за которые в других регионах запросто могут лишить прав на вождение любого человека. Превышение скорости, проезд на красный свет, езда без пристегивания ремня безопасности, провоз детей без специального кресла, провоз более 4 пассажиров в легковушке — всё это смешные факты, которые чаще всего не считаются нарушениями в Дагестане.

И тут приходится возлагать определённые надежды на новую власть в Дагестане. Быть может, при наведении порядка в республике они обратят внимание и на проблему состояния дорожного движения.

Но надо иметь в виду, что опасная езда на дороге является неотъемлемой частью другой, более широкой и всеобъемлющей проблемы — отсутствия чувства ответственности перед обществом. Оно проявляется в самых разных вещах. Надо признать, у наших земляков не отнять чувства ответственности перед своей семьёй и родом. Но ответственность перед обществом будто отсутствует. Это касается и дорожного движения, и воровства электроэнергии, и несанкционированных свалок мусора. Это видно и когда люди благоустраивают личное пространство — внутри домов богатое убранство, но снаружи, во дворе, на тротуаре или на проезжей части отсутствует всякий уход.

Хорошо известно, что особо «лихачит» на дорогах молодёжь — без старта с «пробуксовками» и опасных обгонов многим просто не интересно ездить. Здесь надо отметить и то, что это своеобразный способ демонстрации молодецкой удали. Ранее она проявлялась в хорошем владении кинжалом и управлением лошадью, например. Теперь же старые нравы находят новое проявление. Только вот многим не очевидно, что вождение автотранспортом – это совсем другой уровень риска и необходимость соблюдения множества предосторожностей. Но все — таки проблему решать надо. И будет лучше, если первыми начнут действовать власти, повысив профессионализм сотрудников дорожной полиции, их требования к водителям. Ждать, пока поведение «лихачей» поменяется само собой, придется очень долго.

 

Права на время.

Стратегия безопасности дорожного движения,  утвержденная премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, определяет основные направления деятельности различных органов власти до 2024 года по достижению небывалого пока у нас результата. А именно — намечено сократить социальные риски до 4 погибших на 100 тысяч населения. Причем это промежуточная цель. Глобальной целью поставлено к 2030 году свести аварии с погибшими к нулю.

Если судить по Стратегии, то реформа подготовки водителей до конца себя не оправдала. Хотя она началась всего в 2014 году. Однако, судя по данным Стратегии за десять лет, количество молодых водителей по-прежнему в категории аварийных. Значит, речь идет о новом реформировании системы подготовки водителей. Можно воспользоваться австрийским опытом с его двухэтапной подготовкой водителей. Когда студент получает временные права на два года. Если он проездил без аварий и нарушений, то по истечении двух лет автоматом получает постоянно действующие права.

 

Кто должен бороться за снижение количества ДТП?

Очень простой вопрос: «Для чего нужна ГИБДД в России?» Ответ на этот вопрос очевиден, он заложен в самой аббревиатуре: Для обеспечения безопасности дорожного движения.

Справляются ли сотрудники ГИБДД с поставленной задачей? Нет! Потому что в системе ГИБДД неправильно выстроены методы и цели работы. Всем давно очевидно, что профилактикой нарушений и аварий эта структура не занимается. В основном ГИБДД занимается оформлением ДТП, сбором штрафов, учётом и контролем автомобилей и автомобилистов.

Серьёзнейший вопрос – безопасность дорожного движения — остался без должного контроля нашего Государства. Из-за этого мы ежегодно теряем тысячи жизней наших граждан.

На мой взгляд, очень просто – создать структуру, ответственную только за снижение ДТП. Эта структура должна быть независимой от старых систем и начальников (возможно, в составе Национальной Гвардии).

Она должна быть отсечена от всевозможных коррупционных соблазнов,  не должна заниматься штрафами и выдачей разрешений. Эта структура должна иметь достаточное количество инструментов и условий для своей эффективной работы. Работа этой структуры должна оцениваться только количественным снижением ДТП.

В их обязанности могут входить: установка светофоров, установка знаков, изменение работы светофоров, ремонт и улучшение разметки, расширение полос, увеличение полос, установка ограждений, установка дорожных полицейских, модернизация пешеходных переходов, улучшение обзорности перекрёстков.

Каждое ДТП с пострадавшими они должны разбирать, оценивая ситуацию и дорожную инфраструктуру. После чего, предлагать меры по изменению в данном месте инфраструктуры дороги, для повышения безопасности и создания условий для минимизации повторения ситуации в будущем. Она должна работать, отвечая за результат, и оперативно реагируя на просьбы населения. Эта работа – реальное спасение жизней людей.

 

Рамазан ОСМАНОВ

№ 38, 21.09.2018

Яндекс.Погода
Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031