МАДАМ УРАГАН ИЛИ ЧТО МОЖЕТ ЖЕНЩИНА?
Есть женщины в Канадских селеньях, которые в свои «юные» девяносто лет и в хоккей играют, и в политической кухне успешно участвуют. Хейзел МакКаллион побила рекорд пребывания на посту мэра.
Вспомним случай, какой она была смелой в трудную минуту: — Ты погляди, паренек, сколько здесь прохожих, пожарников собралось, чтобы спасти тебя, тебе жить и жить только. А я иду к тебе, чтобы ты жил, сынок. И все они хотят, чтобы ты жил, — просила она преступника. — Я беду твою руками разведу, только отпусти всех этих ребяток выполнять свой долг. Я иду к тебе, и глупостей ты уже не сделаешь»…
Она шла на пистолет самоубийцы, обложенного автопарком с моргалками и стволами. Она материлась и молилась, и шла на психа, и пистолет его опускался все ниже и ниже. И вот она уже рухнула своим телом на трясущиеся плечи самоубийцы. То ли они плакали оба в мокрых объятьях, то ли дрожали от пережитого страха, но камера взяла накатом ее морщинистые, как старые дубовые стволы, руки, которые убаюкивают, утоляют наши печали. Это была Хейзел МакКаллион, мэр города Сага, Канада.
Канада, провинция Онтарио, город Миссиссага, сокращенно Мисси или Сага лежит прямо на берегу озера Онтарио. Похоже на Россию, но далеко не Россия: тут 36 лет (1978 — 2014 гг.) до 93-х летнего возраста правила бабуля по кличке Ураган, и избиралась она единогласно 12 раз! Она рулила городом без копейки долга, да еще с резервом. Из деревни Стритсвиль с тремя козами и одной коровой она создала город населением под 800 тыс. человек. И какой город…
«Ураганша» — из бедной семьи рыболова. Детей в семье – куча, как у каждого англиканца. После школы окончила курсы секретарш, а затем хотела учиться в университете. Но семья университет позволить себе не могла, пришлось ограничиться секретарскими навыками.
Сейчас тут стоит город третий по величине в провинции Онтарио и шестой по величине во всей Канаде. Глотку драла на местных муниципальных разборках, наезжала танком. Днем на работе орёт, а вечером на коньки и в хоккей с бандой таких же оторванных домохозяек: девки, зададим жару за Стритсвиль!
Вот тебе и роди сына, построй дом и воткни что-нибудь в землю! Я очень уважаю бывшего мэра города Чикаго Ричарда Дейли: для меня он – Папа Римский города Чикаго. А вот если искать Маму, то Хейзел – Канада-мама! Ах, какая женщина!
В Канаде она еще и президент женской хоккейной лиги. Хейзел на льду каждый день. Потому и весь город на коньки поставила: а катитесь-ка вы подальше!
Когда ее сшиб грузовик, вся Канада спрашивала, что осталось от грузовика. В 2001 году Канада признала Хейзел Женщиной года. А в 2006 она была признана второй (после афинянки Доры Бакоянис) женщиной-мэром во всем мире. Так и есть за что: население города за последние двадцать лет ее работы мэром удвоилось, в городе расцветает 9600 производящих бизнесов и 9000 коммерческих. Она застроила город культурными центрами, библиотеками, госпиталями, театрами, шикарными школами. Протянула до Торонто (столицы провинции) скоростной хайвей, чем превратила город в сателлит Торонто и переманила лучшие столичные руки и мозги в свою бывшую деревню с одной коровой и тремя кочками.
Да, город уникален – он живет уже давно без долгов федеральному правительству, да еще и деньги имеет про запас, чтобы и другим городам, да и самому правительству помочь в случае чего. Второго такого города нигде на территории Северной Америки нет.
Правда, злые языки еще дразнят её Фидельшей Кастро за 12 сроков мэрства. Даже территорию на карте вотчиной Хейзел МакКаллион называют. А на этой территории успешно пашут такие компании как Microsoft, Pepsico, Hewlett-Packard, General Electric, Siemens, Wallmart- Canada и еще куча филиалов полтысячи ведущих компаний мира. Не коснулся ее вотчины экономический кризис и безработица. Ураганша кулаками и зубами дерется за создание рабочих мест: попробуй у нее кто-то создай рабочие места в третьих странах – изживет! Она – в каждой бочке затычка, всюду свой нос сует, до всего ей есть дело.
Особенно тянутся в вотчину Ураганши украинцы и русские. Почти 10 тысяч братьев-славян живет в городе, и чувствуют себя как дома – свои магазины с салом и сушками, свои газеты, журналы, церкви, свои фестивали. Говорят, Хейзел с удовольствием сальце с черным хлебцем наворачивает под стопочку горилки на славянских фестивалях.
Маккалион росла в небольшой деревне Порт Дэниэле, источником доходов её родителей было рыбно-консервное предприятие отца и ферма по разведению коз. Маккалион хранит и фамильные традиции – у Хейзел есть ферма с 25 козами, которых она в свободное время доит, из молока делает сыр, продает, а деньги отдаёт на благотворительность. Хейзел также заядлая рыбачка.
Одним из первых ее дел на посту мэра стала очистка берегов Онтарио и его самого, введение жестких экологических стандартов для предприятий. Через 20 лет – к концу 1990-х – в водоемы вернулся лосось. Именно благодаря Маккалион сегодня экземпляры весом в 10-12 килограммов тут не редкость.
Своего будущего мужа, Сэма МакКаллиона, Хейзел встретила в церкви в 1951 году, чуть позднее в том же году они поженились, чтобы оставаться вместе всю жизнь. У Хейзел и Сэма появилось трое детей, которые подхватили управление семейным предприятием, созданным родителями – городской газетой «The Mississauga Booster». Да-да, друзья, тот самый Booster, что приносят еженедельно в каждый дом, — это ее газета.
Муж Хейзел, Сэм, умер от болезни Альцгеймера в 1997-м, в память о нем она построила на собственные средства Медицинский центр для лечения жертв болезни Альцгеймера, куда перечисляла часть своей зарплаты.
В политику Хейзел пришла в 1967-м, после того, как поработала на канадскую компанию Kellogg сначала в Монреале, а позднее в Торонто: добившись некоторых высот в бизнесе, энергичная МакКаллион решила реализовать себя на новом поприще.
Политическая карьера леди Хейзел началась в деревеньке Стритсвилл, которая позднее соединилась с городом. Сегодня Стритсвилл — один из самых уютных районов Миссиссаги. Впервые её избрали мэром в 1978-м, а буквально через несколько месяцев, в 1979-м, произошло крушение поезда с токсичными химикатами. Концентрация ядовитых веществ в воздухе взлетела до предельной для жизни отметки. За то, как быстро, без паники и ненужных мероприятий эвакуировали население города, нового мэра начали уважать. А за спасение более 200 тысяч жизней Хейзел МакКаллион стала известна на весь мир.
С увеличением города и ростом населения Хейзел решала инфраструктурные проблемы: в 1980-х годах постановила создавать транзитные терминалы и торговые развлекательные заведения на заброшенных фермерских землях. Новые дороги, такие, как шоссе 403, соединившие Миссиссагу с маленькими городами и деревнями неподалеку, позволили расширить город и обойтись без разрушений.
Основная идея Хейзел в том, что город должен работать, как бизнес. Поэтому Миссиссага была избавлена от городских долгов и дыр в бюджете. Благодаря правильному распределению денег граждане Миссиссаги двенадцать лет (с 1990 по 2001) жили без налога на имущество, в городе активно развивались велосипедные пути, общественный транспорт, с 2003 года открылся веб-порталe City, через который можно устроиться на работу, застраховаться, купить транспортные билеты или оплатить штраф. Сегодня Миссиссага — единственный город Канады с бездефицитным бюджетом.
Миссиссага превращался в современный город, МакКаллион оставалась бессменным мэром. Город рос самыми быстрыми темпами в Канаде – именно его скоро назвали одним из корпоративных и финансовых центров страны. В планах мэра — грандиозный проект по застройке города небоскребами-гигантами. Пара новеньких высоток в даун-тауне в прошлом году выиграли международный архитектурный конкурс высоток, став лучшими небоскребами мира 2012-го года.
Сегодня Хейзел Маккаллион по-прежнему является одной из самых популярных и влиятельных женщин Канады и мира. Она известна своими простоватыми манерами, а также своей любовью к хоккею, в который когда-то играла сама.
Говорят, что она сама ездила на работу из Стритсвилла в старенькой машине (самая дорогая личная машина, которая у нее была за всю жизнь – «Форд» с объёмом двигателя 1,6 литра), а со всей домашней работой управляется сама: «Я сама убираюсь по дому и хожу за покупками: мне нравится быть самодостаточной. Дом и садоводство — лучший способ держать себя в тонусе и сохранять скромность». Известно, что уже много лет Маккаллион стоит во главе движения Аnti-retirement, которое протестует против выхода людей на пенсию.
Хейзел – председатель местного общества охотничьих соколов. У нее самой есть 2 сокола, и она до сих пор несколько раз в год выбирается с ними на охоту. Да, есть в Северной Америке и такое движение – людей призывают не уходить на заслуженный отдых, если есть силенки и желание работать.
Ураганша полагает, что грешно сидеть на печи, когда накоплен такой большой опыт продуктивной работы, сочетаемый с мудростью, интуицией и осторожностью пожилого возраста. Что еще ты можешь сделать для родины? – смысл этого движения, а присказка «старый конь борозды не портит» – мотив этого призыва. Еще не все небоскребы построены, еще не все шайбы забиты, еще есть в стране люди, которым нужна помощь или разносы неугомонной бабули.
Знаете, есть такие старухи, на которых весь дом, вся семья держится. Крепкие такие бабки, мудрые и головастые. И говорят они — эта, коряво, и пишут с ошибками, и руки о фартук, эта вытирают. Зато зорко видят, где чего подправить, доделать, руки приложить, помочь, подхватить, свою спину под ношу подставить, кому нос сопливый высморкать, кого приголубить, а кого и посечь. Если уйдёт из жизни такая старушка, все в доме осиротеет и рухнет.
Рамазан ОСМАНОВ
№ 44, 02.11.2018