ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в России всего на 2% привело  к мультипликативному эффекту, вследствие чего подорожали продовольственные товары, в том числе и социально значимые, хотя они защищены законом и субсидируются государством. Корреспонденты «ДО» провели собственное расследование и пришли к выводу, что помимо повышения ставки НДС на рост цен в не меньшей степени влияет банальная жадность и инертность местного бизнес-сообщества.

Согласно данным «Левада – центра» повышение цен на продовольственные товары тревожит 60% наших граждан. Более 30% всех расходов российских семей приходится на питание, а треть россиян экономит на продуктах питания. В различных СМИ сообщается об ожидающемся многими экспертами подорожании продуктов питания в начале 2019 года.  Согласно прогнозу Аналитического центра при Правительстве РФ, молоко, сахар, свинина, хлебобулочные изделия и яйца поднимутся в цене на 4 – 11% с учетом того, что на эти продукты НДС устанавливается по льготной ставке в 10%. Меньше всего в этой группе товаров вырастет цена на яйца – 4%, а больше всего – на сахар (на 11%).  Более существенное повышение цен на сахар разработчики прогноза объясняют снижением урожая сахарной свеклы. Что касается цен на хлеб из пшеничной муки первого и второго сорта и молоко, то их повышение в данном прогнозе ожидается на уровне 6%. При этом специалисты Аналитического центра объясняют рост цен на хлеб влиянием повышения налоговой нагрузки, а также воздействием увеличения расходов изготовителей хлеба на производство. Налоговая нагрузка растет потому, что при выпечке хлеба используется много различных ингредиентов, облагаемых по основной ставке НДС.

По мнению руководителя отдела экономики администрации города Дагестанские Огни Самиры Магомедовой наибольший  рост цен на продукты демонстрируют  в небольших не являющихся сетевыми магазинах. Объясняется это тем, что такие торговые предприятия не имеют возможности влиять на оптовые цены поставщиков продовольственных товаров, то есть диктовать свои условия. Цены на продукты питания в этих магазинах в течение короткого периода времени могут вырасти на 30 – 32%. В прошлом  году, впрочем, как и во все последние годы, росла стоимость всей потребительской корзины. Набор продуктов в ней не менялся с 2013 года, а вот стоимость существенно выросла. Основными составляющими корзины являются хлеб, мясо и овощи. И если на овощи цены растут или снижаются в зависимости от сезона, то хлеб и мясо дорожают постоянно и по другим причинам.  Но это вовсе не означает, что в Дагогнях резко сократилось  потребление, как ни странно, у нас мы наблюдаем совсем противоположную картину, люди продолжают покупать  почти в тех же объемах. На наш взгляд, это связано,  прежде всего, с высокой рождаемостью, как вы знаете, наш город лидирует по данному показателю в республике. То есть независимо от официально декларируемых доходов населения, гигантское отставание от общероссийских показателей в плане оплаты труда, главы семей всячески стараются поддерживать своих домочадцев на определенном  приемлемом уровне с установившимся набором продовольственной корзины, которая учитывает предпочтения и привычки каждого члена его семьи.

В нашем городе, несмотря на удачное географическое расположение (все-таки «ворота» в Юждаг), кроме гастронома, входящего в группу компаний «АС», сетевых  магазинов известных брендов практически нет, а в целом предприятий торговли самообслуживания в Огнях мы насчитали около 15 единиц, хотя их могло бы быть в три раза больше. Остальные — это небольшие ларьки, как правило, рядом с домом, где зачастую самозанятая жена в одиночку ведет бизнес, она же продавец, маркетолог и бухгалтер в одном лице. Малый оборот финансовых  средств и соответственно незначительные доходы в таких ларьках не могут им позволить какой-либо  крупный опт, чтобы как-то повлиять на текущую ситуацию. Вот и приходиться им менять ценники, всякий раз, когда поставщик ставит предпринимателя перед фактом об очередном изменении цен. К тому же нельзя забывать и том, что большинство клиентов в таких магазинах, это жители данного района, где все друг друга знают и вот они то, как правило, покупают в долг. В каждом подобном заведении обязательно имеются долговые тетради в несколько томов. Таким образом, складывается дилемма, не продать в долг нельзя, можно потерять клиента, а делать крупные закупки не на что. Это как раз тот случай,  где продавец и покупатель становятся заложниками друг друга.

Марина Алиева — управляющая гастрономом фирмы «АС» рассказывает, что они не меняли цены на социально значимые продукты с начала года, повышение в 5% коснулось только кондитерских изделий. Магазины нашей  фирмы представлены фактически во всех регионах республики – на сегодняшний день это одна из крупнейших торговых компаний в республике и потому у нас, в отличие от наших конкурентов, есть возможность заключать контракты на поставки напрямую  с производителями, минуя посредников.

Представитель Интернет-банка «Тинькофф» Марат Ибрагимов считает, что подорожание продуктов на прилавках магазинов произошло не только  из-за увеличения НДС с 18% до 20%.

С 1 января 2019 года подорожала на 50% стоимость акциза на бензин с 8213 руб. до 12314 рублей.  В 2019 году ситуация с топливом может еще усугубиться. Дело в том, что Президент подписал закон о завершении налогового маневра в 2019-2024 годах, который сведет к нулю экспортную пошлину. В итоге организации, занимающиеся добычей углеводородов, станут еще больше продавать их на экспорт, т.к. это более выгодно. Нас ждет дефицит на внутреннем рынке и, как следствие, завышение цен. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что большинство товаров в 2019 году подорожает как минимум еще и за счет роста цен на топливо. Ведь очевидно, что цена на топливо влияет  на всю логистическую цепочку, а у нас нет ни одной территории, куда бы не доставлялись товары без грузового автотранспорта, я уж не говорю о горных районах.

— Оптовые цены на продукты подскочили еще до «Нового Года», в январе — феврале на 2 рубля подорожала пресловутая гречка, рис и макароны — на 4 рубля, — показывает калькуляцию Шахриза Османова — менеджер торгового дома «Россия». Как ни странно, цены выросли раньше, чем было опубликовано постановление правительства РФ о повышении налога на НДС и акцизы на моторное топливо. Не иначе как жадностью оптовиков это назвать нельзя, ведь они нам продают товары, которые были приобретены по прежним ставкам, по завышенным ценам! Наш магазин располагается в самом густонаселенном районе города, помимо нас тут еще 4 таких предприятия, сами понимаете, конкуренция очень высокая, вот и приходится выкручиваться с максимально низкой наценкой.

Как видно из оценки наших экспертов, малый бизнес и даже крупные игроки в отдельности не в состоянии повлиять на макроэкономические показатели.  Но что касается удержания цен на одном уровне,  на какой-либо определенный период, то эта задача вполне по силам, если удастся привлечь на рынок представителей крупного ритейла, желательно известных брендов. К тому же в плане налогообложения город предоставляет широкий спектр поощрительных преференций по проекту ТОСЭР,   уникальный случай для инвесторов.

 

Саида ДЕВЛЕТХАНОВА

№ 10, 08.03.2019