ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

В районах республики проходят реконструкции старинных обрядов, сообщили в пресс-службе Республиканского Дома народного творчества Минкультуры РД.

Такие мероприятия состоялись в июле в Табасаранском и Хунзахском районах.

Древний обряд вызова дождя был воссоздан в селе Гуми Табасаранского района отделом культуры, спорта, туризма и молодежной политики муниципалитета при поддержке администраций Гуминского и Халагского сельских поселений. Его участниками стали работники культуры и жители этих поселений.

Обряд вызова дождя появился не просто так. Традиционно в селах, особенно высокогорных, жили натуральным хозяйством. В летние месяцы, когда наступала угроза засухи, сельчане обращались к Всевышнему с просьбой смилостивиться над ними. У людей появлялась надежда, что Бог воспримет эту просьбу и пошлет дождь.

Роль главного героя – ряженого Гудила исполнил директор Дома культуры села Кюряг Ризван Гаджикеримов. Ряженый в сопровождении детей и подростков прошел по дворам села, напевая ритуальную песню. Процессию сопровождали исполнители на народных музыкальных инструментах.

Хозяйки дворов облили ряженого водой, а сопровождавших его лиц одарили орехами, яйцами, фруктами, сладостями, хлебом. Обойдя все дворы, участники раздавали эти продукты всем, кого встретили. Считалось, что Бог услышит мольбу людей быстрей, если «садака» получат как можно больше людей.

Бывший учитель истории села, пенсионер Багаутдин Курбанов рассказал, что в засушливое лето 1950 года он впервые участвовал в таком обряде. «Чем больше Гудила поливали водой, тем больше бывало радости и веселья. И через два-три  дня действительно лил дождь», – поделился Курбанов.

А в Хунзахском районе существует множество обрядов и обычаев, связанных со свадьбой. Один из них и был воссоздан в селе Тлайлух в доме народного поэта Дагестана Магомеда Абасилова.

По словам начальника районного отдела культуры Джавгарат Кайтмазовой, это был не просто обряд, в котором участвовали творческие коллективы центров традиционной культуры народов России района, а настоящее торжество. «Так, местные жители Магомед Магомедов и Сакинат Сулейманова сыграли свадьбу, соблюдая традиции предков. Невеста надела свадебное платье из натурального бархата, в котором выходила замуж еще ее прабабушка. Платье как одна из главных семейных реликвий передается девушкам из поколения в поколение по материнской линии. Его надевают вместе с серебряными украшениями. Пояс с традиционным орнаментом был изготовлен гоцатлинскими мастерами специально для невесты», – отметила Кайтмазова.

Обряду издревле предшествовала большая  предсвадебная подготовка: примерно за месяц до свадьбы молодых официально посвящали в «жениха» и «невесту». И с того момента их называли только так, а не по именам. Заранее определялась гастрономическая команда для свадьбы, в состав которой входили опытные в кулинарии женщины, которые готовили традиционные блюда: хлеб из пшеничной и кукурузной муки, мясо, разные виды хинкала. Мужчины резали и разделывали баранов. Еду готовили на кострах в больших казанах.

В рамках обряда сторона жениха с песнями и танцами пришла в дом невесты. Им предстояло найти среди спрятанных под старинными шалями девушек, женщин, бабушек свою невесту. За каждую неудачную попытку сторона невесты определяла наказание в виде песни, танца или денежного штрафа.

За первый провал тетя жениха под аккомпанемент бубна исполнила национальную песню. Второй раз другая тетя жениха подарила стороне невесте дорогой платок. На третий раз по желанию родственников невесты гости с песнями вышли в танцевальный круг. И только на четвертый раз они нашли свою невесту.

Далее в комнату внесли сундук, где вместе с  подарками обязательно  должны быть национальные платки. Невесту покрыли семью платками – это должно уберечь ее от сглаза. После этого свадебная процессия вместе с невестой отправилась в дом жениха. Родственники несли подносы с традиционными угощениями и приданое.

Праздничную процессию сопровождали зурначи, барабанщики, пандуристы. Женщины, аккомпанируя на бубнах, исполняли  народные песни. Во дворе невесты, а потом и по дороге, устраивались танцы. К примеру, хореографический ансамбль «Акаро» районного Центра традиционной культуры народов России представил старинный хунзахский танец. Вместе со взрослыми в национальных одеждах танцевали и дети.

По дороге свадебной процессии несколько раз преграждали дорогу.  Молодые парни по традиции требовали выкуп. Их угощали бузой, хлебом, халвой, по их требованию пели и танцевали.

В это время жених находится в ожидании свадьбы. Он готовит свой традиционный свадебный наряд в окружении друзей, которые шутят, веселятся и помогают.

 

№ 31, 04.08.2017

Яндекс.Погода
Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031