12 марта в конференц-зале администрации городского округа прошло совместное заседание Общественной палаты и Совета старейшин при главе городского округа «город Дагестанские Огни», на котором также присутствовали заместители директоров по воспитательной работе общеобразовательных школ.
На повестку дня был вынесен один вопрос – «Совершенствование системы патриотического воспитания школьников и молодежи». Открыл и вёл заседание заместитель главы администрации городского округа Абдулбари Наврузбеков.
— Сегодня на Россию устремлено немало алчных взоров. И никто не даст гарантии, что завтра её снова не попытаются проверить на прочность. Как проверяли на прочность советский народ в годы Великой Отечественной войны. Преклоняясь перед подвигом героев, мы должны обратиться к их боевому опыту, приобретённому в тяжелейшие для нашей страны годы. Его осознание должно стать началом для изменения системы ценностей общества, а 9 Мая – контрольной датой проверки сделанного. Поэтому наша работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения имеет очень большое значение, — отметил он.
Выступивший на заседании председатель Общественной палаты Надыр Мирзоев отметил, что в последнее десятилетие экономические и политические изменения в России привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом и молодым поколением традиционного российского патриотического сознания. И чтобы возродить его, надо объединить усилия школы, семьи, общественности, учреждений города.
Великая Победа нашей страны в самой кровопролитной из всех войн принесла свободу и независимость многим народам от фашизма, — сказал он, — определила ход новой истории. Великая Отечественная война в общественном сознании многих поколений людей неразрывно связана с исторической памятью нашего народа. Она напрямую касается духовных устоев российского общества, память о ней составляет основу национального духа и гордости за свою страну.
Патриотизм, питаемый духовным наследием Великой Победы, сыграл большую роль в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, материальных и духовных ценностей. Богатое духовное наследие Великой Победы требует от нас расширения и углубления представления народа о всемирно-историческом значении и роли нашей страны в Победе. Нужно использовать опыт старшего поколения, участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, людей разных национальностей и вероисповедания для формирования патриотических чувств и моральных качеств в современном человеке.
Н. Мирзоев отметил, что для защитников Родины были характерны такие высокие чувства, как дружба, любовь, гуманизм, коллективизм, патриотизм, а также служение интересам народа, самоотверженность и сплоченность. Изучение образа страны-победительницы представляет собой одно из важнейших направлений патриотической работы. Народы России оценивают Великую Отечественную войну и как главное событие, выдающийся символ героической истории Отечества, а в этой войне как выдающееся событие в истории нашей страны и всего мира.
— Скоро наша страна отметит 70-летие славной Победы советского народа, — продолжил Н. Мирзоев. — Долг каждого из нас — рассказать молодым поколениям о подвигах наших предков в годы Великой Отечественной войны, чтобы каждый из них осознал себя наследником Великой Победы.
Непосредственных участников войны, конечно, осталось очень мало, и здоровье многих из них не позволяет им принимать активное участие в проводимых мероприятиях. Председатель Общественной палаты предложил посещать ветеранов войны на дому, поздравлять их с праздником Победы и записывать их воспоминания о войне. Кроме того, каждый горожанин может рассказать о своих близких и родных, ушедших на войну, о тружениках тыла.
О совершенствовании системы воспитательной работы в школе говорила в своём выступлении заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «COШ № 4» Эльмира Джамалутдинова. Она подчеркнула, что патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Она привела высказывания известных русских педагогов о патриотизме:
— A. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но длительная, мучительная и тяжелая работа. В. Сухомлинский также указывал на трудности в воспитании патриотизма, объясняя это тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту «трудно постижимую ценность» — патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это — твоя Родина.
Э. Джамалутдинова отметила, что в школе проводится большая работа в этом направлении, проводятся тематические вечера, диспуты, викторины, богатый материал по этим вопросам содержит и программа по истории. В школе есть краеведческий кружок, дети включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. На полях сражений, в глубоком тылу врага подростки вместе со старшим поколением стремились внести свой посильный вклад в дело защиты Родины. Хорошо известны подвиги членов «Молодой гвардии» в Краснодоне, юных партизан — В. Дубинина, Л. Голикова Л. Чайкиной, В. Котика, М. Казея.
— В школе в канун 70-летия Великой Победы составлен большой план мероприятий, — сказала докладчица. – Уже проведены уроки Мужества, посвященные Дню юного героя-антифашиста, Дню Героя с приглашением ветерана войны Нежметдина Агамирзоева и Героя Социалистического Труда Гебека Насруллаева. Помимо этого, проводятся конкурсы плакатов, рисунков, устраиваются выставки книг, оформляются альбомы, учащиеся принимают активное участие в городских конкурсах «Флаг державный», «В зеркале истории». Ребята, под руководством Совета старшеклассников занимаются благоустройством территории обелиска «Воину-освободителю» в микрорайоне совхоза Ильича, активная работа ведется по проекту «Лес Победы».
Заместитель директора дагогнинского молодежного центра Альберт Залов в своем выступлении отметил, что в этом году весь мир празднует юбилей Победы, поэтому патриотическому воспитанию необходимо уделить особое внимание.
По его словам, во всех образовательных учреждениях можно создать патриотические клубы, задействовав ветеранов всех войн, тыловиков, солдат срочной службы. Патриотическим воспитанием должны заниматься не чиновники, а непосредственно те люди, которые имеют к этому отношение, — так считает и Президент страны В. Путин.
А. Залов также предложил создать в городе оргкомитет по подготовке и проведению празднования этой знаменательной даты.
— Молодёжный центр разработал комплекс мероприятий патриотической направленности, посвященных 70-летию Победы, — сказал он. – В их числе впервые проводимый в нашем городе «Парад наследников», который может стать хорошей традицией.
Выступивший на заседании член Общественной палаты, начальник ВУС Халид Шихкеримов отметил, что ВУС играет немалую роль в деле патриотического воспитания молодёжи. Он сообщил, что в феврале прошла первичная постановка молодых людей на учёт, в которой активное участие приняли педагоги образовательных учреждений, он назвал примерной работу некоторых школ.
— Я рад сообщить, что в последнее время наряд на призыв в ряды Вооруженных Сил постепенно увеличивается, — сказал он. — Отправка наших ребят в армию проходит в торжественной обстановке, с напутственными словами к призывникам обращаются представители администрации и общественных организаций, им вручаются небольшие подарки. Нынешний весенний призыв, уверен, пройдёт ещё лучше, и наряд может увеличиться. Это связано с тем, что после осеннего и весеннего призывов 2014 года отрицательных откликов в адрес наших ребят от командиров войсковых частей не поступало. С 2014 года введён электронный паспорт призывника, куда вносятся все данные о призывнике до прохождения службы, а затем вносится информация о прохождении службы. Эти данные в дальнейшем будут учтены при трудоустройстве, особенно в силовые структуры.
Заместитель председателя Совета старейшин, научный работник городского музея Чимназ Мехтиева также подчеркнула, что патриотические чувства особенно важны в настоящее время, когда международная обстановка обострилась, а некоторые страны пытаются фальсифицировать героическое прошлое нашей страны, хотят внести раскол между дружественными народами России и Украины. Они пытаются это сделать через тех молодых людей, которые не имеют твёрдых убеждений и устойчивого мировоззрения.
— Мы должны научить нашу молодёжь делать осознанный выбор, воспитать у них патриотические чувства через семью, детские сады, школы и другие учреждения, — сказала она. — Работа городского музея построена на принципах реализации государственной политики в области военно-патриотического воспитания молодёжи. Здесь проходят уроки Мужества и внеклассные мероприятия, встречи с ветеранами. В музее собран богатый материал о героическом подвиге дагогнинцев-участников Великой Отечественной войны, о членах их семей. Весь этот арсенал может быть использован на уроках и других мероприятиях для воспитания у молодого поколения патриотических чувств.
Ч. Мехтиева обратилась к присутствующим с просьбой улучшить воспитательную работу в школах города, особое внимание уделять начальной военной подготовке, а заместителям директоров школ — составить график посещения музея школьниками, согласовав его с работниками музея.
О совершенствовании воспитательной работы учителя в современных условиях говорила и заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ № 2» Зумруд Гаджимирзоева. Она отметила, что
жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
По словам З. Гаджимирзоевой, учащиеся СОШ № 2 участвуют во всех конкурсах, проводимых в городе и республике, и занимают призовые места.
— Мы иногда жалуемся на то, что дети гиперактивны, импульсивны, мыслят по-другому, но и нам самим надо быть гиперактивными, креативными, творчески относящимися к своей работе, хорошо разбираться во всех сферах жизни, это и есть патриотизм, — убеждена она.
По ее мнению, учитель должен отводить много времени на индивидуальные беседы, сопереживать с детьми их радости и печали, тогда и дети потянутся к нему. Надо стараться давать урок интересно, пытаться использовать такие современные формы проведения уроков, как метапредметные уроки.
Член Общественной палаты Эсед Рустамов говорил о проблемах, стоящих перед нашими школами. Он считает, что из-за двухсменного режима обучения дети теряют возможность посещать внеклассные мероприятия или секции. Кроме того, в школе, как и в семье, должна царить атмосфера любви и уважения, школа должна быть местом радости.
— В жизни всегда есть место подвигам, — так гласит народная мудрость, — сказал он. — К сожалению, человек не всегда находит место для добрых дел. Любить город и делать добросовестно свое дело — это ли не настоящий патриотизм?! Хочу привести в пример настоящего патриота города Руслана Алисултанова. Я горжусь тем, что работаю с ним, он на деле доказывает любовь к родному городу.
Член Совета старейшин Абакар Абакаров также говорил о воспитании в детях патриотических чувств.
-Если мы, старшее поколение, будем показывать достойный пример, дети последуют за нами, — считает он.
А. Абакаров предложил также повысить посещаемость городского историко-краеведческого музея, а также проводить в музее уроки истории.
— Я часто задаюсь вопросом: а что было бы с Россией, если бы бойцы нашей армии рассуждали так же, как некоторые современные молодые люди? Тогда, во время войны, молодёжь отдавала самое дорогое – жизнь, спасая страну от гибели. Сегодня пытаются фальсифицировать историю, надо поставить заслон этому, лучше знакомить подрастающее поколение с героическим прошлым нашей страны, — предложил он.
Подводя итоги заседания, Н. Мирзоев отметил необходимость сохранить преемственность поколений на основе исторической памяти и примерах героического прошлого нашего народа и совершенствовать систему патриотического воспитания, формируя у учащихся патриотические чувства — верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей, смелость, твердость характера.
— В молодёжном центре, образовательных учреждениях города необходимо создать патриотические клубы, привлекая к этой работе педагогов, участников всех войн и тыловиков, спортсменов и других известных людей города. Кроме того, нужно усилить работу общественных организаций в этом направлении. За каждым членом общественной организации следует закрепить ту или иную школу, а заместителям директоров школ — поддерживать постоянный контакт с работниками музея, приглашать в школу на встречу с учащимися участников войны или их родственников, — предложил Н. Мирзоев.
Несомненно, патриотическое воспитание должно подготовить человека к одной из главных ролей в жизни – роли гражданина, которая предусматривает чувство долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости.
Р. ОСМАНОВ.
№ 12, 20.03.2015