ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Мы продолжаем рассказывать о налогах и госпошлинах при импорте и экспорте товаров. Вы узнаете, что такое протекционизм в международной торговле, назовём наиболее яркие примеры протекционизма в развитых странах и в России.

Во всем мире международная торговля является частью повседневной жизни. Американцы ездят на японских автомобилях, французы пьют шотландское виски, шведы едят французский сыр, канадцы импортируют корейские компьютеры, можно продолжать этот список до бесконечности. Мы все частично или полностью зависим от товаров и услуг, создаваемых в других странах. Существование международной торговли настолько привычно для сознания человека, что мы даже не задумываемся о том, почему возник и процветает мировой рынок?

Например, Заир и Южная Африка имеют огромные запасы полезных ископаемых. Гондурас и Гватемала выращивают тропические фрукты. Япония и Америка располагают гигантскими техническими ресурсами и квалифицированной рабочей силой. В каждом из перечисленных случаев определенные условия обеспечивают стране абсолютные преимущества при производстве отдельных товаров и услуг. Специализируясь на таком производстве и, обмениваясь избыточной продукцией друг с другом, страны получают больше, чем имели бы, если бы пытались сами производить все необходимое.

Два века назад выдающийся английский экономист Давид Рикардо показал, что даже в случае, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих сторон. Он открыл закон сравнительного преимущества — каждой стране выгоднее производить и экспортировать те товары, при изготовлении которых производительность труда на ее предприятиях превосходит производительность труда на аналогичных предприятиях других стран. Рикардо доказал, что у любой страны всегда найдется такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотношении издержек. Именно этот товар она и должна экспортировать в обмен на другие.

Государство, реализуя внешнюю экономическую политику, может придерживаться политики свободной торговли, протекционизма или умеренной торговой политики, сочетающей элементы и протекционизма и фритредерства. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.

 

Разумный протекционизм              

 

Методы государственного регулирования направлены обычно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и на форсирование экспорта. Они помогают сохранять рабочие места в отечественных производствах, конкурирующих с импортом; защищать отрасли, связанные с национальной обороной; увеличивать доходы государственного бюджета; принимать ответные меры, если партнеры по торговле выводят барьеры.

Протекционизм способствует развитию национальной промышленности, а свободная торговля – информационной прозрачности и возможности прямого сравнения мировых и внутренних издержек стран. Предпочтение свободной торговле и либерализации отдавалось в 50-60-е годы ХХ века, однако уже в 70-х усилился протекционизм в международной торговле, возросло число нетарифных и тарифных барьеров между странами.

В долгосрочной перспективе протекционизм обеспечивает защиту стратегическим отраслям, которые в случае ущерба нанесли бы непоправимый урон стране (например, сельскому хозяйству).

Он временно поддерживает развитие молодых отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они самостоятельно не смогут конкурировать с аналогичными хозяйствами других стран.

Развитие протекционистских тенденций допускает выделение таких форм политики государства, как селективный метод, направленный на защиту определенного товара или от конкретного государства, коллективный метод протекционизма применяется объединенными странами в отношении государств, не входящих в этот союз, а отраслевой метод устанавливает защиту одной отрасли.

Относительно государственного регулирования они делятся на тарифные (использование таможенной пошлины) и нетарифные (все остальные).

Наиболее популярным инструментом в развитых странах является нетарифное регулирование внешней торговли, инструменты которого условно можно разделить на 3 вида: финансовые, количественные и технические.

Существует более 50 способов нетарифного регулирования, среди них основными являются квотирование – лимитированное количество товаров на экспорт и импорт и лицензирование – выдача государством разрешений на ввоз и вывоз товаров в определенном количестве и за конкретный период.

Технический протекционизм – это барьеры, устанавливаемые органами государственной и местной власти в отношениях торговли: внутренние налоги, сборы – платежи, взимаемые с импортного товара, тем самым уменьшающие их конкурентоспособность. Технические барьеры – требования, выдвигаемые к ввозимым товарам по соответствию национальным стандартам.

Наиболее распространенными финансовыми методами являются субсидии, кредитование и демпинг. Основным инструментом поощрения вывоза товаров за границу являются экспортные субсидии   — это правительственные платежи отечественным производителям, работающим на экспорт. Они могут принимать различные формы: наличные гранты, дешевые кредиты, снижение налогов на экспортные отрасли, долевое участие государства в производстве экспортной продукции. Понижение издержек посредством субсидий преследует две цели: оказать помощь отечественным производителям в конкурентной борьбе против дешевого импорта; более широкое проникновение на экспортные рынки.

А экспортная субсидия – это финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

Применяется и демпинг — нетарифный метод: продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня. Худший его вариант — продажа товаров по цене ниже себестоимости. Демпинг часто является методом конкурентной борьбы за внешний рынок.

Госпошлины в мировой торговле. Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей.

Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу госбюджета с товара, провозимого через границу, они бывают экспортными, импортными и  транзитными.

По способу взимания пошлины могут быть адвалорными (в процентах от цены); специфическими (в виде определенной суммы денег), взимаемые с веса, объема или штуки); смешанными (товар облагается и первой, и второй пошлинами).

По характеру таможенные пошлины могут быть разными.

Сезонные пошлины применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Антидемпинговые пошлины применяют в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров, либо препятствует организации и расширению их национального производства.

Компенсационные пошлины накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти виды пошлин применяются страной для защиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны со стороны других государств.

Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

К скрытым методам протекционизма относятся технические барьеры, при которых административные, технические нормы препятствуют ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенными являются требования о соблюдении национальных стандартов, получение сертификатов качества импортной продукции, специфическая упаковка и маркировка товаров, соблюдение определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, соблюдение усложненных таможенных формальностей и законов о защите потребителей и многие другие.

 

Преимущества и недостатки

 

Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны, так как они нуждаются во временной защите со стороны государства. Как мы знаем, пошлины и налоги являются источником дохода государства, во многих развивающихся и слаборазвитых странах эта статья доходов очень важна.

Протекционизм способствует снижению структурной безработицы, вызванной импортом более дешевой продукции, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Например, США поддерживают свою автомобильную индустрию в надежде, что в будущем она будет производить более дешевые автомобили, чем в Японии. В долгосрочном периоде потребители не будут платить высоких цен за машины, поскольку должны проявиться плоды инвестиционных программ, выраженные в более высокой производительности и снижении цен.

У протекционизма имеется ряд недостатков. Он создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, но ограничивая конкуренцию, замедляет экономический рост. Таможенные тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуют на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита им отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам и подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка, государство сокращает и свою возможность экспортировать.

 

Рамазан Османов

№30 , 27.07.2018