ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Чтобы понять, идёт ли сейчас Россия по пути прогресса или же скатывается вниз, нужно сделать небольшой экскурс минимум на три столетия назад, увидеть, какой путь страна прошла до XXI века, и узнать, какую роль  сыграли в этом мыслители, поэты, писатели и правители.

Одни негативно отзываются о советском периоде страны, другие ругают время перестройки и гласности, а третьим не нравится нынешний политический курс руководителя страны, хотя в России, как и во многих других странах, налицо  технический прогресс, улучшилась управляемость страны и вертикаль власти.

«Как быть и с  кем быть?» — вопрошает современный человек подобно шекспировскому герою. Страна наша и её граждане находятся в лучшем, чем  25 лет тому назад,   материальном положении, но иногда   от  сограждан можно услышать жалобы и на бедность. Да, действительно,  есть и бедные, и нуждающиеся! Но  мы ведь не можем  не заметить и то, что  почти в каждой семье есть машина, персональный компьютер, у каждого россиянина  мобильный телефон. О таком мы 10 лет назад могли  только мечтать.

С каждым веком окружающий мир вокруг меняется, а человек по сути своей остаётся таким же, мечется в поисках смысла жизни: одни мечтают о счастье и свободе, другие о власти и деньгах. Поэтому в центре внимания, как литературы, так и истории, всегда  оставался человек и  окружающий  его мир.

 

ЭТО БЫЛА НАСТОЯЩАЯ РЕВОЛЮЦИЯ УМОВ

    Долгое время литература и исторические процессы были неотделимы друг от друга. Достаточно вспомнить древние летописи, например, «Повесть временных лет». Она является памятником и литературы, и истории. Но уже в XVIII веке история отделилась от литературы как самостоятельная наука, однако связь литературы и истории неразрывна.

Век Просвещения (XVIII век) проходил в Европе под знаком научных открытий и философского осмысления перемен в обществе, которые должны были принести народам свободу и равенство, уничтожить привилегии  аристократии. Открытия  в области естественных наук подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную картину мира. Традиционную сословную структуру общества должна была сменить новая форма государства, основанная на власти разума и закона.

Значение просветительских идей эпохи Просвещения для российской истории нельзя переоценить. По настоящее время культурное и историческое наследие века Просвещения играет большую роль в формировании престижности, приоритета и качества образования и образованности.

В разных странах эпоха Просвещения наступила не в одно и то же время. Первой в новую эру вступила Англия — в конце XVII века, а в середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. Великая французская революция (1789-1799гг.) ускорила развитие капитализма и крах феодализма, оказала влияние на всю последующую борьбу народов за принципы демократии, стала уроком, примером и предостережением преобразователям жизни в других странах, содействовала развитию национального самосознания европейских народов.

Во Франции получили развитие экономические идеи товарно-денежных отношений Адама Смита, углубилось представление о гражданском обществе и правовом государстве Джона Локка (Вольтер, Монтескье, Руссо). Мало того, идеи политического переустройства общества стали ведущими (источником власти является народ!) и постепенно расшатывали устои абсолютизма. Это была настоящая революция умов. Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов: во Франции — веком Вольтера, в Германии — веком Канта, в России — веком Ломоносова и Радищева. И Россия не хотела отставать от Запада.

 

ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ЛИШЬ  УСИЛИЛИ ВЛАСТЬ САМОДЕРЖАВИЯ В РОССИИ

Если в Англии и во Франции революция умов началась с так называемого среднего класса, буржуазии, и была направлена на критику и дальнейшую ликвидацию абсолютизма, то в России просветительские идеи «внедрялись» «сверху» и были направлены на усиление абсолютной власти.

В отличие от европейских стран последовательно складывающихся экономических, политических и социальных предпосылок для развития просветительских идей у нас не было.

В эпоху Петра I происходит крутой поворот в истории. С запада импортировались не только специалисты, но и способы организации экономики. Но есть и другая сторона западного влияния. Петровские реформы «пересаживали» на русскую почву передовые формы производства, но таким образом, что этот процесс приводил не к развитию капитализма, а к укреплению феодально-крепостнической системы.

И если в Европе преобладали интенсивные способы ведения хозяйства, то в России производство сохраняло экстенсивный феодальный характер. Пётр не увидел в Европе (или увидел, но не захотел взять) дух свободного предпринимательства и конкуренции, неприкосновенность частной собственности и многое другое. Ему было непонятно ограничение власти, не нужны парламентские формы.

Екатерина II понимала необходимость экономических преобразований в духе эпохи Просвещения (расширение свободы предпринимательства, ослабление государственного контроля экономики, вовлечение большего числа населения в свободную экономическую деятельность и т.д.),  стремилась к дальнейшему развитию науки и искусства. С другой стороны, нарастание народного недовольства, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков и пропаганда свободолюбивых идей русскими просветителями А.Н.Радищевым и Н.И. Новиковым требовали осторожности в проведении реформ и ужесточения внутренней политики.

Пересмотрев основные идеи английских, а более всего французских просветителей, российские монархи XVIII века понимали, что этика неотделима от политики, мораль напрямую связана с общественной и государственной жизнью.

 

ИДЕИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В  ЛИТЕРАТУРЕ XVIII ВЕКА

Под влиянием идей Просвещения бурно развивается русская литература и театр,  имена Тредиаковского, Кантемира, Сумарокова, Ломоносова и Фонвизина в России открывают сокровищницу русского классицизма.

Начало развитию просветительства в России положил Михаил Ломоносов. Он немало способствовал просветительской деятельности, полагая, что улучшить жизнь общества можно посредством совершенствования нравов. Ломоносов большие надежды возлагал на деятельность «просвещенных» монархов, к которым в России он относил Петра I.

Идеи просветительства нашли широкое распространение в русской литературе — в комедиях Д.И. Фонвизина  и  в одах Г.Р. Державина.

Вершиной русского Просвещения были идеи А.Н. Радищева (1749—1802). В  «Путешествии из Петербурга в Москву» на вопрос, что делать, если монархи добровольно не откажутся от власти, он ответил, что «человечество развивается в оковах и, направляемое надеждою свободы и правом, двинется» на власть, которая «развеется в одно мгновение», и этот день будет «одним из лучших  дней».

 

ФРАНЦИЯ  СТАЛА РЕСПУБЛИКОЙ  СВОБОДНЫХ ГРАЖДАН

Франция в XVIII веке была абсолютной монархией, опиравшейся на бюрократическую централизацию и регулярную армию. Королевская власть теряла доверие, потому что являлась узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций (точка зрения Монтескье) или по отношению к правам народа (точка зрения Руссо). Благодаря деятельности просветителей, в умах образованной части французского общества произошёл переворот, и  при Людовике XV и в ещё большей мере при Людовике XVI были начаты либеральные реформы в политической и экономической областях. Феодализм во Франции исчез за несколько столетий до революции. После  революция Франция из монархии стала республикой  свободных и равных граждан с девизом: свобода, равенство, братство. Она пошла другим путём, а Россия оставалась феодальной страной.

 

ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПРЕПЯТСТВОВАЛОКРЕПОСТНОЕ ПРАВО

К началу XIX века и Россия была такой же крупнейшей державой, как Англия и Франция, хотя  значительно отставала от них по уровню экономического развития. Основу её экономики составляло сельское хозяйство, она могла экспортировать только сырьё и сельхозпродукцию, импорт в основном состоял из машин, инструментов, предметов роскоши, а также хлопка, пряностей, сахара, фруктов.

Экономическому развитию препятствовало крепостное право, но царь Александр I,  понимая необходимость реформ, принимает в 1803 г. лишь указ о вольных хлебопашцах, по которому крестьяне могли получить освобождение у помещика за выкуп. Александр II в 1861 году  отменил крепостного право, им была проведена также военная, судебная и земская реформы. Его сын Александр III  основное внимание уже  уделяет развитию крупных промышленных предприятий.

Несмотря на войны, нестабильную внутреннюю политику, в 90-е гг. XIX  века начался бурный рост экономики, и Россия становится индустриальной державой, хотя русская промышленность лишь на 1/3 была русской, а на 2/3 иностранной.

 

ПРИЗЫВАЛИ К БОРЬБЕ С САМОДЕРЖАВНО-КРЕПОСТНИЧЕСКИМ СТРОЕМ

На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX века огромное влияние оказали Отечественная война 1812 года и движение декабристов1825 года. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.

Основными направлениями в художественной литературе первых десятилетий XIX века были  романтизм и реализм.

В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин), формировалось понимание национальной самобытности и народности культуры. В произведениях представителя гражданского революционного романтизма К.Ф. Рылеева, автора лирических произведений, исторических «Дум», содержатся политические ассоциации. Пафос революционной гражданственности, призыв к борьбе с самодержавно-крепостническим строем выражены в одах и поэмах «Смерть Байрона», «Тень Рылеева» В. К. Кюхельбекера.

Критический реализм окончательно утвердился на русской почве лишь только в 30-е годы XIX в. Небывалой художественной силой он прозвучал в творчестве трех титанов русской литературы  — А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

Как человек и художник, Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории. Его творчество — закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов. C него началось последующее развитие русской литературы. «Евгений Онегин» Пушкина был первым русским реалистическим романом, «в высшей степени народным произведением» (В.Г.Белинский).

Впервые поэт в своих произведениях «Песнь о вещем Олеге»,  «Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник» заговорил  о ведущих проблемах русской жизни: народ и власть, государство и личность, роль личности и народа в истории. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждающим крепостничество, поддерживающий многие мысли и действия декабристов,  среди которых было много его друзей.

Вершиной русской литературы XIX века стало творчество Л. Н. Толстого. Он ставил в своих произведениях «великие вопросы», судьба народа и Родины – основная тема его произведений (историческая эпопея «Война и мир», романы «Анна Каренина», «Воскресение»). Изображая жизнь русского общества 70-х годов, он выносит беспощадный приговор его морали, нравам, устоям.

 

В РОССИИ ПОЯВЛЯЮТСЯ РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ИДЕИ

Наиболее значительную роль в развитии политической мысли в начале второй половины 19-го века сыграл А.И. Герцен, автор повести «Кто виноват?». Герцен уехал за границу, там он издаёт газету «Колокол». Он считал, что социализм обеспечит правильную и разумную организацию экономической жизни,  уничтожит частную собственность. Он приходит к пониманию необходимости социального переворота, став тем самым одним из родоначальников идеи народной революции в революционно-демократическом лагере, одним из создателей народничества.

Современный английский ученый советолог Эдвард Карр считал, что быстрое распространение марксизма в России среди интеллигенции было обусловлено интенсивным развитием русской промышленности и отсутствием традиции или буржуазной политической философии (пример -Франция). Зарождающееся в России среднее сословие принимало марксизм как идеологическую опору в борьбе против феодализма и самодержавия.

Во второй половине XIX века на арену политической жизни России вступает пролетариат, рабочее движение приобретает более организованный характер,  на них большое влияние оказывают народники. Они создают первые рабочие кружки, в которых ведется агитационная, просветительная, культурная работа.

Начало широкого распространения марксизма в России связано  с именем Г.В. Плеханова и с группой «Освобождение труда». Он  считал, что переход к социализму произойдет не через крестьянскую общину, а через завоевание пролетариатом политической власти, обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна возглавить революционную борьбу против самодержавия.

В решении этой новой задачи большую роль сыграли В.И. Ленин, Ю.О. Цедербаум (Мартов), В.В. Старков, Г.М. Кржижановский и др. Они объединили разрозненные социал-демократические кружки  в единый «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Эта организация вела пропаганду на фабриках и заводах, руководила стачечным движением. Рабочие союзы возникали в Москве, Владимире, Киеве, Самаре и ряде других городов страны. Ближайшей политической задачей  была буржуазно-демократическая революция, которая должна была свергнуть самодержавие, установить республику. На II съезде произошёл раскол российских социал-демократов на большевиков и меньшевиков.

С середины 90-х гг. рабочее движение начинает играть все большую роль в общественно-политической борьбе, начинается пролетарский этап в освободительном движении в России. Забастовками были охвачены преимущественно крупные промышленные районы России: Московский, Петербургский и промышленный Юг. В конце XIX — начале XX вв. в России нарастает экономический и политический кризис.

В политической жизни в 19 веке, как и в предыдущем,  не произошло больших изменений, кроме «неясной» для народа отмены крепостного права. Самодержавно-крепостнический строй и его правители, «палачи, стоящие у трона», не услышали ни стон народный, не заметили народных заступников, которых  воспел Н.А.Некрасов в своей лирике и поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Самодержавие продолжало высылать неугодных  поэтов — вольнодумцев в ссылку  на юг России или в Сибирь, поэтому, видимо, поэты и писатели 19 века вынуждены были ограничиваться лишь критикой существующего строя.

Но во второй половине 19 века в России нелегальным путём начали распространять революционно-демократические идеи, марксизм  нашёл благодатную почву только  в России. «Золотой век» для искусства и науки не стал золотым веком для социально- экономической жизни народа, он  ещё более обострил кризис конца века, накопившийся  в обществе того времени.

 

Рамазан ОСМАНОВ

№ 38, 22.09.2017