ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Информационные технологии и в частности Интернет позволили изменить структуру доступа к информации из вертикальной в горизонтальную. Вертикальное распространение информации — это когда существует один источник информации, а остальные его пассивно принимают (например, ТВ, радио, газета). В горизонтальном доступе же каждый участник может быть как получателем, так и источником, причем одновременно (например, Интернет-блоги,  форумы, т.д.).

Многие слышали фразу высказанную Ротшильдом (Rothschild) «Кто владеет информацией — тот владеет миром», но не многие задумывались над истинным значением этих слов. Именно эксклюзивное владение информацией добытой очень инновационным по тем временам методом, а именно голубиной почтой, позволило Ротшильдам мгновенно разбогатеть, завладев львиной долей британской экономики.

Именно процессу сбора информации, другими словами обучению, мы посвящаем многие годы своей жизни, начиная со школы и продолжая этот процесс в ВУЗах. То насколько успешно и самозабвенно мы собираем информацию, является одним из определяющих, но не единственным условием нашей успешности в будущем. Другим условием успешности является умение правильно пользоваться полученной информацией: анализировать, классифицировать, фильтровать, выделяя и запоминая только нужное и, что самое главное, интеллектуальная способность переводить информацию в знания.

Ученые утверждают, что «Мы есть то, что мы едим», но в современном контексте было бы правильнее говорить — «Мы то, что мы видим и слышим, т.е. какую информацию получаем». Поэтому не удивительно, что так много тех, кто хотели бы влиять на то, кем мы являемся через предоставление определенной информации. Это то, как во все времена работали и работают все средства массовой информации. Как известно за СМИ всегда стоят определенные люди, организации или государство, имеющие определенные интересы. Они заинтересованы в предоставлении или сокрытии той информации, которая наилучшим образом способствует формированию мировоззрения и личности аудитории, которая в свою очередь будет служить их интересам.

Казалось бы, современные информационные технологии создали беспрецедентные возможности для доступа к информации и способствовали созданию современного информационного общества. Однако, в действительности все не так просто, как может показаться. Да, действительно, информационные технологии позволили производить колоссальные объемы информации и сделали возможной мгновенную доставку этой информации неограниченному числу абонентов независимо от их местонахождения. Но вместе с тем, ИТ дали возможность контролировать доступ к той или иной информации на индивидуальном уровне. Что это значит?

Если посмотреть на традиционные СМИ (ТВ, радио, газеты, и т.д.), то можно заметить закономерность равного доступа, т.е. каждый получатель информации получает одну и ту же информацию. Нет никакой возможности предоставления информации индивидуально в зависимости от предпочтений. В то же время, главным отличием современных Интернет-платформ является возможность регулирования и контроля доступа к той или иной информации на индивидуальном уровне. Мы получили парадоксальную ситуацию, когда информационные технологии, главным достижением которых, казалось бы, является свободный доступ к любой информации, становятся инструментом контроля и ограничения.

Будет вполне уместным вспомнить слова известного мыслителя в области управления Питера Друкера (Peter Drucker): «Вы не можете управлять тем, что не можете измерить». Это выражение можно упростить в виде «Вы не можете управлять тем, о чем не достаточно знаете». Если переложить это высказывание на наш контекст, то можно предположить что для управления обществом на индивидуальном уровне, необходимо достаточно хорошо знать каждого его члена. Не трудно догадаться, что наиболее удобной платформой для сбора достоверной информации о человеке сегодня являются социальные сети, такие как ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники и т.д. Именно социальные сети являются теми платформами, которые высасывают из нас информацию, включая персональную. Приложения социальных сетей активны на наших смартфонах 24 часа в сутки и 24 часа в сутки эти устройства не покидают нас. Таким образом, социальные сети узнают о нас не только то, чем мы делимся в виде фотографий, видео, лайков и комментариев, но и знают, где и когда мы бываем с точностью до метров и секунд, с кем встречаемся, какие общие интересы нас связывают, и еще многое, о чем мы даже не думаем. И если представить себе то, что это происходит 24 часа в сутки и 365 дней в году, то не трудно себе понять, кто нас знает лучше — социальные сети или лучший друг (подруга), или даже супруг (супруга).

Недавно группа исследователей в области искусственного интеллекта из Кембриджского университета разработала и продемонстрировала сложные алгоритмы, которые позволяют составить детальную характеристику человека на основе лайков в социальной сети Фейсбук. Так вот, ученые доказали: имея доступ к 10 лайкам определенного лица в сети Фейсбук, они могут охарактеризовать его точнее чем это может сделать коллега по работе. Имея доступ к 70 лайкам, можно узнать характер человека лучше, чем его близкий друг. 150 лайков — лучше родителей или брата (сестры), а 300 лайков позволяют узнать его (ее) лучше супруга (супруги). И это только основываясь на лайках одной социальной сети. А что если представить себе, что существует возможность доступа ко всей информации и данным о человеке, например: активность в социальных сетях, его передвижения, встречи, домашний адрес, состав семьи, место работы и должность, круг общения (друзья, коллеги, соседи), автомобиль и стиль вождения, покупки и многое другое. Не трудно догадаться, какой мощный инструмент влияния персональная информация о человеке, даже если она не включает в себя конфиденциальную. И самое удивительное заключается в том, что сознательно или несознательно мы делимся всеми этими данными фактически на добровольной основе. И если представить себе, что кто-то или какая-либо компания имеет доступ к подобной информации о миллионах и сотнях миллионов людей, то становится ясным, какие огромные экономические и даже политические преимущества этот факт может иметь для этой стороны.

Будет уместным вспомнить скандал с британской компанией Кембридж Аналитика (Cambridge Analytica), которая приобрела информацию о 80 миллионах  пользователей социальной сети Фейсбук, преимущественно из США. В начале 2018 года выяснилось, что Кембридж Аналитика заключила контракт с предвыборным штабом в то время еще кандидата в президенты США Дональда Трампа и использовала эту информацию для выяснения политических предпочтений и выстраивания индивидуального подхода к каждому избирателю. В результате скандала, глава Фейсбук Марк Цукерберг был вызван в сенат, а Кембридж Аналитика объявила о банкротстве.

Сегодня, когда информационные технологии стали частью нашей повседневной жизни, многие наши действия приводят к генерации и предоставлению наших данных. Естественно, что это нас не заботит, и мы не задумываемся о том, кто имеет доступ к этим данным, как и для какой цели они используются. Но, если представить себе, что все данные собираются централизованно на протяжении всей жизни и анализируются при использовании сложных технологий и инструментов анализа больших данных, то последствия для их обладателя могут быть катастрофическими.

Информация и данные, которые мы оставляем как результат пользования информационными технологиями, называют «цифровым следом». Глубина и отчетливость цифрового следа определяется степенью активности в сети Интернет — чем мы активнее тем глубже наш цифровой след. Очень важным отличием цифрового следа от обычного следа, который мы оставляем в жизни (такой как след обуви или отпечатки пальцев), является то, что цифровые следы никогда не исчезают — они вечны. Причем, со временем они становятся еще четче, благодаря дополнительной информации, которой мы продолжаем делиться.

И все же хотелось бы завершить статью на положительной ноте и отчасти пословица «Не так страшен черт, как его малюют» может быть оправдана с определенными оговорками. Как и любое технологическое достижение человечества, технология обработки данных и искусственный интеллект может быть использован как на пользу, так и во вред обществу. И радует то, что если положить на чаши весов то, что эти технологии дали полезного человечеству в общем и отдельно каждому из нас и проблемы, которые они привнесли, то последними можно практически пренебречь. И в тоже время, необходим правильный баланс между использованием достижений цивилизации и конфиденциальностью наших данных. Очень важно всегда следовать одному из основных правил поведения в среде Интернет — делиться минимально достаточной информацией. Также необходимо продвигать ИТ-грамотность и культуру (или гигиену) информационной безопасности в обществе.

 

Абзетдин АДАМОВ

Директор центра исследований и анализа данных
Факультет информационных технологий и инженерии
Университет АДА, Баку, Азербайджан
(e-mail: gazetaogni@mail.ru)

 

№ 34, 24.08.2018

Яндекс.Погода
Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031