Школьные сочинения… Они давно являются объектом обсуждения учителей русского языка и литературы. Известный публицист Александр Привалов сетовал о том, что люди, которые не умеют и не учатся связно говорить и писать, как правило, не умеют и не научатся думать.
Пока мы боролись с тем, что вместо анализа наши ученики в своих сочинениях переходят на пересказ, или отходят от выбранной темы, или же допускают в своих работах много ошибок, они быстро нашли выход из сложившейся ситуации и стали сдавать нам «тупо» (любимое слово наших учащихся) списанные из Интернета работы. Быстро, удобно, легко! А самое главное, не нужно переживать по поводу ошибок, ведь в «интернетовских» сочинениях их практически нет, а значит, есть шанс получить хорошую оценку без особых усилий.
Теперь у перегруженного ежедневной проверкой тетрадей учителя-словесника появляется еще одна проблема: проверять сомнительные работы на плагиат и, естественно, наказывать, требуя повторного (уже самостоятельного) написания сочинения. Все это делается учителем не потому, что ему нравится мучить ученика (да и себя тоже лишней проверкой), а чтобы заставить его мыслить, анализировать и внятно излагать свои мысли о чём бы то ни было.
Конечно, чтобы написать сочинение самостоятельно, нужен систематический, кропотливый труд. Здесь нужен творческий подход, тщательный отбор языкового материала с опорой на текст художественного произведения, что способствует улучшению качества письменной речи. Одновременно с этим развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение — все это важно не только для сочинения, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Списывание готовых работ из Интернета лишает учеников этих умений, а отсутствие желания приобщаться к чтению художественной литературы усугубляет ситуацию. Ведь если в младших классах дети еще увлечены чтением сказок, рассказов, то у большинства старшеклассников, когда речь идет уже о больших по объему произведениях, входящих в школьную программу по литературе, процесс чтения вызывает раздражение и протест.
В результате мы имеем то, что имеем: скудный словарный запас учащихся, насыщенность его просторечиями, жаргонизмами, искажениями исконно русских слов (порой боишься произнести какое-то отдельное слово: а вдруг на языке молодого поколения оно обозначает что-то плохое?), отсутствие способности выражать свои мысли, списывание чужих работ.
В заключение хочется обратиться к учащимся словами известной поэтессы Маргариты Алигер:
Пиши скорей, не медли, слышишь,
Весь мир, весь путь, весь опыт свой.
Пойми, ведь то, что ты напишешь,
Не может написать другой.
Помните: пользуясь чужими мыслями, можно потерять себя.
ИЗ ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ
Андрея Болконского спасает Наполеон, любовавшийся погибшими…
И вдруг собака завыла волчьим голосом…
Несмотря на всю проделанную им работу взгляд его казался потухшим и мертвым…
Умирая на руках Наташи Ростовой и княжны Марьи, Болконский понимает, что его путь-это путь к народу…
Также Болконский уделил внимание к образованию крестьян, поручив священнику за плату обучать крестьянских детей.
Там его ранят, рана смертельна. Он уезжает в Москву, приехав, примиряется с Наташей.
Наиле МАМЕДОВА
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4
№ 13, 30.03.2018