ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Школьные сочинения… Они давно являются объектом обсуждения учителей  русского языка и литературы. Известный публицист Александр Привалов сетовал о том, что люди, которые не умеют  и не учатся связно говорить и писать, как правило, не умеют и не научатся думать.

Пока мы боролись с тем, что вместо анализа наши ученики в своих сочинениях переходят на пересказ, или отходят от выбранной темы, или же допускают в своих работах  много ошибок, они быстро нашли выход из сложившейся ситуации и стали сдавать нам «тупо» (любимое слово наших учащихся) списанные из Интернета работы. Быстро, удобно, легко! А самое главное, не нужно переживать по поводу ошибок, ведь в «интернетовских» сочинениях их практически  нет, а значит, есть шанс получить хорошую оценку без особых усилий.

Теперь у перегруженного  ежедневной проверкой тетрадей учителя-словесника появляется еще одна проблема: проверять сомнительные работы на плагиат и, естественно, наказывать, требуя повторного (уже самостоятельного) написания сочинения. Все это делается учителем не потому, что ему нравится мучить ученика (да и себя тоже лишней проверкой), а чтобы заставить его мыслить, анализировать и внятно излагать свои мысли о чём бы то ни было.

Конечно, чтобы написать сочинение самостоятельно, нужен систематический,  кропотливый труд. Здесь нужен творческий подход, тщательный отбор языкового материала с опорой  на текст художественного произведения, что способствует улучшению качества письменной речи. Одновременно с этим  развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение — все это важно не только для сочинения, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Списывание  готовых работ из Интернета лишает  учеников этих умений, а отсутствие желания приобщаться к чтению художественной литературы усугубляет ситуацию. Ведь если в младших классах дети еще увлечены чтением сказок, рассказов, то у большинства старшеклассников, когда речь идет уже о больших по объему произведениях, входящих в школьную программу по литературе, процесс чтения вызывает раздражение и протест.

В результате мы имеем то, что имеем: скудный словарный запас учащихся, насыщенность его просторечиями, жаргонизмами, искажениями  исконно русских слов (порой боишься произнести какое-то отдельное слово: а вдруг на языке молодого поколения оно обозначает что-то плохое?), отсутствие способности выражать свои мысли, списывание чужих работ.

В заключение хочется обратиться к учащимся словами известной поэтессы Маргариты Алигер:

 

Пиши скорей, не медли, слышишь,

Весь мир, весь путь, весь опыт свой.

Пойми, ведь то, что ты напишешь,

Не может написать другой.

 

Помните: пользуясь чужими мыслями, можно потерять себя.

 

ИЗ ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ

 Андрея Болконского спасает Наполеон, любовавшийся погибшими…

И вдруг собака завыла волчьим голосом…

Несмотря на всю проделанную им работу взгляд его казался  потухшим и мертвым…

Умирая на руках Наташи Ростовой и княжны Марьи, Болконский понимает, что его путь-это путь к народу…

Также Болконский уделил внимание к образованию крестьян, поручив священнику за плату обучать крестьянских детей.

Там его ранят, рана смертельна. Он уезжает в Москву, приехав, примиряется с Наташей.

 

 

Наиле МАМЕДОВА

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4

 

№ 13, 30.03.2018

Яндекс.Погода
Сентябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930