ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

КарикатураКак указано в социальной педагогике, учебный процесс – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов. Результатом данного процесса был и остается показатель уровня знаний учащихся. Это в теории, а на практике…

Все мы учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, — говорится в известном произведении великого русского классика. И как бывало во все времена, жизнь в школе не ограничивалась лишь одной учебой. Этот период – продолжительный и трудоемкий для каждого запомнился чем-то особенным. Мы учились, мы шалили, мы шутили, и порой не очень безобидно, но наверняка те колкие высказывания, будь-то в адрес одноклассника или учителя, никак не сравняться по грубости и безрассудству с фразами современных школьников.

Поводом для освещения на полосах газеты «ДО» поведения учащихся в школе послужил разговор (свидетелем которого я стала случайно) двух взрослых о том, как подросток в одной из наших школ позволил себе грубое высказывание в адрес учителя во время урока. Юноше не понравилось, что ему сделали замечание по поводу его неподобающего поведения на уроке, и он решил не принимать во внимание просьбу учителя – выйти из класса, а продолжать вести себя по-хамски и оскорблять преподавателя.

Напрашивается вопрос: «Почему наши дети ведут себя неподобающим образом?» Возможно, потому что учитель сегодня уже не тот, каким он был в былые времена, или отношение к учебе несерьезное, ввиду определенных жизненных обстоятельств, а может так и должно быть…

Давайте обсудим

Прежде чем разложить все по полочкам, хотелось бы вспомнить своих школьных педагогов (некоторых из них уже нет с нами) низко поклониться и сказать: «Спасибо!» За то, что учили, заставляли, наставляли, уговаривали и, самое главное, убеждали. Как часто не хотелось брать в руки учебник и вникать в неизвестные и непонятные термины, но, положительные примеры удачной жизни знакомых людей и вера в то, что образование, все же, необходимо, приводили в очередной раз к пониманию, что надо грызть гранит науки.

Статус учителя, как представителя интеллигенции, высоко чтился. Ведь им мог быть образованный, воспитанный и интеллектуальный человек. Он шел в профессию по желанию или призванию, осознавая, что не всегда его труд может быть оправдан и оценен по достоинству.

Почему сегодня идут в учителя? Престиж профессии ничтожно низок, как и зарплата, как и условия труда, как статус учителя. Ни для кого не секрет, что в Дагестане, тем паче в нашем городе, не так просто найти работу. И если, покинув стены школы, гражданин решает продолжить жить в родном городе, то возможности самореализации тут невелики. Вот и учимся тому, где сможем в последующем применить полученные профессиональные знания, а может, и нет. Но, как бы то ни было, человек, посвятивший пять лет своей жизни изучению и познанию наук, заслуживает уважения, как и любой другой, кто трудится, не покладая рук. Так почему же современные школьники считают, что им все позволительно? Вроде, ни в каких прописных истинах такое не указано. Или подобное девиантное поведение, как сейчас говорят, в тренде. Тут большую роль могут сыграть как примеры из жизни, так и соцсети, так негативно влияющие на умы и сознание подрастающего поколения. Важно, чтобы свою лепту в вопросе осуждения непристойного поведения внесли родители, которым хоть иногда стоит обратить внимание на поведение своих чад за пределами дома. Нельзя, конечно, сказать, что учитель всегда прав (хотя во времена моего детства, отрочества и юности детей воспитывали именно в этом духе), но разобраться в ситуации и выявить причины, по которым ребенок ведет себя так, а не иначе, все же, следует, а не обвинять учителя во всех «смертных грехах», мол, так вам и надо.

Информация к сведению

У любого гражданина страны, вне зависимости от возраста, есть правовой статус – ряд прав и обязанностей. Попробуем разобраться, какие права и обязанности имеет школьник, и каким образом действовать, если данные права не реализуются или соблюдаются не в полной степени?

Права учащихся образовательных учреждений определены в государственном Законе «Об образовании» и соотносятся с правовым документом международного значения — Конвенцией ООН о правах ребенка, в том числе школьника. Выбрав школу, родители и ученики могут при желании ознакомиться с Уставом данного учебного заведения и Правилами внутреннего распорядка. По общему требованию выписки из Устава и школьных Правил внутреннего распорядка размещаются на стенде для всеобщего обозрения. Основные права школьника следующие:

— право на бесплатное образование, соответствующее определенным государством образовательным стандартам;

— право на выбор образовательного учреждения, формы обучения и возможность досрочной сдачи экзаменационных работ;

— право на признание личности без дискриминации по любому из признаков и право на неприкосновенность;

— право на пребывание во время образовательного процесса в приемлемых условиях (безопасная и комфортная обстановка, качественное питание);

— право на выражение собственных убеждений в корректной форме;

— право на обучение на родном языке;

— право на объективную оценку знаний и умений;

— право на доступ к информационным ресурсам школы, к примеру, к книжному фонду библиотеки;

— право на посещение дополнительных занятий, факультативов и кружков, включая платные;

— право на отдых в каникулярное время, в выходные дни и в перерывах между уроками;

— право на участие в школьных общественных объединениях, не имеющих религиозной или политической направленности. Этим правом обладают дети старше восьми лет;

— право на участие в управлении образовательным учреждением. В случае несогласия с каким-либо решением администрации, учащийся может обратиться в уполномоченные госорганы;

— право на перевод в другое образовательное учреждение.

Наряду с правами у каждого школьника имеются и обязанности, которые он должен выполнять:

— соблюдение Устава школы, Правил внутреннего распорядка;

— следование указаниям администрации учебного заведения и учителей, уважительное отношение к учащимся и сотрудникам;

— посещение уроков согласно расписанию, своевременная явка на занятия;

— добросовестное отношение к учебе;

— предоставление справки от медицинского работника или объяснительной записки от родителей в случае отсутствия ребенка на уроках;

— ответственное отношение к общему имуществу учреждения,

— соблюдение порядка в здании и на территории учебного заведения;

— соблюдение опрятности в одежде;

— забота о здоровье и собственной безопасности, выполнение правил техники безопасности.

ШколаХотелось бы остановиться на выделенном пункте. Хорошо, что в нашем обществе к ребенку относятся как к личности, правда, пока еще несформированной, и эта «личность» обладает правом неприкосновенности. А как же учитель? На что он имеет право? Учить должен терпеть не только издевки и грубого отношения учащихся и возмущений со стороны родителей, но и требований руководства. Современная образовательная система напоминает загадку, которую разгадать не в силах сам задающий.

Взять, к примеру, случай, когда министр образования России Дмитрий Ливанов в ходе «правительственного часа» не смог решить задачу для первого класса, которую ему зачитала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Сейчас я прочитаю вам загадку из учебника для 1-го класса по предмету «Окружающий мир», попробуйте её отгадать. Четыре четырки, две растопырки, седьмой — вертун». Это что?» — спросила Матвиенко у министра. Ливанов не смог дать ответ, сказав вместо этого, что у маленьких детей «больше способности отвечать на нетрадиционные вопросы». На Матвиенко ответ министра не подействовал. При этом она предположила, что загадку «гастарбайтер какой-то писал». «Из ответа, приведённого в этом же учебнике, следует, что это корова», — добавила Матвиенко.

Новые стандарты – старая зарплата

Как много сообщали, да и продолжают вторить нам про новые образовательные стандарты. Перейти, как говорится, перешли, а вот к чему – вопрос. В связи с этими самыми новыми нормами и требованиями все тот же учитель должен помимо своих должностных обязанностей – вести учебный процесс и не только – постоянно заниматься повышением показателей учащихся, школы, управления образования города, участвуя и желательно занимания призовые места в непонятных всевозможных конкурсах и олимпиадах.

Самообразование и личностное развитие – это хорошо, но было бы неплохо определиться нашему государству, чем, в конце концов, должен заниматься педагог в школе: учить или бесконечно совершенствоваться. Как бы не перестараться.

И опять парадокс. Все мы знаем, что хороший результат предполагает значительных затрат. В нашем случае работник должен выкладываться на все 100, а получать за свой оправданный труд в некоторых случаях прожиточный минимум. Вот и вся арифметика.

       P.S.

Не смотря на все трудности и перипетии жизни, педагог готов целиком и полностью посвятить себя делу, в котором передает детям свои знания и умения (речь о тех, кто является учителем по призванию, с любовью относится к данной профессии). И можно часами рассуждать о том, почему сегодня престиж образования и статус учителя так низко пал. С ним можно не считаться, мнение – тоже может оставить при себе, а вот служить на благо развития и просветления Отечества он должен и обязан.

Отношение государства к учителю – это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости. Бисмарк.

 

Альбина ИБРАГИМОВА

№ 45, 13.11.2015

 

Яндекс.Погода
Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031