Главной целью физического воспитания в моей работе является повышение уровня физической подготовленности детей, укрепление их здоровья и всестороннее двигательное развитие.
Одной из современных форм работы с детьми дошкольного возраста в области физической культуры является использование фитбола. Поэтому я решила организовать в подготовительной группе кружок по фитболу.
Фитбол — большой мяч, обладающий хорошей упругостью, изготовленный из эластичного ледрапластика диаметром от 45 до 55см. Используется он в первую очередь для общего оздоровления и укрепления организма, стимуляции вестибулярного аппарата и коррекции осанки.
Фитбол, пришедший к нам из Швейцарии, уже завоевал тысячи поклонников, благодаря простоте использования и поражающим результатам занятий. Это отличный тренажер для всей семьи, начиная от новорожденного младенца и заканчивая пожилыми людьми.
Специалисты утверждают, что фитбол не имеет совершенно никаких противопоказаний, а вот пользу от таких упражнений на мяче переоценить невозможно. Упражнения на этом мяче способствуют развитию многих мышц, а также формированию гибкости и выносливости детей.
Разработан перспективный план для детей подготовительной группы, который направлен на сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.
Занятие кружка, которое провожу два раза в неделю, состоит из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к тренировке. В основной части дается максимальная нагрузка на организм, она должна быть оптимальной для детей. Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Продолжительность занятия согласно САН Пин-2010 в подготовительной группе – 30 минут.
Подбираю фитбол каждому ребёнку по росту так, чтобы при посадке и небольших покачиваниях угол между бедром и голенью был не меньше 90 градусов. Для большей устойчивости ноги в опоре стопы на полу располагаются на ширине плеч. Дистанция между занимающимися не менее 1 метра.
Перед занятием убеждаюсь, что на детях надета удобная одежда без металлических предметов, застёжек, молний. Слежу за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта. Исключаю во время занятий быстрые и резкие движения, скручивания в шейном и поясничном отделах позвоночника, а также интенсивное напряжение мышц шеи и спины.
В работе с детьми стремлюсь как можно эффективнее помочь каждому ребёнку сохранить и укрепить здоровье. Сочетание физических упражнений с воздействием большого гимнастического мяча – уникально. Фитбол отличается многофункциональностью, и в комплексах упражнений может использоваться как предмет, тренажёр, опора и т.д. Благодаря этому можно комплексно решать несколько задач: одновременно содействовать развитию двигательных способностей, способствовать профилактике нарушений осанки, развивать функцию равновесия, а также музыкальность.
Оздоровительный эффект гимнастического мяча подтверждён опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров разных стран. Мяч доступен для занятий с детьми, имеющими различные проблемы со здоровьем, т.к. создаёт амортизацию, тем самым уменьшает осевую нагрузку на позвоночник и ударную нагрузку на суставы. Большой яркий прыгучий мяч повышает внимание, у детей улучшается настроение, появляется чувство радости и удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее происходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.
В целях обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья детей во время образовательной деятельности я соблюдаю основные правила использования фитболов с детьми дошкольного возраста: при выполнении упражнений лёжа на животе, слежу за тем, чтобы дети не задерживали дыхание. Не злоупотребляю статическими упражнениями в и.п. лёжа животом на фитболе, т.к. длительное повышение внутрибрюшного давления ухудшает общее кровообращение.
Эффективность использования фитбол–гимнастики в образовательной деятельности оцениваю путём проведения мониторинга физической подготовки детей.
Также было выяснено, что на протяжении кружковой работы у детей наблюдается положительная динамика в развитии физических качеств, с учетом того, что в каждой поло-возрастной группе свои нормативные требования по показателям физического развития. Следовательно, программа кружка достаточно эффективна.
1.Упр.: «Маятник».
Качаться я весь день подряд
Для вас, ребята, очень рад.
Хоть и устал, бедняга.
И.п.: Стоя, мяч перед собой в вытянутых руках. На первые две строчки мяч в вытянутых руках вправо, затем влево. Выполнять по два раза в каждую сторону. На вторые две строчки, мяч в вытянутых руках над головой – наклоны туловища вправо, влево. По два раза в каждую сторону. При наклонах следить, чтобы туловище было фиксировано, ноги ребенка при раскачивании не отрывались от пола.
2.Упр. «Мостик».
Журчит вода, ручей журчит
О чем сказать он нам спешит?
Поможет мостик перейти
Через ручей друзьям в пути.
И.п.: Сидя на мяче, руки вниз. Сидя на мяче, переступая ногами вперед, лечь спиной на мяч, руки в стороны, затем, переступая ногами, вернуться в и.п. (4р). При выполнении следить за тем, чтобы не было переразгибания в шейном отделе и скольжения ступнями по полу.
Мне, как инструктору по физкультуре, важно знать современные формы, методы физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками, чтобы организовать и проводить занятия с детьми интересно, полезно и увлекательно.
Результатом работы считаю то, что дети с радостью бегут на занятия, дают «клятвенные» обещания хорошего поведения в обмен на участие в спортивных соревнованиях. На занятиях ребята получают положительные эмоции и вырабатывают позитивные качества характера: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, дети излучают энергию, бодрость, которые возвращаются ко мне по принципу бумеранга.
Опыт моей работы с фитбол–мячами позволяет мне рекомендовать их в качестве высокоэффективного и доступного средства в физическом развитии ребенка – дошкольника. Таким образом, фитбол-гимнастика, является на данный момент инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.
Тамила АЛИХАНОВА
МБДОУ №4 «Соколенок»
№ 10, 08.03.2019