ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

КарикатураИ вот, опять маршрутки, – тема, о которой можно говорить снова и снова, – сколько раз уже об этом читано-перечитано… Все верно, теме городского общественного транспорта наша газета уделяла и уделяет немало внимания. Но что поделать, данная проблема является одной из самых больных для горожан. В последнее время и в государстве произошло немало кардинальных перемен, однако на качестве транспортного обслуживания это никак не отразилось. А значит – вопрос остается актуальным.

К ПРЕВЕЛИКОМУ СОЖАЛЕНИЮ…

В последнее время все чаще работа общественного транспорта в городе становится камнем преткновения в отношениях между пассажирами и ООО «Огниавтотранс». Один водитель не придерживается графика движения, другой не всегда выезжает на маршрут, а третий, вообще, его самовольно меняет. Люди недовольны, и тут для решения этой проблемы необходимо вмешательство местной администрации и автотранспортной организации города, ведь именно она заключает договоры с индивидуальными предпринимателями, чьи машины обслуживают маршруты.

По словам генерального директора ООО «Огнинавтотранс» Айдина Абдуллаева, по городу Дагестанские Огни действуют три внутригородских маршрута, которые обслуживают 8 водителей, ну и, соответственно, 8 единиц техники. На сегодняшний день имеются две вакансии. А с учетом того, что планируется запустить еще один маршрут, охватывающий проезд в районе детского сада № 6 «Орленок», то их количество увеличивается еще на две. Свою работу водители «маршруток» начинают в 7:00 и завершают в 17:00 в осенне-зимнее время года и в 18:00 — в весенне-летнее.

ТРЕБОВАНИЯ ПАССАЖИРОВ

В принципе, самые логичные: салоны должны быть чистыми, водители не должны курить в транспорте, быть соответствующе одетыми, не оглушать  музыкой, не ожидать, пока салон наполнится и т.п.

Основная проблема, с которой ежедневно сталкиваются пассажиры, — долгосрочное ожидание «излюбленной» Газели, появление которой, порой, приходится предвкушать около 40 минут, и этот интервал без преувеличения. Если говорить о времени окончания рабочего дня для водителей «маршруток», то и тут не все так радужно: «двойку», допустим, редко удается встретить после 16:30, в это время уехать на ней крайне сложно, а после 17:00 ее вообще нет.

Многие пассажиры жалуются на то, что в утренние часы общественный транспорт перегружен и зачастую проезжает мимо, т.к. в салоне даже стоять негде, не говоря уже о сидячих местах.

Что стоит отметить положительно, так это соответствующее отношение водителей, чьим обслуживанием пассажиры в большинстве случаев довольны.

ПОЧЕМУ ТАК, А НЕ ИНАЧЕ?

На все перечисленные недовольства горожан в части обслуживания населения в сфере предоставления услуг по перевозке пассажиров Айдин Абдуллаев находит объяснение.

По его мнению, вся беда, что так неудивительно, кроется в наших «прекрасных» дорогах, езду по которой в некоторых районах города можно сравнить с пробегом по горным дорогам, и как следствие – износ автотранспорта. Именно по этой причине не выстраивается очередь из желающих работать на внутригородском маршруте.

Маршрутка

— Ошибочно полагать, что к нам выстраивается очередь из желающих работать на маршрутках, — говорит гендиректор автотранспортной организации. — Но, с другой стороны, их можно понять. Стоимость проезда поднялась незначительно (сегодня она составляет 13 рублей), зато цены на бензин и запчасти заметно подросли, соответственно и ремонт маршрутных автобусов «влетает в копеечку». Водители стараются соблюдать график в час пик – утром и вечером, а после обеда, возможно, и бывают случаи, когда под разными предлогами они стараются сойти с маршрута. Даже если такое и происходит, то лишь по той причине, что в дневное время суток, а точнее, с 11:00 до 14:00, маршрутки практически пустуют.

Есть хорошее предложение по загрузке в часы пик – два раза в день запускать автобусы в маршруты, где наибольший поток людей – таким образом увеличится количество рейсов. Но и тут не все так просто – нет маршрутов, которые можно было разгрузить, а точнее — лишних транспортных средств. Бывают дни, когда какой-то маршрут обслуживает одна Газель.

Сбой в графике происходит еще из-за того, что порой приходится производить остановку чуть ли не через каждые 50-100 метров, с чем нельзя не согласиться. В городе нет ни одной автобусной остановки, а значит, где захотели, там и помахали рукой. Данный вопрос уместно адресовать представителям городской администрации. За комментарием по этому поводу мы обратились к первому заместителю главы местной администрации  Эльдару Назаралиеву, который и курирует транспортную отрасль города.

Как нам сообщили, решение о повышении либо понижении тарифов (а последнего в практике еще не встречалось) выносит Министерство экономики Республики Дагестан. Так, последнее повышение было зафиксировано в феврале этого года. Как правило, подорожание происходит из-за роста цен на топливо, обслуживание транспорта и запчасти. По поводу остановок, по словам Назаралиева, определены места, но они в настоящее время используются не по назначению, с чем мы будем разбираться и принимать соответствующие меры.

Дебет и кредит расходов и доходов мы обсудили с непосредственным участником действий – водителем одной из «маршруток» № 2 Аразханом Герейхановым, который работает в этой сфере более 5-ти лет. В среднем, по его словам, водитель на линии в месяц зарабатывает от 15 до 20 тыс. рублей. Перечень документов, обязательных для лица, намеривающегося осуществить деятельность по перевозке пассажиров, таков: лицензия на перевозку пассажиров (15000 руб. в год), страховка на перевозку пассажиров (7500 руб. – для 13-тиместной машины и 9500 руб. – для 15-тиместной), страховка автотранспорта (около 6000 руб.), техосмотр (по 1000 руб. за полгода). Плюс налоги за ведение предпринимательской деятельности и получении путевки – 3100 руб. в месяц. По нашим подсчетам выходит, что сумма расходов составляет 69700 рублей, дохода с учетом минимальной выручки за месяц – 180000 рублей.

БОЛЬШЕ РАССТОЯНИЕ – А КАК ЖЕ УСЛОВИЯ?

Теперь поговорим о расстоянии или «круге по городу», как его называют. Зависит ли наполняемость от большего проезда? Или может это не совсем корректный показатель. Расстояние больше, но и наполненность выше. Как нам пояснили, расстояние каждого маршрута разработано с учетом удобства для горожан, так чтобы задействовать и центральную часть города, и его периферию. А что касается контроля, то здесь ситуацию вообще никто не отслеживает. Как известно, всегда найдутся органы, осуществляющие контроль за деятельностью любой структуры в любой отрасли. Здесь же ежедневный процесс перевозки пассажиров никем не проверяется. Мы не берем в счет наличие путевого листа, страховки и медицинского осмотра, что в данной ситуации само собой разумеющееся. Речь идет о съезде с маршрута и ненадлежащем выполнении обязанностей по перевозке пассажиров.

Расстояние маршрута, как считает Герейханов, небольшое. Он согласен, что время ожидания автотранспорта порой продолжительное, но и это по причине ужасного состояния дорог и отсутствия остановок.

— Буквально сегодня, — говорит водитель «маршрутки», — остановил автотранспорт по просьбе нескольких женщин, ожидавших его. Буквально через 10 метров останавливает молодая девушка, которой лень было пройти назад несколько шагов. И такое изо дня в день. Подобное, думаю, не происходило бы, если народ ожидал микроавтобус у конкретной остановки.

А по поводу перевозки льготников… Есть и такие: ветераны ВОВ, инвалиды I группы и дети в возрасте до шести лет.

Что же в отношении повышения тарифа, то в ООО «Огниавтотранс» нас заверили, что в ближайшее время этого не ожидается, а о каком будущем идет речь, покажет время.

Возможно, в скором времени желающих работать с нами будет больше, и тогда за счет здоровой конкуренции останутся лишь добросовестные перевозчики, — говорит Айдин Абдуллаев.

Остановка

ГЛАС НАРОДА

— С огромным удовольствием отправила бы ребенка в школу на городском транспорте, тем более сейчас, в сезон непрекращающихся дождей, — говорит многодетная мать Аминат Магомедова. – Увы, ждать приходится не 5 и не 10 минут – за это время можно с легкостью и пройтись.

— Каждый день по дороге на работу оглядываюсь в ожидании чуда, под названием «городской транспорт», и нередко дохожу до пункта назначения, а его так и нет, — Зарина Абасова.

— Моему сыну 4 года и он посещает детский сад. К сожалению, часто болеет, посещение врачей-педиатров – явление нередкое. Бывает, что супруг занят по работе и не имеет возможности отлучиться, чтобы отвезти нас в поликлинику. Несколько раз ждала городскую маршрутку, и однажды, правда, мне посчастливилось – мы простояли всего лишь 15 минут. В дальнейшем не намерена рассчитывать на нее. Кстати, вести ребенка в детский сад также непросто, т.к. находится он в отдаленной части города, а живем мы практически в центре, — Тамила Керимова.

— Я, так скажем, уже не в молодом возрасте, и мне просто невыносимо преодолевать такое расстояние, как от одного конца города в другой. В районе выше ФАД « Кавказ» проживает большая часть родственников, и мне часто приходится быть в данном районе города. Жду нашу маршрутку до победного, — Марина Гаджиева.

P.S.

Стоит отметить, что из года в год повторяется следующая ситуация: с каждым повышением тарифа перевозчики клятвенно обещают заметно повысить качество поставляемых услуг – соблюдать график, выпускать на маршруты чистый и исправный автотранспорт, быть вежливыми с пассажирами, не набивать салон, как бочки с селедкой. Власти, в свою очередь, декларируют намерения строго контролировать эти улучшения и карать самых нерадивых. А в результате – никаких заметных невооруженным глазом изменений.

Эти проблемы на фоне остальных кажутся незначительными. Но даже с этими незначительными нарушениями не хотят или не могут разобраться. Для нас же важно не просто придать огласке возникшие проблемы, а постараться повлиять на сложившуюся ситуацию в корне и решить данную задачу, получив верный ответ.

 

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ В АВТОБУСАХ ОСОБО МАЛОЙ И МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ В РЕЖИМЕ МАРШРУТНОГО ТАКСИ

— Перевозки в режиме маршрутного такси организуются Перевозчиком по согласованию с органами местного самоуправления на всех видах сообщений (внутригородских, пригородных, междугородных) с использованием автобусов особо малой и малой вместимости, а также легковых автомобилей.

Перевозки организуются с целью предоставления населению транспортных услуг повышенной комфортности за счет:

— перевозки пассажиров только на местах для сидения;

— повышенной скорости сообщения по сравнению с маршрутными перевозками автобусами общего пользования;

— остановок в пути следования по требованию пассажиров в любом месте маршрута с соблюдением Правил дорожного движения;

— приближения остановочных пунктов к местам скопления пассажиров и организации маршрутов по улицам и дорогам, местным проездам, позволяющим безопасно эксплуатировать автобусы малой и особо малой вместимости.

— При наличии на маршрутах устоявшихся пассажиропотоков движение организуется по расписаниям.

— Если конечный пункт маршрута является основным по пассажирообразованию, а на протяжении маршрута наблюдается неустойчивый по интенсивности пассажиропоток, движение организуется по оперативным интервалам по мере накопления пассажиров.

— Перевозки осуществляются на направлениях, совмещенных с маршрутами других видов транспорта, дополняя их в часы «пик» и осуществляя основные перевозки в межпиковое время, а также для транспортных связей в ночное время как на самостоятельных, так и на совместных маршрутах.

— На остановочных пунктах городских и пригородных маршрутов для сведения населения вывешиваются указатели времени работы автобусов.

— На остановочных пунктах в междугородном сообщении вывешиваются расписания движения.

УСЛОВИЯ ПРОЕЗДА

— В автобусах особо малой и малой вместимости городских, пригородных и междугородных маршрутов перевозчик обязан предоставить пассажирам места для сидения. Проезд пассажиров сверх количества мест для сидения запрещается.

— Высадка пассажиров из автобуса производится по требованию пассажира в любом месте пути следования с соблюдением Правил дорожного движения.

— Проезд лиц в нетрезвом состоянии не допускается.

— При следовании в автобусах особо малой и малой вместимости городских, пригородных и междугородных маршрутов пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет включительно, если он не занимает отдельного места.

Для занятия отдельного места ребенку в возрасте до 5 лет приобретается билет по действующему тарифу.

При следовании вместе с пассажиром нескольких детей в возрасте до 5 лет на каждого ребенка, кроме одного, провозимого бесплатно, приобретаются билеты по действующему тарифу.

 

Альбина ИБРАГИМОВА

№ 41, 16.10.2015