ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Подошел к концу священный месяц Рамадан — месяц щедрости, бараката, прощения и милости Аллаха. Но у наших читателей как всегда много вопросов, связанных с самой религией, правилами соблюдения поста, а также с жизнью мусульман. Об этом и не только мы попросили рассказать Али Куджаева — ученого-богослова, преподавателя медресе имени «Мухаммада Ярагского» города Дагестанские Огни. 

 

— Рамадан уже позади. Скажите, если пост (ураза) единственное, как сказано, что верующий делает для Бога, а, в конечном счете, именно мусульманин является бенефициаром уразы, то в чем тут выгода для Создателя?

 

Вся хвала Аллаху Господу миров. Благословение и приветствие пророку Мухаммаду.

Создатель никогда не ищет выгоды, ибо это не присуще Творцу. Качество Господа это абсолютная божественность. Всевышний в Коране говорит: “Твой Господь (о Мухаммад) не нуждается ни в своих рабах, ни в их поклонении. Он обладает неограниченной властью и милостью. По своей милости Он наставляет вас на добрые дела и показывает как отстраниться от зла”. (аль-Ангъам, 133)  Во всех Его велениях и запретах есть польза для нас. Повелев нам соблюдать пост, Он дал нам шанс проявить себя истинным рабом и обрести тем самым блаженный Рай.

 

— Идеальных людей не бывает (если вы конечно не пророк). Как вы считаете, можно ли достичь совершенства в результате духовного очищения посредством соблюдения поста? 

Пост как метод самосовершенствования имеет важную роль в жизни мусульманина, если, конечно, он сопровождён всеми его составляющими и духовными нормами. Через воздержание от приема пищи и питья достигается духовное очищение и искреннее поклонение, что в итоге приводит к соблюдению остальных четырех столпов Ислама (намаз, хадж, закят и шахаду).

В основе обязательности поста лежит необходимость контроля мусульманином своих потребностей в еде, питье, разговоров и прочем. Существует множество хадисов, раскрывающих сокровенные тайны поста, например:

— посланник Аллаха (мир ему и благословение) уподобил пост щиту, сказав: «Как щит защищает вас в бою, так же и пост защищает вас от огня Ада».

— пост предписан, чтобы защитить человека от всего дурного и запретного. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) так говорит об этом: «Пост является щитом, и пусть никто из вас не произносит дурного слова во время поста, проявляя тем самым свое невежество. И если кто-либо станет приставать к вам или ругаться, то отвечайте ему: “Я в посте”. Человек, соблюдающий уразу, должен избегать лжи, злословия, клеветы, хитрости, обмана, бранных слов и плохих поступков.

— пост помогает обузданию страстных желаний, препятствует совершению человеком развратных и аморальных поступков. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Тому человеку, который даст гарантию, что сможет контролировать свою страсть и язык, я гарантирую, что он войдет в Рай».

— пост – это воспитание терпения и воли,  отказ от желаний (нафса) через приложение усилий. В то же время, с точки зрения противостояния трудностям, вызванным голодом и жаждой, это является воспитанием терпения. Аллах Всевышний призывает верующих: «О те, которые уверовали! Просите помощи терпением и намазом. Воистину, Аллах с терпеливыми». (аль-Бакара, 153)  «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью, без счета». (аз-Зумар, 10)   «Месяц Рамадан – это месяц терпения», «Терпение – это свет».

 

— Про аскетизм сказано: «Стройте мечети скромными, города красивыми». Как вы думаете, соблюдают ли мусульмане этот постулат?

О украшении  мечетей было еще в пророческом предсказании. Ведь люди, к большому сожалению, стали обращать много внимания на внешнюю красоту, нежели на внутреннюю, духовную. Нам приятнее находиться в красивой мечети. Но на самом деле мечеть должна украшаться духовно, т.е. поклонением, как на это указал Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах). И если бы все люди пребывали в поклонении, как во времена праведных халифов, то не было бы необходимости в украшении мечетей, которая является частью городской архитектуры. Естественно, что мы хотим сделать место поклонения Богу приятным для восприятия.  Но при этом хотелось бы надеяться, что со временем люди будут больше уделять внимания развитию своей духовности.

 

— Насколько необходимо строительство новой мечети, которое требует колоссальных ресурсов, в том числе финансовых, в то время как в Дагестане не хватает нормальных больниц, многие люди живут за чертой бедности, еле сводя концы с концами?

В первую очередь, хотелось бы отметить, что между Махачкалой и Каспийском строится мечеть Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и духовный центр имени Пророка Исы (Иисуса) (мир ему и благословение). Конечно, это строительство требует огромных финансовых вложений. Но это того стоит, религия консолидирует все социальные слои общества, способствует развитию культуры, взаимопониманию и единению народа. Когда Пророк (мир ему и благословение) прибыл в Медину, он начал воздвигать мечеть, чтобы народ сплотился в послушании Господу, проявляя его во всех сферах  жизни, в административных, деловых, семейных отношениях, и даже в военных вопросах.

Вот и возводятся такие духовные центры, чтобы учить доблести, благородноству, взаимопониманию, чтобы выделяемые средства были целиком и полностью направлены на благоустройство и помощь народу.

А на строительство больниц и обеспечение бедных выделяются средства из бюджета, они должны быть потрачены именно на эти цели.

 

— В периоды жестоких кризисов Бог посылает нам духовных лидеров, моральных авторитетов, способных указать единственно правильный путь. Как вы считаете, есть ли в республике  сегодня такой моральный авторитет?

Моральный авторитет – это высококвалифицированный ученый, светило Ислама, который руководствуется полезными для общества знаниями, дает правильный совет, как поступить в тех или иных ситуациях, как принести пользу народу с наименьшим риском вреда для окружающих, если это неминуемо. Считаю, как и многие другие, что на сегодняшний день таким человеком является муфтий Дагестана Шейх Ахмад-афанди. Мы являемся очевидцами многих событий, в которых он участвует для улучшения положения народа. Например, строительство бесплатной больницы  с хорошим оборудованием и  квалифицированным персоналом, в которой практикуется исламская медицина; создание благотворительного фонда “Инсан”, ставшего опорой для многих нуждающихся, а также отдел просвещения.

 

— Одним из эпохальных событий последнего времени стало открытие в нашем городе медресе имени Ярагского, иншаАллах теперь есть надежда, что в скором времени в наших мечетях появится много грамотных всесторонне образованных имамов. Насколько это учебное заведение популярно среди молодежи?

Известно, что знание это сила. Поэтому, основной целью этого учебного заведения является воспитание грамотных, дипломированных и полезных обществу специалистов. Когда Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Кто лучший из людей?» — «Тот, кто более полезен для них» — ответил он.

Изучение и обучение в религиозных сертифицированных аккредитованных учреждениях гарантирует воспитание духовных деятелей, которые исповедуют всем известную, несущую добро религию. Ведь они, как и чиновники, несут ответственность не только перед Всевышним, но и перед народом.

 

— Как вы считаете, много ли будет вреда мусульманину, хорошо подкованному в исламских науках, если он будет интересоваться также достижениями мировой литературы, философии и точных наук?

Хорошо сведущему в вопросах Ислама человеку никогда не может быть вреда от изучения других наук. Наоборот, они ему посодействуют в его деятельности, как например имаму аль-Газали, изучавшему философию. Поэтому человеку следует быть всесторонне развитым. И мы к этому призываем. Но всегда нужно выбирать из всех наук, в первую очередь, самую необходимую в данный момент жизни. Невозможно согласиться с мнением, утверждающим, что достаточно быть просвещённым только в религиозных науках. За каждое усердие в усвоении наук Творцом предписана награда, все точные науки в итоге приводит к утверждению закона единобожия.

 

— Что на ваш взгляд есть невежество, если брать во внимание, что мы живем в эпоху глобального интернета, то есть знания в принципе общедоступны?

Действительно, знания стали общедоступными, например, посредством всемирной паутины, как Вы отметили. В интернете много разных источников и недостоверных в том числе, которые могут подтолкнуть  человека на неверный путь. В этом случае хорошо было бы посоветоваться с просвещенным человеком,  который даст правильное толкование той или иной информации. Это уберегло бы всех нас от заблуждений и невежества.

 

— Многие вопросы в исламе регламентированы, вспомним хотя бы этот постулат «чистота — половина веры», но окружающая действительность говорит скорее об обратном, мы даже не улыбаемся друг другу, при этом  в нашей Республике большинство мусульмане?

Нередко наши знания расходятся с нашими действиями. Вот, если бы люди практиковали информацию, наставления учителей, старших и других ответственных лиц, то всё было бы иначе. Не было бы несанкционированных свалок на дорогах, не ущемлялись бы права других, люди относились бы друг к другу доброжелательно и жили бы в согласии.

Один мой знакомый, принявший Ислам, изучал его тщательным образом как науку и говорил: «Хорошо, что  я стал  постигать религию  через книги, а не следуя чьему-то примеру,  возможно негативному. В таком случае я бы сомневался, принять Ислам или нет. К сожалению, мы забыли, что являемся рабами Аллаха и стали совсем «свободными» от религиозных норм. Вот когда мусульмане возвратятся к ним, тогда и будет вокруг чистота и взаимная улыбка.

 

— Если снова вернуться к теме «стройте города красивыми», то населенные пункты Дагестана вряд ли можно назвать комфортной средой обитания. Может быть, современные дагестанцы пока не способны ни развивать территории, ни самоорганизовываться в плане общежития или им что-то мешает?

Что здесь сказать…  Дагестанцы всегда славились единством, взаимной поддержкой и послушанием. Остаётся лишь направить их по верному пути развития нашего края, чтоб он был цивилизованной, развитой индустриальной республикой, которая будет славиться своими успехами.

Пророк (мир ему и благословение) всегда старался создавать условия для народа.  Например, после его переселения в оазис Ясриб, эта священная местность стала называться Мединой, что означает обустроенный город.

Поэтому и нам нужно стараться сделать наш город благоприятным для проживания. Не ломать и не уничтожать уже созданное, что мы нередко наблюдаем, а стремиться к красоте и чистоте. Для этого нам необходимо изменить свое мировоззрение, и в первую очередь, воспитать поколение, которое будет уважительно относиться к чужому труду и собственности. «Хочешь изменить общество, начни с себя!», — говорят мудрецы.

 

— С чем должен  выйти мусульманин из Рамадана, чтобы ощущать его благость?

По завершению священного для мусульман месяца Рамадан человек должен оставить всё плохое и начать жизнь с чистого листа, быть максимально благородным и полезным для окружающих человеком. Пусть Всевышний нам в этом поможет. Амин!

 

Сюзана САФАРБЕКОВА

№ 23, 07.06.2019

Комментарии:

Реклама Реклама Реклама