ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

В конце 70-х — начале 80-х годов в мусульманском мире наметилась тенденция к усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было обусловлено общей политизацией ислама (равно как и исламизацией политики). Усилению позиции ислама в мусульманских странах Востока способствовал также ряд объективных факторов.

Особую роль сыграли изменения геополитической ситуации в мире в целом после распада СССР. Усиления позиции США в качестве единственного мирового «гегемона» стали также своего рода катализатором отхода от европейских образцов и поиска путей самобытного развития.

В настоящее время большинство стран Ближнего Востока переживает сложный этап. Опыт последних десятилетий показал несостоятельность заимствования как капиталистического, так и социалистического путей развития, неприемлемость их механического копирования западной культуры.

Современная социально-экономическая ситуация в некоторых странах Ближнего Востока характеризуется рядом определенных причин: аграрное перенаселение; слишком быстрая урбанизация городов за счёт выходцев из деревень; отсутствие рабочих мест в городах, как следствие — рост безработицы; имущественное расслоение в обществе.

Говоря о современном «исламском» терроризме и его угрозе, необходимо подчеркнуть, что основной причиной развития его в регионе следует считать распад социалистической системы и развал Советского Союза. В результате чего во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан и др.), а затем и в некоторых регионах России, идеологический вакуум быстро стал заполняться нетрадиционным исламом, который предстает, прежде всего, в его самой воинствующей форме — радикального ваххабизма, требующего с помощью «священной войны» вернуть мусульманский мир к халифату. Многие эксперты отмечают, что такой ислам, которому присуще враждебное отношение к либеральным ценностям и который может привести только к тирании и обнищанию, стремится заполнить вакуум, образовавшийся после коллапса коммунизма.

Основной целью исламского радикализма является изменение места и роли религии в жизни общества, в результате чего представители данного течения отвергают господствующую идеологию, политическую практику существующего светского режима и государственное устройство, как не соответствующее нормам мусульманской религии.

Таким образом, исламские экстремисты преследуют следующие цели:

установление в обществе основ исламского теократического государства; введение в общественную практику норм шариата; восстановление халифата в качестве единого государственного образования всех мусульман.

Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не остановится в фиксированных границах географического проживания определенной общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного образования — халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс «растекания» исламской радикальной идеологии и практики на другие «мусульманские» территории, как в рамках России, так СНГ и других государств мира.

Так, в июле-сентябре 2003 г. в г.Пятигорске прошла серия судебных процессов по делу членов религиозно-экстремистской организации «Джамаат», действовавшей на территории Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик с начала 90-х годов. Осуждены все обвиняемые по данному делу, являющиеся носителями идей ваххабизма. Основной целью «Джамаата» являлся захват власти и организация на Северном Кавказе исламского государства — халифата, в том числе с применением вооруженных методов. Не думая о потерях мирных и невинных людей, которые также являются приверженцами Ислама.

Продолжение следует…

 

Начальник ОМВД России

по г.Дагестанские Огни

подполковник полиции                                                  Э.Д. Гасанов.

№ 38, 25.09.2015

Яндекс.Погода
Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031