ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Программа ТОСЭР реализуется в Дагестанских Огнях с 2018 года. Напомним, на территории Дагестана имеется  2 моногорода — Каспийск и Дагестанские Огни, причем первый получил свой статус годом раньше. Сама же программа по развитию моногородов в Российской Федерации действует с 2016 года.

Сравнивая эти два города, невольно задаешься вопросом поиска нашим городом своей ниши, придания ему уникальных черт, которые и должны задать вектор многолетнему поступательному развитию Огней.

И если в Каспийск перебазируется Каспийская флотилия из Астрахани, то, наверное, в значительной мере его развитие будет определяться нуждами военных и соответствующими ограничениями.

Учитывая, что военные объекты из соображений безопасности должны быть закрыты для посещения, а значит, большая часть пляжа Каспийска тоже будет занята ими и закрыта для туристов, и то, что с ростом Махачкалы и активной трудовой миграцией туда каспийчан приезжим в городе будет некомфортно.

В нише развития пляжного отдыха наш город не имеет конкурентов. Сам Бог велел, как говорится, подарив нам прекрасные золотые пески, мягкий спуск к воде, свободные земли и вкусную еду. Кроме того, не предвидится сооружения новых военных объектов, все исходные данные, включая и приветливый, дружелюбный менталитет южан, располагают к этническому туризму.

Пожалуй, большинство дагестанских  городов имеют одну и ту же проблему, наиболее ярко проявленную  в стиле застройки Махачкалы и Дербента — старейших городов республики.

Не имея продуманного генплана застройки поселения на 15-20 лет, а значит, целостного видения архитектурного облика города, невозможно создать что-то вразумительное и удобное для использования.

К примеру, столичные архитекторы схватились за голову — в связи с кратным ростом населения столицы за последние десятилетия возникла необходимость в новых инфраструктурных объектах, транспортных развязках, но попробуй разрушить здания и сооружения, выросшие тут и там, как грибы после дождя, с лёгкой руки руководителей прежних администраций.

Можно, конечно, выкупить данные  объекты в целях последующего сноса, но у дагестанцев  отношение к постройкам трепетное, да и цены на них владельцы могут «взвинтить» так, что городскому или  республиканскому бюджету  данная идея обойдется куда дороже, чем сам новый объект …

Разумнее и проще, на мой взгляд, заранее разработать план развития города, не упуская из виду те факторы, которые будут влиять на рост населения, и то, что запас земли пока у города есть, но он не бесконечен.

И если при нынешних темпах  продолжить предоставление земельных участков под индивидуальное жилое строительство, то очень скоро и наш город упрется во вполне осязаемый потолок, исчерпав имеющиеся  земельные ресурсы.

Кроме того, мы склонны слишком опираться на личные знания, упуская то, что скрыто от нас. К примеру, лет 30 назад никто не мог представить, что стационарный телефон будет вытеснен из обихода простым и доступным мобильным устройством, в котором дети будут разбираться лучше стариков. Стремительно меняются вещи, мода, ценности общества, и этот фактор недосказанности никогда нельзя сбрасывать со счетов. База знаний, устоявшийся костяк опытных кадров — это хорошо, но взгляд зрелого человека склонен зашориваться сложившимися представлениями о том, что и  как должно быть, и имеет смысл привлекать представителей молодого поколения к разработке новых проектов. В конце концов, молодые и будут наследниками этого мира, построенного для них с их участием, и имеет смысл приучать их быть хозяевами на своей земле под чутким и мудрым руководством старших  наставников …

Потому кажется здравой идея администрации Махачкалы, недавно привлекшей к разработке проекта благоустройства Эльтавского леса будущих архитекторов, студентов-старшекурсников одного из дагестанских ВУЗов, проект который отражает не только архитектурную моду, но и современное видение проблемы.

Пожалуй, хорошим примером правильной застройки города можно без особой натяжки назвать Санкт-Петербург.

Город в болотистой местности на Неве изначально задумывался как столица, а значит, какие здания, где и как будут располагаться, думали с самого начала. Хотя на момент основания вокруг было  много неосвоенных земель, да и никто не надел бы белые перчатки, играя в демократию, если нужно было бы разрушить ближайшие деревни или переселить их… Уже при советской власти, в 1935 году, был разработан первый генплан, предусматривавший рост города в двух направлениях. Затем, после войны, в 60-х и 80-х годах, документ неоднократно корректировался с учётом роста города. В результате, Петербург признан  вторым  по красоте городом  Европы.

Вот и мы могли бы, пока располагаем запасами земли, свободной от застроек, не повторять ошибку многих мегаполисов, а сразу разработать генплан застройки с ориентацией на далекое будущее. На сколько жителей мы рассчитываем? Сколько жилья им  понадобится? Сколько автомобилей, а значит, и дорог, транспортных развязок, дорожных знаков, остановок понадобится? Чем будущие жители города  станут  зарабатывать на жизнь?

И с учётом ответов на эти вопросы уже с минимальными для бюджета затратами спланировать расположение объектов.

Дагестанские Огни — первый из двух южнодагестанских  городов, который встречает гостей края. С учётом географических и рекреационных преимуществ, близости к морю, мягкого климата, наличия земли и особых преференций как одной из двух ТОСЭР республики он видится в будущем как ультрасовременный  туристический город. И уже не наши огнинцы будут ездить на работу в Дербент, а дербентцы и другие гости нашего города смогут найти для себя полезный, практичный и качественный сервис, а в наш городской бюджет потекут живые деньги, опять же улучшая нашу жизнь…

Мы привыкли воспринимать туристические объекты как нечто искусственное, не приспособленное к жизни или исключительно монументальное, но ведь это не везде так. К примеру, туристов всегда удивляют португальские домики, очень чистенькие, простые и ухоженные… Люди просто поддерживают в хорошем состоянии то, что имеется, и в этом тоже есть привлекательный момент для туристов.  И не стоит думать, что «заграница» — нечто монолитное, и везде имеются идеальные условия для жизни, ресурсы, комфорт… В той же благополучной Великобритании, к примеру, нет в принципе системы центрального отопления, и многие жители не имеют возможности отапливать свои дома морозной зимой из-за дороговизны энергоносителей.

А нам, имеющим лучшие условия, а также пологий рельеф местности, свободные земли для прокладки новых трасс, можно превратить Огни в велосипедный город.

Это и дешевизна транспорта, отсутствие всяких обременений в виде налогов, страховок, топлива и ремонта, и скорость передвижения, и полезная физическая нагрузка для горожан, страдающих от гиподинамии, и неплохая возможность заработка на будущее, с учётом развития туризма.

К примеру, 26-миллионный Мехико решил проблему транспортной загруженности тем, что законодательно один день в неделю любой автомобиль не выезжает из гаража. Кроме того, все автодороги выведены под землю, наземный же транспорт — велосипеды, их здесь великое множество, — легко можно взять в аренду за символическую плату в несколько долларов. Припарковать двухколёсного друга тоже не проблема.

Налажено велосипедное движение и в столице Нидерландов Амстердаме. Можно сказать, «велик» здесь вытеснил традиционное авто ввиду своей дешевизны, доступности и полезности для здоровья, чему голландцы уделяют большое внимание. И это притом, что уровень жизни населения здесь достаточно высок, и богатство лишилось своего прежнего наполнения в виде кичливой роскоши, так называемого престижного потребления.  Миллионер, известный политик, профессор и студент пользуются здесь велосипедом с одинаковой непринужденностью, и это, пожалуй, подлинно демократический вид транспорта.

Кстати, велоспорт и велоинфраструктура имеют в этих странах очень давние корни. Так, известно, что во время Второй мировой войны немцы  реквизировали у местных порядка 12 тыс. велосипедов, и теперь, заслышав от туристов немецкую речь,  местные добродушно  поддразнивают их: «Верните наши велосипеды».

«На велосипеде чувствуешь себя незащищенным», «Велосипед для нищебродов» — самые популярные аргументы у противников велотранспорта в России, согласно опросу Гринпис.

Однако в Москве и Петербурге уже всерьез восприняли эту возможность. По подсчётам специалистов, 34 % поездок на личном авто и 46 % поездок на метро совершаются на расстояние не более 10 км, а значит, вполне под силу велосипедисту.

В Москве имеется уже порядка 130 км велодорожек, в Санкт-Петербурге — около 90, причем последний даже принял специальную программу, согласно которой к 2020 году доля велосипедов должна быть не менее 5% всего городского транспорта.

Учитывая небольшую площадь нашего города, можно ожидать, что процент поездок на велосипеде будет гораздо выше, чем в крупнейших российских мегаполисах.

Кроме того, велотрассы значительно повысили бы уровень безопасности при пересечении, например, участков федеральной трассы детьми. Как известно, выше нее на данный момент находятся 2 школы, где обучаются несколько сотен детей, а учащиеся ряда школ центральной части города переходят трассу, спускаясь из верхней части города вниз при ежедневных походах в школу.

Для начала, в качестве пилотного проекта, можно было бы продублировать участок федеральной трассы, охватывающий границы города, дополнительной полосой движения. Потом, учитывая наиболее популярные у горожан маршруты, продолжить сеть велодорожек внутри города.

Даже в обозримом будущем мы сможем получить первый наглядный эффект от популяризации велотранспорта — нам будут благодарны тысячи школьников и их родители. Ведь, кроме безопасности дорожного движения (для этого нужны велотреки и соответствующие парковки), это и адекватные физические нагрузки, очень необходимые, но недостаточные в нынешнем режиме дня среднего школяра.

Кроме того, это многое дало бы городу в имиджевом плане, став своеобразной визитной карточкой, а  по мере развития туризма можно организовать бизнес на прокате велосипедов, как в Голландии, Мексике и других странах.

 

Жасмина Ниязова

№ 14, 17.04.2020

Яндекс.Погода
Май 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31