ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

003Проблемы электроснабжения не новы, они были и есть во всех городах и районах, и наш сравнительно молодой растущий город — не исключение. Как показывает статистика, электроснабжение стоит на первом месте среди других проблем в городе. Перебои в подаче электроэнергии и отсутствие ее в течение нескольких часов и более – с подобными жалобами на приём граждан к главе города довольно часто обращаются жители нескольких районов.

Выяснение  причин сбоев работы трансформаторных подстанций — главная цель моей экскурсии по организациям, несущим непосредственную ответственность за обеспечение в полном объёме электроэнергией города.

Поставщиком электроэнергии в нашем городе является ООО «Нефтехиммаш». С разговора с исполнительным директором данной организации Курбаном  Шихабидовым мы и решили начать.

— В недалеком прошлом я возглавлял  «Горэлектросети», знаю все существующие на этом предприятии проблемы изнутри, — говорит  Шихабидов. – Сегодня для бесперебойной подачи энергии в городе нужно расширять и модернизовать городские электрические сети, ввести дополнительный третий фидер для разгрузки и разукрупнения  высоковольтной линии. Только для этого необходимы финансовые средства, и, к тому же, немалые. За последние годы в значительной прогрессии выросло потребление электроэнергии населением без ввода новых мощностей, большая часть трансформаторов подстанции работает с перегрузкой из-за превышения указанной в технических условиях разрешенной мощности.

В беседе он поведал, какие ремонтные работы проводятся предприятием ООО «Нефтехиммаш» г. Даг. Огни по сравнению с 2014 г. Установлен новый  трансформатор  возле СОШ № 5, отремонтирован старый — на территории бывшей налоговой инспекции, заменены 8 рубильников. Кроме того, в этом же году завершен перенос высоковольтной линии вдоль заводского забора, проведена линия электропередачи по ул. Ленина и  заменены старые линии по ул. Козленко до железной дороги. Ежегодно аналогичная работа проводится с 2012 года.

По мнению руководителя ООО «Нефтехиммаш», было бы справедливо, если организация, занимающаяся эксплуатацией сетей, занималась и сбытом, но этот вопрос на протяжении нескольких лет обсуждается, а прийти к общему знаменателю коллеги не могут или не желают.

 

005Обслуживаем только часть линий города

О причинах, которые могут вызвать замыкание в сети, наш разговор с  мастером ООО «Нефтехиммаш» Гаиром Аскеровым.

Электроэнергией город снабжают два основных трансформатора: Т-1, рассчитанный на 10 000 кВт. и  Т-2 – 5600 кВт. Аскеров проверил измеряемую ими регулярно летнюю нагрузку на входящие трансформаторы, которые питают город и новостройки. Вышло, что нагрузка по сравнению, к примеру с 2008 годом, увеличилась почти вдвое, а мощность трансформаторов осталась неизменной. И это с учетом того, что заметно выросло число пользователей бытовой техники (компьютеров, стиральных машин, печей, теплых полов, кондиционеров), которые, на его взгляд, почти уравняли зимнее и летнее потребление электроэнергии.

– Да, действительно, иногда бывают перебои в электроснабжении, — говорит мастер. — В таких случаях мы в течение нескольких часов устраняем неисправность и вовремя подаём горожанам электричество. Но на трансформаторах, находящихся на фидере №1 и №7, отсутствуют или не работают разъединители, а они должны быть на  каждой трансформаторной подстанции. Сечение провода на некоторых ветхих сетях не выдерживает нынешних нагрузок. Городские сети были рассчитаны на посёлок, а не на город с тремя десятками тысяч жителей.

По словам Аскерова, к аварии и замыканию часто приводят несвоевременная вырубка ветхих деревьев и сильный ветер. Что не так давно произошло на перекрёстке улиц Свердлова и А. Султана, когда высокий тополь рухнул на провода.

 

Линии совхоза Ильича – в наших руках

Обстоятельная беседа о причинах аварии на линии в этот же день

состоялась с главным инженером предприятия Дербентские районные электрические сети Мугудином  Мугудиновым.

— С 9 по10 июля в течение 27 часов микрорайон совхоза Ильича оставался без электричества, — обратился я к собеседнику. — По отзывам жителей этого микрорайона, отключение электричества – здесь дело довольно привычное. В нашу редакцию поступает много обращений по этому поводу. В своём обращении предприниматели магазинов «Элита», «Престиж» и жители вышеуказанного района выражали возмущение, они требовали возмещения ущерба, нанесённого им вследствие прекращения подачи электроэнергии больше суток. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Да, действительно, в эти дни мы вынуждены были отключить электроэнергию в этом районе. Чтобы определить, где произошло замыкание, нам приходилось резать и соединять пайки на каждом участке, поиск очага замыкания шёл почти круглосуточно. Вся бригада работала в две смены.

Как он считает, нагрузка на сети и трансформаторы выросла значительно за счет хаотичного подключения к ним коммерческих структур и растущих ныне, как грибы, особняков вдоль федеральной трассы.

По его словам, в 90-е годы они предложили городской администрации  технические условия строительства ещё одной новой линии для города Дагестанские Огни. В них были представлены все предложения и исполнительная схема прохождения дополнительной ячейки КРУН в количестве 1шт. с вводом дополнительного фидера для разгрузки и разукрупнения  ВЛ 6КВ №1 и №7. Здесь также  были оговорены  все условия и обязанности каждой стороны, но, городские власти, к сожалению,  не выполнили своих обязательств.

Он также отметил, что в 2014 году ОАО «Дагэнергосеть» уведомило всех глав городских и районных администраций, что оно не располагает финансами для строительства новых трансформаторных подстанций. Эта работа должна осуществляться за счёт привлечения инвесторов и бюджетных средств. И при наличии источника финансирования оно готово оказать содействие.

 

Все деньги за электроэнергию поступают к нам

В абонентской службе по Дербентскому району  ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» с начальником Рамидином Айдаевым обсуждаем вопрос неправомерного обслуживания населения.

В представленной мною абонентной расчётной книжке контролёром не указан тариф.

По словам Айдаева, в данном случае нарушение по приему платежей за потребленную электроэнергию – тут не только должен быть записан тариф,  но абонента необходимо уведомить о его повышении.

По его словам, в отделение сбыта большинство жалоб со стороны населения и городской администрации города Дагестанские Огни поступает по причине низкого напряжения в сети и частых отключений электроэнергии без заявок на ограничения поставки электроэнергии со стороны Дербентских РЭС. Но проблема, по его мнению, не столько в растущей нагрузке на сети и трансформаторы, сколько в том, что иногда новые дома и предприятия подключаются своевольно. И ещё внутридомовую проводку умудряются осуществить  с привлечением посторонних специалистов. Все это в итоге рождает массу проблем и с нагрузкой, и особенно с локальными неисправностями, которые то и дело сказываются на общей ситуации с подачей электроэнергии городу.

— Если абонент вовремя не производит оплату за электроэнергию, мы высылаем ему уведомление об ограничении ее потребления и просим погасить своевременно имеющуюся задолженность, — говорит начальник Дербентского ОС. — Иногда по проблемам частого отключения и дебиторской задолженности приходится обращаться в прокуратуру города Дагестанские Огни, которая своевременно реагирует на обращение и оказывает содействие в решении возникших вопросов.

 

Сложна ситуация с электроснабжением в городе

Таким образом, сегодня в городе Дагестанские Огни проблема перебойного электроснабжения неразрывно связана с работой всего электроэнергетического комплекса. Надо найти средства, разрешить  так  абсурдно сложившуюся ситуацию с электроэнергией, когда поставкой  потребителю занимается одна организация, а деньги собирает другая.

По определенным сведениям в ближайшем будущем в этом вопросе должны произойти позитивные изменения (хочется верить в это), когда и поставка, и сбыт будут сосредоточены в одних руках. Если это случится, то новые власти горэлектросетей получат возможность в большей степени влиять на ситуацию в этой отрасли.

И Дербентские районные электрические сети, любым путём старающиеся сохранить свою монополию на инженерные сети совхоза Ильича, и абонентская служба, куда поступают все платежи за электроэнергию, и новое частное лицо ООО «Нефтехиммаш» должны сесть за  стол переговоров и решить проблемы электроснабжения, а не искать  виновного, предъявляя друг другу претензии.

Пришло время послушать и мнения потребителей электроэнергии. На остановке встречаю учителя Курбана Ахмедова, которому и поведал   причину поездки в Дербент.

-Ты наверняка искал виновного, только вряд ли найдёшь! Эти новоявленные «хозяева» служб жизнеобеспечения сейчас заняты делением сфер влияния, так как общенародное добро советского периода в их руках. Они сегодня не о нас с вами думают, а о своём благополучии, — говорит он. – Это горькая правда. Если бы думали о городе, эти сети 20 лет тому назад  должны были быть на балансе города, это по их вине и отчасти контролёров происходят хищения электроэнергии.

Счётчик мне установили с наружной стороны забора, в таких случаях хищения невозможны. А вот со старыми счётчиками некоторые недобросовестные абоненты пускались на любые уловки, чтобы поменьше платить за потреблённую электроэнергию. И это факт.

В беседу вмешивается другой знакомый Кади Ибрагимов.

На нашей улице есть такие «смелые» абоненты, которые под предлогом того, что им не поставляется электроэнергия надлежащего качества, просто отказываются платить, в то время как добропорядочные их соседи исправно платят.

Он также считает, что доверять полностью сборы платежей контролёрам не следует, хотя среди них есть немало добросовестных. Иногда надо проводить выборочные контрольные проверки с привлечением участковых и представителей надзорных органов. Определить среднее потребление электроэнергии в доме. Если наблюдается большая разница между данными счётчика и средним потреблением, значит где-то есть нарушения, которые надо постараться устранить любой ценой.

Рамазан Османов.

№ 37, 11.09.2015

Яндекс.Погода
Декабрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031