ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

В Госдуму направлено предложение узаконить высокий статус учителя.

С такой инициативой вышла Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане и основатель Национального родительского комитета Ирина Волынец. Свое обращение она отправила не только в Госдуму, но и министру просвещения Сергею Кравцову.

Как утверждает Волынец, закон, если он появится, защитит педагога от скандалов, повысит заработок и поможет решить проблему дефицита кадров. Как?

— Учителя и врачи у нас до сих пор не являются субъектом права, — рассказала «РГ» Ирина Волынец. — А значит, не имеют права на профессиональную ошибку, хотя ошибки неизбежны в любой работе. Иногда родители жалуются «на ровном месте», могут устроить скандал и даже обратиться в СМИ, которые часто с удовольствием смакуют подробности. Помните нашумевшую историю с учителем Татьяной Кувшинниковой, которая выложила фото с победы на соревнованиях по плаванию — в спортивном купальнике и с медалью? Ее заставили уволиться. Принятие закона о статусе педагога защитит учителей от подобных нападок.

Если мы говорим о повышении престижа педагога, то должны дать правовые гарантии, что его не уволят из-за малейшей инсинуации. Учитель тоже должен иметь право на справедливое отношение.

Если в законе будет просто сказано, что нужно уважать учителя, ситуация в корне не изменится.

Кроме того, зачастую родители позволяют себе критиковать учителей при детях. А этого делать категорически нельзя, считает детский омбудсмен.

— Будет статус у педагога, проведут и системную работу по изменению парадигмы отношения к учителям. Многое уже сделано. Из закона удалено понятие «образовательная услуга», прописана воспитательная работа. Есть программа «Земский учитель», поддерживающая педагогов в сельской местности. Теперь надо сделать все, чтобы учитель наряду с врачом стал самым уважаемым в обществе, как, собственно, и было всегда.

Законопроект Ирины Волынец предусматривает и повышение зарплаты.

— Мой дед был учителем: проработал более 40 лет в одной школе. И зарплата у него была достойная — примерно такая же, как у директора, — поделилась Ирина Владимировна. — А сегодня у нас огромный разрыв. В некоторых регионах заработки у педагогов и руководителей отличаются в разы. Учитель берет несколько ставок, занимается репетиторством и домой приходит только ночевать. Тут рукой подать до профессионального выгорания, да и молодежь от школ бежит.

Действительно, по статистике всего лишь 30 процентов выпускников педагогических вузов сегодня приходят в школы, а после трех лет на работе остается лишь половина из них.

— Недавно разговаривала с директором одной из престижных казанских школ: она с ужасом ожидает ухода учителей «старой гвардии», которые уже на пенсии, но все еще работают, — прокомментировала Ирина Волынец. — Они понимают, что, если уйдут, некому будет учить детей. Новые на их место не приходят. Подобная ситуация, увы, во многих российских школах.

«Статус — дело наживное»?

Нужен ли сегодня российской школе такой закон? Казалось бы, инициатива со знаком плюс. Но интернет, как говорится, бурлит. «Зарплаты учителям сначала надо повысить, а статус — дело наживное», «Наконец-то! А то учитель опустился до статуса обслуживающего персонала», «Но для этого и учитель должен быть порядочным, образованным и культурным человеком, а в массе своей — увы…», «Ну о каком высоком статусе речь, если первый учитель моего ребенка выдает что-то вроде «пишем в тетрадЕ». Для начала нужно поднять уровень подготовки учителей…»

— Для повышения статуса педагога нужно, чтобы этот педагог имел право голоса и перестал заниматься огромным количеством вещей, не связанных с педагогикой, — прокомментировала «РГ» Учитель года России-2019 Лариса Арачашвили. — Чтобы повысился статус педагога, он должен получать конкурентоспособную зарплату, работать в красивых чистых кабинетах, у него должны быть преференции от государства и незагнанный вид. Тогда молодежь захочет идти в школу. А если в законе просто будет сказано, что все должны уважать педагога, ситуация в корне не изменится.

 Ксения, мама семиклассника, считает, что отношение общества к учителю вряд ли можно изменить, законодательно присваивая статусы.

— Делаем высокий статус учителя? Тогда необходим следующий закон — о высоком статусе врачей. А кого будем понижать? Уборщиц? Но ходить по чистым подъездам и улицам тоже всем хочется, — говорит Ксения. — И давайте помнить, что не бывает закона только в одну сторону. Если определяем высокий статус учителя, то и от него требуем этому статусу соответствовать.

Мнение

Алексей Гусев, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации:

— Инициатива долгожданная. Но мне кажется, очень важно еще определить то, что называется этикой взаимоотношений между учителем и родителем. Нужен некий кодекс этики взаимоотношений родителей и учителей. Нужно взаимное уважение. Например, правила общения в родительских чатах, правила включения в них педагогов, правила обращения к учителю за пределами рабочего времени личным звонком в выходные дни. Нужно обеспечить защиту личного пространства педагогов.

В Госдуму направлено предложение узаконить высокий статус учителя.

Мария Агранович

Олег Корякин (Казань)

№ 35, 09.09.2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Погода
Сентябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930