Единая дежурная диспетчерская служба (ЕДДС) — аналог общеевропейской службы спасения. Основная цель ЕДДС — быстрое реагирование на угрозу либо на ликвидацию чрезвычайных ситуаций при взаимодействии всех городских диспетчерских служб. В данное время ЕДДС городского округа размещается во Дворце культуры на первом этаже.
Информирование — это вообще ключевая обязанность ЕДДС, ее истинное предназначение. Перефразируя слова банкира Ротшильда, владеешь информацией — управляешь миром. Служба занимается информированием не только руководящего состава городского округа, но и оперативных групп, создаваемых для решения возникающих задач.
У оперативных дежурных есть свой надежный инструмент немедленного реагирования, а также сбора первоначальной информации. Они принимают сообщения от населения, а также от учреждений и организаций города о чрезвычайных происшествиях различного характера, например, о возгораниях, прорывах водо- и газопроводов, перебоях в электроснабжении, пробках на дорогах, крупных ДТП и т.д. После проверки достоверности полученной информации диспетчер ЕДДС решает, кого привлечь для ликвидации последствий того или иного происшествия.
У оперативных дежурных поток работы такой, что все сообщения принимаются в рабочем порядке, без эмоций. Случаются обращения, которые нельзя отнести к категории ЧС и ЧП. В разряд неординарных сигналов попадает просьба помочь снять кошку с дерева или помочь транспортировать пожилую родственницу.
— Основной задачей службы является своевременное оповещение руководящего состава муниципалитета об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации, — говорит начальник ЕДДС городского округа «город Дагестанские Огни» Рамазан Шихабидов. – Случается, к нам звонят люди в стрессовом состоянии, некоторые ведут себя неадекватно. Даже в относительно спокойные дни бывает до 20 звонков с просьбами оказать помощь во время пожара, ДТП, а также медицинскую помощь. Принимая вызов, оперативный дежурный должен успокоить человека и получить от него более внятную и точную информацию о случившемся, чтобы помочь и даже спасти чью-то жизнь. Наши дежурные, без сомнения, заслуживают только искренних слов благодарности. Компетентность и профессионализм они умеют сочетать с душевной чуткостью. Мелких проблем для них не существует.
Определенное количество звонков приходится и на коммунальную сферу. Хотя для ЕДДС в ее классическом варианте принимать жалобы населения на коммунальные проблемы — мера вынужденная: у управляющей компании, обслуживающей многоквартирные дома, своей аварийно-диспетчерской службы нет. Поэтому администрацией города было принято решение, что именно ЕДДС станет помощником в плане сбора информации и по коммунальным вопросам.
В январе 2015 года в ЕДДС г. Даг. Огни по телефонному номеру «112» поступило 98 сообщений, из них по поводу отключения электроэнергии — 57, из ПЧ-20 (01) — одно, из УГХ — 27, из службы газоснабжения (04) — 7, из ЦГБ г. Дагестанские Огни — 3 сообщения. Все эти случаи передаются оперативными дежурными в ГУ МЧС РФ по РД в режиме видеоконференции с оперативным дежурным, который требует доложить и о дальнейшей работе соответствующих служб. Все ДДС городского округа подчиняются ЕДДС, с которыми она заключает соглашения об информационном обмене.
В ЕДДС города работают 9 человек: начальник, 4 оперативных дежурных, столько же диспетчеров.
Посетив офис Единой дежурной диспетчерской службы, я смог убедиться, что рабочие будни у сотрудников очень насыщенные. За время моего визита поступило несколько звонков. Опишу только некоторые случаи.
От диспетчера ПЧ-20 Р. Омаровой поступило сообщение о прекращении подачи воды на трёх улицах. Дежурный позвонил главному инженеру УГХ А. Байрамову и попросил принять меры для восстановления водоснабжения на этих улицах. После проведения ремонтных работ подача воды была возобновлена.
Гражданка Бабаева сообщила, что на ул. Ирчи Казака произошёл обрыв электролинии. Спустя три часа после обращения дежурного к начальнику горэлектросетей электроснабжение на этой улице было восстановлено.
Поступил также звонок от дагогнинки с сообщением об отсутствии газа на улице, на которой она проживает. Оперативные дежурные связались с диспетчером службы газоснабжения. По завершении ремонтных работ подача газа была возобновлена.
Для примера начальник ЕДДС назвал и другие случаи. Допустим, поступил звонок с сообщением о сложном ДТП на автотрассе, несущем угрозу жизни людей. Оперативный дежурный вызывает службы экстренного реагирования: ПЧ- 20, инспектора ДПС, сотрудников полиции, скорую медицинскую помощь из ЦГБ к месту аварии.
А вот и другой случай. В одном из микрорайонов произошло возгорание, и поступила информация о пожаре. Сотрудник ЕДДС приглашает службы экстренного реагирования к месту происшествия.
Случается, что операторы ЕДДС слышат и угрозы в свой адрес, такова специфика их работы, поэтому их фамилии не афишируются. Телефонных хулиганов хватает, как и неадекватных людей в разной степени подпития. Однако наряду с дежурно-диспетчерскими службами «01», «02», «03»операторы ЕДДС всегда на связи и в случае необходимости придут на помощь горожанам.
Р.ОСМАНОВ.
№ 10, 6.03.2015