ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Деятельность органов прокуратуры по
противодействию терроризму и экстремизму


Сегодня государство немалое внимание уделяет борьбе с экстремистской идеологией. Часто приходится слышать о недопустимости экстремизма как одного из наиболее опасных явлений в обществе.
У такого понятия как экстремизм либо экстремистская деятельность (данные термины тождественны) объёмное определение, поскольку включает в себя более 10 конкретных видов действий, некоторые из них так или иначе связаны между собой.
К ним относится, в том числе, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также совершение преступлений по мотивам указанной ненависти или вражды;
• пропаганда превосходства либо неполноценности человека, а также нарушение прав граждан по указанным выше признакам;
• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав, соединенное с насилием либо угрозой его применения.
Термины экстремизм и терроризм соотносятся как общее и частное, где частное — это терроризм, как наиболее опасное проявление экстремизма, сопря-женное с совершением насильственных действий или устрашением населения.
Государственные органы обладают различными полномочиями в сфере противодействия экстремизму, форма и порядок их реализации зависит от кон-кретного содержания информации, обладающей признаками экстремизма.
Например, органы прокуратуры обладают исключительными полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмот¬ренных ст. ст. 20.3.1 КоАП РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 20.33 КоАП РФ (участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отно¬шении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности).
Другим направлением деятельности органов прокуратуры является обращение в суд с исковым заявлением о признании информации экстремистской или запрещённой к распространению на территории РФ.
В частности, к такой информации могут относиться комментарии пользователей в социальных сетях, носящие экстремистский характер, рецепты изготовления взрывчатых устройств, демонстрация свастики.
Законодательством также предусмотрен внесудебный порядок ограничения доступа к ресурсу, содержащему противоправную информацию.
Так, внесудебный механизм пресечения доступа применим к информации, содержащей:

  1. призывы к массовым беспорядкам;
  2. призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
    3) призывы к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;
    4) ложные сообщения об актах терроризма и иной недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений;
    5) обоснование или оправдание осуществления экстремистской и террористической деятельности;
    6) информационные материалы иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой на территории Российской Федерации признана нежелательной/запрещена.
    В случае обнаружения вышеуказанной информации в общем доступе, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам в случае ее не удаления.

Некоторые новеллы законодательства о
противодействии коррупции
17 марта 2022 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный за¬кон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Указанный федеральный закон дополнен ст. 8.2 «О контроле за законностью получения денежных средств.
Теперь в случае, если в ходе осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера получена информация о том, что в течение года, предшествующего году представления указанных сведений (отчетный период), на счета чиновника, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях поступили денежные средства в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года, он обязан представить сведения, подтверждающие законность получения этих денежных средств.
В противном случае материалы проверки направляются в органы прокуратуры Российской Федерации. Если в ходе прокурорской проверки законность полученных денежных средств не будет подтверждена и их сумма превышает 10 тысяч рублей, прокурор обращается в суд с исковым заявлением о взыскании их в доход государства.
Таким образом, законодательство о противодействии коррупции содержит не только правовые механизмы обращения в доход государства имущества чиновников, но и денежных средств, законность получения которых не подтверждена.

Усилена уголовная ответственность за преступления против половой неприкосновенности
несовершеннолетних
28 января 2022 года принят Федеральный закон № З-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», направленный на усиление уголовной ответственности за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
В этих целях часть 5 статьи 131 «Изнасилование» и часть 5 статьи 132 «Насильственные действия сексуального характера» Уголовного кодекса Российской Федерации дополняются положениями, предусматривающими ответственность лица, имеющего судимость за ранее совершённое преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не только за преступление в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, но и за преступление в отношении несовершеннолетнего старше четырнадцати лет.
За совершение указанных преступлений устанавливается наиболее строгое наказание в виде пожизненного лишения свободы. Аналогичная ответ¬ственность предусматривается за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, если такие деяния совершены в отношении двух и более несовершеннолетних либо сопряжены с совершением другого тяжкого или особо тяжкого преступления против личности.
Также, в часть первую статьи 57 Уголовного кодекса Российской Федерации вносится изменение, в соответствии с которым пожизненное лишение свободы устанавливается, в том числе за совершение особо тяжких преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних независимо от их возраста. Расширение потенциала действующих санкций, исходя из степени общественной опасности рассматриваемых преступлений, позволит более эффективно применять в качестве наказания пожизненное лишение свободы, а также усовершенствует существующие средства уголовно-правовой защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Федеральный закон вступил в силу 08.02.2022.
Об ответственности за участие и организацию несанкционированных митингов.
Митинг — это массовое нахождение людей в каком-либо месте с целью выразить мнение относительно важных проблем публично.
Несанкционированный митинг отличается от санкционированного тем, что проводится без предварительного согласования с исполнительным органом власти. За проведение такого мероприятия и участие в нем предусмотрена раз¬личного рода ответственность.
Право на проведение митингов гарантировано ст. 31 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый вправе собираться мирно и без оружия.
Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определен порядок организации митингов; правила определения мест для проведения мероприятий; субъектный состав участвующих (организаторы, участники); основания для приостановления и прекращения митинга.
Ответственность за любые нарушения, связанные с организацией и проведением массовых собраний, установлена ст. 20.2 Ко АП РФ, ответственность по которой могут понести, в том числе несовершеннолетние, в возрасте от 16 лет.
Совершение несовершеннолетними противоправных действий, в том числе участие в несанкционированных мероприятиях повлечет привлечение их родителей к установленной законом ответственности.
Родителям и законным представителям несовершеннолетних участников несанкционированных массовых мероприятий предусмотрена административная ответственность по ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за участие в митинге с нарушением установленного законом порядка.
А именно, участники массового мероприятия не вправе носить маски, находиться в состоянии опьянения, приносить оружие, алкоголь, фаеры, и т.д. Если правила участия в массовом мероприятии нарушены, возможно наложение штрафа 10 тысяч до 20 тысяч рублей, либо назначение наказания в виде обязательных работ (до 40 часов).
Кроме того, участники массовых мероприятий могут понести более суровую ответственность, если в результате нарушения правил проведения митинга имуществу или здоровью граждан будет причинен вред. В этом размер штрафа может достигать 300 тысяч рублей, а срок обязательных работ — 200 часов. Кроме того, участника могут арестовать на 15 суток.
Законом предусмотрена уголовная ответственность для организаторов митинга.
В соответствии со ст. 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно, наказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Об ответственности за
распространение в сети Интернет материалов
экстремистского характера
Основные понятия экстремизма, экстремистской деятельности и материа¬лов подробно описаны в Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Текст закона доступен в сети Интернет.
Законом установлена ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, которые могут быть в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств), но обращенные к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятель¬ности. Ответственность за такие действия может быть в виде штраф в размере от 100 до 300 тыс. рублей, принудительных работ на срок до 3 лет, ареста на срок от 4 до 6 месяцев, лишения свободы на срок до 4 лет (ст. 280 ч.1 УК РФ). Те же деяния, совершенные с использованием СМИ либо сети Интернет наказываются принудительными работами на срок до 5 лет или лишением свободы на срок до 5 лет (ст. 280 ч.2 УК РФ).
Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма влекут уголовную ответственности по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ (штраф в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, принудительные работы на срок до 4 лет, лишение свободы на срок от 2 до 5 лет). Те же деяния, совершенные с использованием СМИ либо сети Интернет (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ) влекут наказание в виде штрафа в размере от 300 тыс. рублей до 1 млн. рублей или лишение свободы на срок от 5 до 7 лет.
Реабилитация нацизма, героизация нацистских преступников и их пособников, отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала, распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, осквернение символов воинской славы, умышленное совершение любых деяний, преднамеренно прославляющих нацистских преступников и их пособников, а также совершенные ими преступления могут повлечь уголовную ответственность в виде штрафа в размере до 300 тыс. руб., принудительных работ на срок до 3 лет либо лишения свободы на срок до 3 лет (ст. 354.1 ч.1 УК РФ).
Ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России предусмотрена ч. 1 ст. 280.1 УК РФ. За такое преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, принудительных работ на срок до 3 лет, ареста на срок от 4 до 6 месяцев, лишения свободы на срок до 4 лет. Те же деяния, совершенные с использованием СМИ либо сети Интернет влекут наказание в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо лишение свободы на срок до 5 лет (ч. 2 ст. 280.1 УК РФ).

_

Помощник прокурора г. Дагестанские Огни
юрист 2 класса
Магомед Магомедов

_

№ 45, 18.11.2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Погода
Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031