Считается, что творческие способности – это умение рисовать, сочинять стихи или музыку, играть на музыкальном инструменте, но представление об этом в корне меняется после беседы с преподавателем первой категории завучем МБОУДОД «ДШИ №1» Мадиной Абдулхаликовой.
— В преддверии «Дня учителя» хочется поздравить всех педагогов с этим праздником. Пожелать успехов в нелегком, но благородном труде. Мадина Играмудиновна, Вы работаете преподавателем, завучем в Детской школе искусств №1 г. Даг. Огни. Расскажите, пожалуйста, о вашей школе, о коллективе.
— Наша «Детская школа искусств №1» была образована в 1969 году, как Детская музыкальная школа поселка, где первым директором был Петр Мишиев. Затем с 1992 года и по сей день школу возглавляет Юсуф Гюльмагомедов – педагог высшей категории, «Почетный работник культуры РД». У истоков открытия музыкальной школы также стоял педагог – музыкант, профессионал своего дела, Такабудин Алиметов. В 1988 году музыкальная школа г. Дагестанские Огни была реорганизована в Детскую школу искусств, для расширения сферы деятельности, открытия новых отделений, обучение на которых было уже тогда востребовано обществом. Дело в том, что статус ДМШ предполагал наличие только музыкальных отделений, а для открытия таких отделений, как художественное, хореографическое, театральное и т.д. потребовалась реорганизация. В коллективе трудятся 32 сотрудника — это работоспособные, заинтересованные творческие личности, которым не безразлична жизнь школы. Большая гордость в том, что в коллективе есть заслуженные работники культуры РД – Алмаз Исаева, Нусрет Кайтмазов, Ирази Гаджимирзоев, преподаватели высшей категории – София Мусхутова, Эльвира Насруллаева, Гюльмира Меджидова, Магомед Мурадов.
— Хотелось бы подробней узнать, какие есть отделения, чему обучают, как развивают детей?
— В нашей школе искусств функционируют музыкальное (инструментальное), хоровое, художественное, хореографическое, вокальное, театральное отделения. На музыкальном отделении обучают игре на фортепиано, баяне, аккордеоне, национальной гармони, духовых инструментах; художественном — рисунку, живописи, композиции, проходят курс по мировой художественной культуре; изучают классический, современный бальный и национальные танцы на хореографическом отделении. Основой всей образовательной деятельности школы является развитие личности ребенка, побуждение его к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение и развитие у него всесторонних элементов общей культуры.
— Какие цели и задачи ставите перед собой?
— Обучение искусству – дело сложное. Помимо высокой профессиональной подготовленности педагогов, нужно ещё любить детей, когда у каждого свой характер, свои способности. Цель преподавания наших педагогов – раскрыть в ученике индивидуальные способности, найти общий язык с учащимися и получить максимальное удовольствие от работы с ними. ДШИ №1 является учреждением не дополнительного образования, а необходимого образования детей, т.к. общество, особенно в наше время, нуждается в образованных, высоконравственных людях. Поэтому, так важно сохранить нашу школу со всеми ее многолетними традициями. Сегодня наши преподавательские права ущемлены. Финансовые трудности явились результатом сокращения контингента учащихся. Но не будем останавливаться на проблемах. Мы, коллектив, просто надеемся, ждем и верим, когда наша работа будет оценена по заслугам и дагогнинские ребятишки, в свободное от школы время не будут ходить по улицам в поисках сомнительных занятий для себя, а придут в ДШИ №1 и будут иметь возможность развивать свои способности.
— Расскажите, пожалуйста, об успехах и достижениях.
— В среднем за один учебный год проводится 40-45 мероприятий. Это лекции-концерты по детским садам, школам, концерты для пожилых людей, инвалидов, участие в городских мероприятиях, проведение отчетных концертов, художественных выставок. Помимо выступлений в городе учащиеся нашей школы принимают активное участие в республиканских, всероссийских, международных конкурсах, фестивалях, художественных выставках, где ежегодно пополняют школьную копилку достижений грамотами и дипломами. Все наши выступления вызывают у зрителей неизменное восхищение. Родители не остаются равнодушными и благодарны нам. Мы гордимся выпускниками, которые вернулись в нашу школу профессиональными педагогами: И. Гаджимирзоев, Н. Кайтмазов, Р. Кайтмазов, Э. Насруллаева, М. Абдулхаликова, И. Таривердиева, М. Таривердиева, А. Исаева, М. Гаджимирзоева, А. Гаджимирзоева, З. Уруджева. Труд многих преподавателей отмечен грамотами Министерства культуры РД. Гордость нашей школы – выпускник Новруз Шахбазов, который сейчас является главным дирижером и художественным руководителем оркестра народных инструментов Гостелерадио Республики Дагестан.
— Мадина Играмудиновна, какой контингент детей обучается в вашей школе?
— В основном это учащиеся 2-11 классов со всех школ города.
— С чем бы Вы хотели обратиться к родителям и детям нашего города?
— В современном обществе очень высоко ценится искусство. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, и многие целеустремленные люди находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала. Его развитие должно обязательно идти в ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет ему стать интересной личностью и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности.
— Ваши пожелания коллегам.
— Не просто буднично работать, а видеть перед собой цель и идти к ней! Учиться смотреть и видеть: быть самокритичным, сравнивать, присматриваться, находить что-то интересное и новое у коллег. Мастерство приходит к тем педагогам, которые не боятся учиться, не останавливаются на достигнутом.
Наиболее четко сформулировал задачи школ искусств Владимир Владимирович Путин: «Формирование культурного иммунитета — защита от всего того, что к культуре не относится. Это воспитание защитных барьеров от всего того, что перестает делать человека человеком».
На вопрос, что происходит с человеком или ребенком, когда он слушает музыку, доходчиво не ответит никто. Почему, когда в Большом зале Консерватории играют Бетховена, люди плачут? Они заплатили деньги, чтоб теперь сидеть и плакать? Вспомним греческое понятие «катарсис» — пройти через страдание, чтобы почувствовать облегчение. Музыка — самый эмоциональный из всех видов искусств, а дети — самые ранимые и тонко чувствующие, стремящиеся к красоте.
Саида Девлетханова
№ 39, 02.10.2015