ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА


003Роль учителя в формировании личности невозможно переоценить. В значительной степени судьба человека, выбор его жизненного пути зависят от того, какие у него были учителя. Есть педагоги, для которых школа — это место работы,  но есть и другие, для которых профессия учителя — призвание. Первые быстро выветриваются из памяти выпускников, а о вторых с теплотой вспоминают всю жизнь.

О таком учителе по призванию я и хочу рассказать читателям. Она работает учителем математики в СОШ № 5. Школа эта небольшая, и, чтобы найти нужного человека или кабинет, здесь не надо долго ходить по коридорам. Поэтому кабинет Айны Гюлахмедовны Гаджиевой я нашел довольно быстро.

Айна Гаджиева оказалась интересной собеседницей, искренним и открытым человеком. Не зря ее любят коллеги. Она признаётся, что ей повезло: она работает в прекрасном педагогическом коллективе. Здесь её все понимают и всегда готовы помочь, а порой и сами коллеги и ученики приходят за советом.

Родилась Айна Гюлахмедовна на Украине, в бывшей братской республике, которая сейчас, к сожалению, пылает в огне гражданской войны. В те добрые времена её отец учился в Харьковском техническом университете, по окончании его был направлен на работу в город Сосенский Калужской области. Затем семья переехала в Махачкалу, где Айна Гаджиева получила среднее образование в лучшей столичной гимназии, а в 2005 году с отличием окончила факультет математики и информатики ДГПУ.

— Не зря говорят: «Математика — царица всех наук». Из всех школьных предметов я больше всего любила математику и физику и решила, что не расстанусь с ними. Уже тогда у меня зародилось желание стать педагогом, — делится со мной А. Гаджиева. — Моя старшая сестра тоже окончила математический факультет, но она не работает по специальности. Иметь педагогическое образование — это одно, а уметь преподавать такой, по мнению многих, трудный и скучный предмет, как математика, чтобы было понятно, доходчиво и увлекательно для детей — совсем другое. Этому тоже надо учиться.

Работа в школе отнимает у Айны Гюлахмедовны много времени, ведь она работает в две смены. Но и дома немало времени уходит на составление планов и работу с систематизацией материала. Она старается к каждому уроку подойти творчески, тщательно отбирает дидактический материал.

— Способности у всех детей, конечно, разные, однако я считаю, что школьная программа по силам каждому. Ребят надо просто заинтересовать, сделать так, чтобы им было интересно учиться, — уверена А. Гаджиева. — Я стараюсь давать нестандартные задания, нетрадиционные уроки. Последнее время работаю над новой формой проведения уроков — пытаюсь дать метапредметные уроки. Преподавание метапредмета «Проблема» основывается на групповой работе учащихся, в которой сталкиваются между собой их суждения по проблемному вопросу. Для того чтобы эти обсуждения были плодотворными, учащимся необходим высокий уровень понимания друг друга в живой коммуникации. Этот навык чрезвычайно важен для процесса социализации школьника и, вне всякого сомнения, пригодится ему в повседневной жизни. Это одна из важнейших, на мой взгляд, задач, которую должна решать современная школа.

Чтобы оценить работу учителя, достаточно, на мой взгляд, посетить хотя бы один его урок. Что я и сделал, побывав на уроке математики в 11-м классе. Из этого урока я вынес суждение: на место прежнего авторитарного стиля общения учителей и учеников сейчас приходит атмосфера сотрудничества. Айна Гюлахмедовна только организовала учебную деятельность, мотивировала детей на поиск правильных ответов, консультировала или помогала, но главное, что она делала, — это учила их умению самостоятельно учиться.

Такой подход к преподаванию — самое обычное дело в ее методике. Один и тот же предмет, как известно, можно преподавать по-разному. Можно идти по проторенной дороге и построить урок на опробованном тысячами педагогов принципе: опрос домашнего задания, объяснение новой темы, закрепление. Айне Гюлахмедовне эта схема не подходит. Она коренным образом ломает стереотипы, поставив себе сверхзадачу: даже на уроках математики воспитывать ребенка через творческий процесс.

— Урок не может идти по четко продуманному сценарию, — говорит А. Гаджиева. — Во время занятия возникают такие ситуации, что приходится отходить от плана и импровизировать. В таких случаях нужна постоянная импровизация — это и есть моё жизненное кредо. Важно помочь ребенку раскрыться, освободиться от комплексов, поверить в себя, научиться мыслить самостоятельно. Так формируется деятельный подход в обучении, а знания приобретают взаимосвязанность, последовательность.

Очень часто Айна Гюлахмедовна использует также межпредметную связь, а с математикой можно связать любую науку: и биологию, и литературу, и историю — и все это при умелом подходе учителя. На её уроках интересно искать ответ на поставленный вопрос. Когда А. Гаджиева предлагает решение задачи, она предупреждает, что возможны разные его варианты. Задания она формулирует нестандартно, и когда учащиеся начинают с увлечением искать решение, то порой могут найти и его нетривиальный вариант.

Айна Гюлахмедовна не считает зазорным учиться у детей, иногда и они могут стать советчиками, ведь учитель и ученик — это две стороны одной медали, мы учим и параллельно учимся у них сами.

На мой вопрос, считает ли она себя учителем-новатором, А. Гаджиева отвечает, что нет предела совершенству. Чтобы действительно достичь звания учителя-новатора, по ее мнению, необходимо иметь большой опыт работы, она же работает в школе только 8 лет.

В 2014 году на Республиканском конкурсе по применению инновационных технологий на уроке математики А. Гаджиева заняла 2-е место. А в декабре этого же года в одном из столичных лицеев прошёл зональный этап Республиканского конкурса «Учитель года-2015», где по итогам двух туров она была награждена Дипломом III степени. В апреле текущего года пройдёт финальный этап конкурса, надеемся, что здесь она станет не просто призёром, а победителем.

— Конкурс дал мне возможность показать себя, испытать свои возможности, пообщаться с коллегами, а главное — обменяться опытом, — говорит А. Гаджиева. — Здесь я познакомилась с по-настоящему преданными своему делу людьми, творческими и инициативными. Участие в конкурсе — это большая ответственность, ведь на нем ты представляешь родной город. Хочу выразить благодарность Эльмире Греевой, которая сопровождала меня, была всегда рядом со мной во время конкурса, переживала и поддерживала, завучу Хайрулле Уруджеву и директору Ибрагиму Курбанову, которые с первого дня моей работы в школе помогают и поддерживают мои начинания, они и предложили мне принять участие в этом конкурсе.

О работе педагога можно судить по успеху его учеников. А ученики А. Гаджиевой не раз становились призерами и победителями различных конкурсов и олимпиад: Пери Муслимова на Всероссийском конкурсе «Идеи Д. Лихачёва и современность» в номинации «Учиться нужно всегда» заняла призовое место, Ахмед Рустамов и Сельми Гаджиева на республиканской олимпиаде по математике заняли первое и второе места, трое ее учеников стали призёрами Всероссийской олимпиады «Сириус».

— Дети подпитывают меня своей энергией, задором. Они чисты и доверчивы и не способны предать, смалодушничать. И для меня в удовольствие, когда я вижу их искренний интерес к предмету, — рассказывает Айна Гюлахмедовна. — Я люблю детей, очень часто им говорю, что они у меня самые лучшие, советую то же делать коллегам и родителям. Ведь, как сказал один великий педагог: «Дети больше всего нуждаются в вашей любви именно тогда, когда они меньше всего ее заслуживают». Современные дети очень способные, с огромным потенциалом, они разбираются в технике, порой даже лучше взрослых. Просто нужно их направлять, учить тому, как важно в любой ситуации оставаться, прежде всего, человеком.

Айна Гюлахмедовна не приемлет в учителе лени.

— Если человек ленится, — говорит она, — он не все свои способности вкладывает в то, что делает. Лень не дает нам двигаться вперед. Вот есть у меня одна наработка и все, я буду работать по ней всегда. Но хорошо ли это? Если огонек внутри горит, то он не дает покоя, все время хочется совершенствоваться, творчески относиться к работе.

А. Гаджиева из тех педагогов, кто не устает учиться всю жизнь. Она уверена в том, что комплексное сочетание классических и новых технологий на практике дает возможность успешно реализовать творческий подход на уроках математики и физики. Ученикам Айны Гюлахмедовны повезло с учительницей. Крупинка за крупинкой, кирпичик за кирпичиком с высокой степенью профессионализма она доводит до детей самый сложный школьный материал, каждый урок подкрепляется видеоматериалом. Она с таким энтузиазмом ведет урок, что детям легко даются самые непростые темы.

— На уроках Айны Гюлахмедовны всегда царит атмосфера доверия, искренности и симпатии, — рассказывает ученица 11 «б» класса Альбина Карабекова. — Не слушать, отвлекаться на уроке просто невозможно. Именно она привила мне интерес к математике. И теперь по окончании школы я думаю поступить в технический или экономический вуз.

— В таком возрасте успеть так много — получить хорошее образование, создать благополучную семью, стать лучшим учителем города, да ещё занять призовое место на республиканском конкурсе, а самое главное — завоевать авторитет среди учителей и детей — это большой успех для молодой, хрупкой, но сильной женщины, — говорит о любимой учительнице Ирена Абасова. — Я с восхищением смотрю на Айну Гюлахмедовну и очень хочу быть такой же. Я уверена, для этого нужны и сила воли, и ежедневная работа над собой. Смогу ли я достичь таких высот, хватит ли у меня сил — вопрос непростой. Но очень хотелось бы.

Если учитель — призвание, то оно проявляется не только в школе, но и за её пределами, в первую очередь в семейной жизни. У А. Гаджиевой прекрасная семья, растут два сына, старший уже учится в первом классе.

— Нужно научиться получать удовольствие от жизни в любом ее проявлении, — убеждена Айна Гаджиева. — Моя работа чем-то сродни труду хорошего садовника. Ежедневно нужно много сил, заботы и терпения, умения и культуры, увлечения и радости созидания. Только в этом случае можно надеяться на хорошие результаты. Дети бывают разные, но каждый из них по-своему интересен, и в каждом ребенке можно найти хорошее, от чего заряжаешься положительной энергией и начинаешь понимать, что труд учителя даром не пропадает…

Р. ОСМАНОВ.

№ 4-5, 30.01.2015

Яндекс.Погода
Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31