ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

13 апреля в зале детской библиотеки прошла читательская конференция  по произведениям  Василя Быкова «Сотников»,013 обработано «Обелиск» и «Дожить до рассвета». В этом году ее участниками стали учащиеся старших классов МБОУ «СОШ № 5».

Открывая мероприятие, руководитель городской детской библиотеки Зоя Магомедова отметила, что конференция посвящена Году литературы и 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, длившейся 1418 дней и ночей. Невиданная по своим масштабам, по напряженности и ожесточенности война до сих пор глубоко волнует нас и навсегда останется в памяти российского народа. А подвиг советского народа и сегодня остается одной из главных тем нашей литературы.

З. Магомедова предоставила слово ведущему мероприятия — корреспонденту  городской газеты «Дагестанские Огни» Рамазану Османову.

— Время листает страницы истории, стремительно бегут дни и годы. И память человеческая удерживает далеко не все события прошлого, но есть такие, забыть которые мы просто не вправе, — сказал он. — О них гениальные проникновенные произведения писателей и поэтов. На материале военных событий ставятся серьёзные нравственные проблемы: что такое героический поступок, и как поведёт себя человек, когда все обстоятельства оборачиваются против него?

Большой нравственный вклад в литературу о войне внес В. Быков, о  произведениях которого мы будем сегодня говорить.

Белорусский прозаик Василь Быков — один из самых авторитетных писателей в современной русской литературе. Герои его произведений — воины, партизаны, жители Белоруссии, они проходят через самые жестокие испытания, борются действительно на грани человеческих возможностей, погибают в неравных схватках.

Трагична эта летопись героизма. Но она светла, потому что доказывает: нет предела моральной силе, величию человека.

Ведущий продолжил рассказ о жизненном пути В. Быкова:

— Василь Быков – человек удивительной судьбы. Он родился в 1924 году в  Витебской области в семье крестьянина. Учился в Витебском художественном училище. Ему было семнадцать лет, когда он ушёл добровольцем на фронт.

На братской могиле под Кировоградом стоит обелиск. В длинном списке фамилий значится и Василь Быков. А он выжил, выполз из хаты за несколько минут до того, как её проутюжили фашистские танки.

Командир батареи лейтенант Василь Владимирович Быков не однажды оказывался и без артиллеристов, и без пушек. В такие «паузы», если не был ранен, командовал стрелковым взводом, водил его в атаки, а потом снова возвращался в дивизион, снова пушки, прямая наводка, прямая дуэль с танками, самоходками.

Тема войны — основная тема в творчестве талантливого белорусского прозаика. Но первые военные рассказы он создает только в 1956-1957 годах и остается верным военной теме и в последующих своих произведениях.

Переживания военных лет легли в основу многих рассказов В. Быкова, его повестей «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1961), «Альпийская баллада» (1963), «Сотников» (1970), «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Волчья стая» (1974) и др. За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР 1974 года.

Сообщение о повести  «Обелиск» сделала З. Магомедова.

— Это произведение никого не оставляет равнодушным. О герое «Обелиска», учителе Морозе, один из персонажей говорит так: «Ну в самом деле… что он такое совершил? Убил ли он хоть одного немца?» Нет, Мороз не убил ни одного врага — он просто отдал свою жизнь за людей, за шестерых подростков, своих учеников, схваченных гитлеровцами. Трагизм ситуации заключается в том, что жертва эта может показаться напрасной — фашисты обещали отпустить ребят, если Мороз явится сам, но все, в том числе и сам учитель, понимали, что не отпустят, казнят всех; так оно и случилось. Главное для Быкова — во имя чего погиб этот человек?

Сам Мороз у Быкова ничего не объясняет — только и говорит, что нужно идти, хотя знает, что ребят этим не спасешь. Он учитывает и то, что гитлеровцы могут использовать его неявку в своих целях, раструбят повсюду, что большевистский учитель предал своих учеников. Значит, гибель Мороза — не напрасна. Ибо поступить иначе — лишить матерей надежды, значит принести в жертву военному расчету гуманистическую идею.

Заместитель директора по ИКТ Альбина Шахриярзаде познакомила присутствующих  с кратким содержанием повести «Дожить до рассвета»:

— На первый взгляд может показаться, что между Морозом и лейтенантом Ивановским нет почти ничего общего. Ивановский — солдат, рвущийся в бой, одержимый единственной мыслью: убить, уничтожить врага. Он ведет в немецкий тыл группу бойцов, чтобы взорвать фашистский склад боеприпасов, но обстоятельства постоянно меняются. Ивановский ранен, гибнет единственный оставшийся с ним солдат. В финале полумертвый, замерзающий, занесенный снегом и истекающий кровью лейтенант лежит с гранатой на дороге, надеясь только на одно — какие-нибудь гитлеровцы пройдут или проедут по дороге, и можно будет взорвать гранату, не напрасно отдать жизнь. То, что под гранату Ивановского попался только жалкий обозник, — одна из досадных случайностей, которыми полна всякая война, одна из ее дьявольских «гримас», насмешек над человеческими трудами и жертвами. Но, как справедливо писал сам Быков, для литературы о войне одинаково важны как удачи, так и поражения, большие и малые. К тому же, что такое победа, а что такое поражение с точки зрения нравственной и философской, которая больше всего интересует искусство? Ивановский, разумеется, фактически был побежден и погиб на своем маленьком поле боя, но если он из тех людей, о которых сказано, что их можно убить, но нельзя победить, то его поражение явственно превращается в иное, противоположное качество.

Слабый хлопок гранаты на зимней дороге — это, конечно, не огненный факел Николая Гастелло и не самоотверженный бросок Александра Матросова. И все-таки «неслышный подвиг» Ивановского, по самой своей сути, родственен этим поступкам. Герою Быкова не довелось дожить до рассвета — постепенно обозначившегося рассвета далекой еще Победы. Но его короткая и трагическая военная «эпопея» — один из первых проблесков, предвещающих неминуемый перелом в ходе войны.

Р. Османов, поблагодарив З. Магомедову и А. Шахриярзаде за интересные сообщения, сказал, обращаясь к учащимся:

— Ребята, к сегодняшней конференции вы прочитали книгу В. Быкова «Сотников». Уверен, повесть никого из вас не оставила равнодушным, заставила задуматься о жестокости войны, о ее героях, — и попросил их поделиться своими впечатлениями, высказать свое мнение.

Краткий пересказ содержания повести «Сотников» сделали Ирена Абасова  и  Загидат Магомедова. А Лиана Алибекова подготовила сообщение о Сотникове «Рядовой всенародного подвига»:

— Вначале герои предстают перед нами как товарищи по партизанскому отряду, как единомышленники. Рыбак даже привлекает нас больше, чем Сотников, физической силой, удачливостью, жизненной энергией. Сотников отличается суровой категоричностью суждений, замкнутостью, аскетизмом, но Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Иначе, зачем же тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».

Затем участники конференции слушали рассказ Пери Муслимовой о Рыбаке «Коварная судьба заплутавшего на войне человека»:

— Идя на выполнение задания, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и, кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем  больной Сотников. Но  Рыбак всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход» и внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство. Сотников с честью проходит через тяжелые испытания войны и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену.

Затем учащиеся отвечали на вопросы и высказывали свои мнения по разным вопросам. Каково первоначальное впечатление о Сотникове и Рыбаке? Кто из них кажется нам более мужественным? В чем мы видим разницу в их взглядах? Совершил ли подвиг Сотников? Отчего страдают Сотников и Рыбак? Как ведет себя в плену Сотников, а как Рыбак? Почему расходятся пути двух партизан? В чем  причина  измены Рыбака?

По мнению Милены Казихановой, жить хочет и Сотников, но для него существуют и другие равновеликие ценности: гражданское сознание долга, чести, человеческое достоинство, любовь к людям. Именно о них, о людях, попавших вместе с ним в беду, все время думает Сотников, хочет спасти их, взяв всю вину на себя.

Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись, рассказывает Камила Балашова:

— Рыбак постепенно сдает врагам свои позиции, делает одну уступку за другой. Почти до самого конца, вплоть до гибели Сотникова, он не осознает себя предателем, не хочет им быть, но жаждет одного — выжить любой ценой. Рыбак пытается перехитрить врага, медленно ему уступая, отказываясь сначала думать о спасении Дёмчихи, потом — Сотникова, а потом и собственной души. В юности Рыбак совершил отважный поступок, когда спас девочек и коня от падения в овраг. Но тогда ему не нужно было делать жизненный выбор. Теперь наступил момент истины, который покажет истинную цену Рыбака. Перед лицом неминуемой смерти Рыбак струсил.

Как считает Камила Баламетова, Рыбак, попав в трудное положение, как бы отстраняется от всех и прежде всего от своего товарища. Решив спасти себя во что бы то ни стало, он смутно чувствует, что Сотников ему мешает, хочет, чтобы тот скорее умер. Так он становится палачом Сотникова сначала в мыслях, а потом на деле, помогая полицаям вешать его.

Какой нравственный выбор делает Сотников  и как он ведёт себя накануне смерти, рассказала Гуля Зейналова. По её мнению, Сотников понимает, что другого выхода, чем достойно умереть, у него нет. Он и погибает потому, что не подчиняется обстоятельствам. Сотникову нелегко дается его мужественное решение. К подвигу надо готовиться, воспитывая в себе чувство долга перед обществом и собственной совестью.

Фатима  Аскерова продолжила рассказывать о Сотникове. Геройство не всегда рождается отвагой, какой-то исключительной храбростью, чаще — суровой необходимостью, сознанием долга, голосом совести. Надо — значит надо! — логика тех, для кого подвиг — до конца выполненный долг. Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро.

Своё мнение о Рыбаке высказала и Гюльбахар Шахриярзаде:

— Открытием для Рыбака становится простая истина: не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем. Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти. Он казнит Сотникова, и тот умирает как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси. Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему сделать этого. Быков не дарит своему герою облегчения, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился. Он будет слышать слова Сотникова «Пошел к черту!» в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака.

В заключение ведущий поблагодарил школьников за активное участие:

— Сегодня, ребята, вы показали свою активную позицию, знание содержания произведения и его проблематики, умение отбирать факты и детали из повести, приводить примеры для доказательства своей мысли, логичность высказывания, самостоятельность суждений,  аргументированность выводов.

Разные герои населяют повести В. Быкова, разные события фронтовой или партизанской действительности вызывают накаленный драматизм сюжета. Но неизменным остается то, что сказано писателем о повести «Сотников»: «неумолимая сила военных обстоятельств» вынуждает делать «самый решающий в человеческой жизни выбор — умереть достойно или остаться жить подло». Как Сотников и Рыбак, каждый выбирает свое. Автор помогает нам, читателям, понять истоки массового героизма наших людей в жестокой битве с фашизмом.

На читательской конференции, посвященной произведению Василя Быкова  «Сотников», старшеклассники говорили о том, как может измениться человек, попав в трудную жизненную ситуацию, что значит быть человеком, каким характером должен обладать человек, чтобы преодолеть физические и нравственные испытания, посланные судьбой, о милосердии и жестокости, о предательстве и патриотизме, чести, совести, о человеческом достоинстве и об отношении к этим понятиям в наше время.

СОБ. ИНФ.

 № 17, 24.04.2015

 

 

Яндекс.Погода
Октябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031