Для строительного дела планирование — это просто «альфа и омега», однако в течение долгих лет строительство в городе ведётся стихийно и хаотично, без согласования с генеральным планом, без обеспечения инженерной инфраструктуры и учета перспектив развития социально-культурной сферы. Сегодня строят везде, даже на тротуарах, чуть ли не впритык друг к другу, фактически на придомовой территории соседнего дома. И такой порядок стал привычным для молодого города Дагестанские Огни.
Строить в последние годы стали намного больше. И это хорошо. Но при стихийном характере застройки, который мы имеем сегодня, жители многоэтажных домов лишаются придомовых территорий, детских площадок. Не хватает воды, электричество подается с низким напряжением, а канализационные сбросы попадают прямо на улицу. В частном секторе — те же проблемы.
ГОРОД БУДЕТ РАСТИ И РАСШИРЯТЬСЯ.
Каким должен быть город Дагестанские Огни я увидел в кабинете начальника отдела архитектуры и градостроительства Тимура Абакарова. В картах Генеральных планов города четко определено, в какой его части можно возводить одноэтажные, а в какой — многоэтажные дома. Кроме того, Абакаров подробно ознакомил меня с современным Генпланом города и рассказал о перспективах его развития. По его словам, Дагестанские Огни будут расти как в сторону моря, так и в сторону гор — от митагинского поворота до дороги в село Зидьян-Казмаляр. Как известно, эти земли уже осваиваются, но без учёта необходимой социальной инфраструктуры.
В администрации города Дагестанские Огни состоялись публичные слушания по теме: «Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа «город Дагестанские Огни» на период до 2035 года». Большое внимание, по словам архитектора, здесь будет уделено строительству промышленных и социальных объектов для населения.
Кроме того, участки будут предоставляться всем, кто желает заниматься садово-огородным делом. Они будут переданы во временное пользование.
У ВЛАСТЕЙ ХВАТИТ РЕШИМОСТИ СНЕСТИ…
Ещё в 2003 году был разработан план строительства коммерческих объектов вдоль Федеральной трассы «Кавказ». Но с приходом нового главы города был назначен и новый руководитель градостроительного органа. Всё это привело к хаотичной застройки этого района, где сегодня соседствуют одноэтажные и трёхэтажные здания коммерческих объектов.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию при строительстве дома или коммерческого объекта, как считает главный архитектор города, необходимо согласование этих планов с отделом архитектуры и градостроительства. Если застройщик ведёт строительство без разрешительных и проектных документаций, у властей хватит решимости добиться сноса этого объекта.
На днях в городе прошел инспекционный рейд ответственных сотрудников администрации по определению неформальной занятости населения, в его состав вошли и работники отдела архитектуры. Были выявлены нарушения архитектурно-строительного законодательства и технических регламентов. По словам архитектора города, градостроительными органами будут приняты соответствующие меры.
ВЕСЬ ГОРОД ПЕРЕДО МНОЙ.
А пока каждый день, когда хожу на работу вижу непорядок на переулке Калинина, в микрорайоне «Черёмушки». Здесь надо быть внимательным, так как из-за отсутствия тротуаров приходится идти по проезжей части. Особенно опасно, когда дети в сопровождении родителей идут в детсад «Улыбка».
На этой улице вообще нет тротуаров, а возле коммерческих объектов их ширина — 50 см, иногда пройти мешают двери магазинов.
О чём думали градостроительные органы, когда планировали строительство этой улицы, ширина которой — всего 6-7 метров? Она не рассчитана на двустороннее движение, нет даже ливневой канализации, и после проливных дождей здесь образуются огромные лужи.
Микрорайон «Черёмушки», как следует из Генплана, рассчитан на строительство многоквартирных домов, а здесь идёт бойкое строительство одноэтажных домов и коммерческих объектов.
КУДА ОБРАТИТЬСЯ, ЕСЛИ НАРУШАЮТ ВАШИ ПРАВА?
В Махачкале, например, уже давно функционирует государственное учреждение, которое занимается защитой прав граждан – Республиканский центр судебной экспертизы. Почему бы не создать такой же центр и в нашем городе. Именно здесь горожане могли бы найти решение возникающих проблем и защитить свои законные права. Как быть, если в городе нет такого центра?
В первую очередь жители могут обратиться к своему участковому инспектору. С его помощью жители могут подать иск в суд о признании действий нарушителя незаконными. Параллельно можно написать заявление в прокуратуру, она также должна следить за соблюдением прав и законных интересов граждан.
СПОКОЙНО ВЫХОДИМ ЗА КРАСНУЮ ЛИНИЮ.
В реальной жизни голос городского архитектора плохо слышен. Выход за «красную линию» — это уголовно наказуемое дело. А где же уголовные дела?
Уполномоченный главы РД Алибек Алиев не раз говорил о таких нарушениях. Запомнилось, как в нашем городе он отчитывал домовладельца, вышедшего на 40 см за «красную линию». А тут закрывают весь тротуар — но никто ничего не видит и не слышит. Это разве не двойные стандарты?! Мы друг друга «крышуем», потому что «все знают всех». Некоторые превращают тротуар в собственный двор, так как на шести сотках строят два и даже три дома. Такое можно наблюдать на каждой улице. Как противостоять этому злу, кто должен нести за это ответственность?
Интересно, почему таких нарушений нет в Избербаше, может быть, там законы другие, или народ законопослушный? В связи с этим я вспомнил слова Главы РД Рамазана Абдулатипова: «Нам всем, и власти, и обществу надо вернуться в правовое поле. Не надо обманывать друг друга с высоких трибун, а надо выполнять то, что вы декларируете».
НУЖЕН ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ.
Здесь на помощь могли бы прийти и общественные организации города. К сожалению, в их составе мало людей с активной жизненной позицией, они занимаются только кулуарным осуждением, но публично и коллективно против нарушений или решений администрации не выступают.
Практика показывает, что профессионального контроля недостаточно, нужен еще и гражданский. Однако горожане в большинстве своем ведут себя пассивно, не доверяя никому. Они группируются лишь для «отрицания», выражают своё негодование в устной форме.
Можно ли их энергию, которая пока фонтанирует преимущественно в негативных проявлениях, направить в правильное русло? Ведь обругать и заклеймить – дело нехитрое, а вот предложить что-нибудь разумное нелегко.
ВОТ ДОБИРАЕМСЯ ДО УЛИЦЫ ЛЕНИНА.
Вот еще одна улица, застроенная безо всяких правил. Идём в сторону Дербента от городского рынка. Коммерческие объекты с левой стороны здесь были построены 10 лет назад на расстоянии более пяти метров от тропинки, уложенной в прошлом веке бетонными плитами, по которым трудно пройти двоим. А хозяева новых коммерческих объектов стали возводить двух — и даже трёхэтажные здания по соседству со старыми объектами впритык к этой самой тропинке.
По какому Генплану строились старые и воздвигаются теперь новые коммерческие объекты на центральной улице? Вопрос остаётся открытым.
А КАК БЫТЬ С ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ?
Инвестиционный климат муниципального образования неразрывно связан с качеством городской среды, поддержание и улучшение качества которой повышает статус города, а социальная ориентированность нового девелопмента (совершенствование, развитие недвижимости) способствует улучшению качества жизни городского населения. Однако, как известно, для этого нужны большие капиталовложения, которых всегда не хватает в бюджете.
Чем выше инвестиционная привлекательность города, тем больше инвесторы заинтересованы во вложении средств в его экономику. А чем больше денег поступает в бюджет, тем больше возможностей для развития города, и тем выше уровень жизни горожан. Повышение инвестиционной привлекательности города — действенный способ улучшения его социально-экономического положения в целом.
Рамазан ОСМАНОВ
№ 15, 15.04.2016