ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

15 апреля в Дербентском филиале Дагестанского государственного педагогического университета состоялась II научно-практическая конференция «Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии».  Кстати, в филиале подобные научные форумы, фестивали, конференции проводятся ежегодно.  Причем, и это отрадно, с каждым годом формат этих мероприятий  и география участников становится все представительнее и солиднее.

На этот раз свое желание принять участие в работе конференции выразили более ста человек. Те, кто хотел, но по уважительным причинам не смог приехать, прислали свои научные статьи, доклады, и это, по мнению, организаторов конференции, придало мероприятию особую значимость. Известных ученых, преподавателей и научных сотрудников вузов из Чехии, Турции, Азербайджана, из городов  Санкт-Петербург, Грозный, Махачкала, Хасавюрт приветствовала и пожелала плодотворной работы директор филиала ДГПУ в г. Дербенте кандидат педагогических наук Диана Мустафаева. Она не только открыла конференцию, но и выступила с докладом на тему: «Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза».

С каждым годом, как отметила она,  внедрение информационных технологий в систему педагогического образования становится все более масштабным. При этом в ходе информатизации в педагогических вузах разрабатывается большое число информационных ресурсов, значимых для всей системы образования. В электронную форму переведено большинство используемых на практике учебных, научных и методических разработок. Существенным элементом системы подготовки педагогов в вузе была и остается педагогическая практика. Вне зависимости от ее профильной направленности, непрерывности и продолжительности полноценная работа студентов в качестве школьных учителей требует использования особых подходов к информатизации. В этом случае информационные технологии не только способствуют решению организационных вопросов, связанных с проведением практики — учетом школ, студентов, хода и результатов такого вида учебной деятельности, но и позволяют студентам проводить занятия со школьниками, опираясь на возможности и преимущества, которыми обладают такие технологии.

Сегодня, по мнению Д. Мустафаевой, необходима, разработка теоретических подходов и систем требований для создания и использования информационной образовательной среды в педагогическом вузе, а также для дальнейшего вхождения таких сред в состав общегосударственного информационного образовательного пространства.

Участников и гостей конференции также приветствовала и выступила с докладом на тему «Моделирование образовательной среды высшего учебного заведения» заведующая кафедрой педагогики, теории и методики начального образования филиала ДГПУ в г. Дербенте доктор филологических наук профессор Маида Баширова. В настоящее время, считает она, существует проблема  целевого  разрыва  деятельности  образовательных  учреждений  различной  направленности,  а  также  отрыв  результатов  реализации  образовательных  программ  системы  от  уровня  требований,  предъявляемых  на  сегодняшний  день  вузам.

В  связи  с  этим  одним  из  способов  решения  данной  проблемы  является  моделирование  образовательной  среды,  включающей  объединение  школьного,  дополнительного,  довузовского  и  вузовского  образования  с  единой  целевой  установкой,  предусматривая  участие  в  процессе  обучения.  Тем  самым  будет  создана  основа  планомерной  и  стабильной  подготовки  квалифицированных  специалистов.

— Моделирование  в  педагогике, — отметила   М. Баширова, —  это  процесс  создания  образовательной  среды,  в  которой  реально  существующий  объект  или  его  свойства  преобразуются  в  различных  аспектах,  различными  средствами  для  изучения  возможных  последствий  с  целью  исключения  рисков.

Так  как  на  сегодняшний  день,  ядром  образования  является  побуждение  обучающихся  к  самостоятельному  поиску  нового  в  индивидуально  интересующей  его  области,  и  в  первую  очередь  —  в  вопросе  выбора  профессии,  то,  на  ее взгляд,  в  основу образовательной  среды  должна  лечь интеграция личностно-ориентированного  и  профессионально-ориентированного  подходов,  опирающаяся,  в  первую  очередь,  на  принцип  социального  партнерства. Модель профессионально-ориентированной  образовательной  среды,  опирающаяся  на  вышеперечисленную  стратегию  социального  партнерства  позволит  выстроить  индивидуальную  образовательную  траекторию  развития  и  социализации  обучающихся.

На пленарном заседании с докладом выступил заведующий лабораторией малокомплетной школы, профессор кафедры педагогики и психологии ДГПУ М. Арипов, который рассказал об особенностях организации учебно-воспитательной работы в дагестанской малокомплектной школе.  Старший преподаватель кафедры педагогики, теории и методики начального образования филиала ДГПУ в г.  Дербенте кандидат филологических наук Р. Сеидова посвятила свое выступление воспитанию орфографической зоркости у учащихся начальных классов, а учитель начальных классов, методист начального образования МБОУ «Прогимназия «Президент»» А. Алиева — технологии деятельностного метода и ее реализации на уроках в начальной школе.

Темой доклада заведующей кафедрой методики начального обучения ДИПКПК А. Гебековой стали актуальные проблемы профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузе в связи с реализацией ФГОС НОО и пути их решения, а заведующая ДОУ «Петушок» А. Касимова рассказала об условиях и средствах творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к произведениям декоративно-прикладного искусства.

Особый интерес у участников конференции вызвало выступление П. Леменковой — аспирантки Карлового университета (Чехия, Прага), которая предложила преподавателям вузов, а также студентам при написании дипломов воспользоваться веб сервисом ГИТХАБ (GITHUB) и текстовым редактором ЛАТЕХ (LATEX). Они, по ее мнению,  являются наиболее эффективными средствами контроля и проверки работ студентов, а также обмена и распределения данных.

Затем работа научно-практической конференции продолжилась по секциям по таким направлениям, как:  концептуальные основы моделирования образовательной среды высшего учебного заведения, интеграция как средство организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации. Участники конференции также обсудили проблемы качества подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования и актуальные вопросы преподавания в современной школе.

Стоит отметить, что в Дербентском филиале ДГПУ учится немало юношей и девушек из Дагестанских Огней. В этот день они также присутствовали в актовом зале вуза и с интересом слушали выступления своих преподавателей и известных ученых из других городов и стран.

Н. Касимова

№ 16, 17.04.2015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Погода
Декабрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031