ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

В рамках «Регуляторной гильотины» с 1 января 2021 год из обращения вышли сотни нормативных актов, имеющих отношение к охране труда. В свою очередь ряд новых правил по охране труда вступили (и продолжают вступать) в силу.

Основание – Приказ Минтруда №495 от 11.08.2020 и Постановление Правительства №1181 от 04.08.2020.

В числе «списанных» документов:

16 типовых инструкций, которые Минтруд утверждал еще в 2000-м;

162 инструкции от 2004-го;

17 правил по охране труда;

рекомендации для уполномоченного по охране труда в профсоюзе или трудовом коллективе.

Минтруд планирует в рамках реализации «регуляторной гильотины» сократить количество нормативных актов в сфере охраны труда на 93,3%. — вместо 1091 НПА будет всего 73.

Правила по охране труда: будет действовать 48 ПОТ (18 новых правил и 30 актуализированных старых 2012-2019 гг). Взамен типовых инструкций будет предложена единая структура инструкций по охране труда, которая установит единый подход к инструкциям и поможет работодателям в процессе их разработки.

Планируется, что в июле 2021 года вместо 66 Типовых отраслевых норм выдачи СИЗ выйдут единые нормы, в которых используется совершенно иной принцип подбора спецодежды, спецобуви и других СИЗ.

Выдача СИЗ не по профессии работника, а по опасности, которые существуют на его рабочем месте.

С 1 января 2021 года вступили в силу и действуют до 31 декабря 2025 года следующие Правила по охране труда:

При работе на высоте. Приказ Минтруда от 16.11.2020 № 782н.

В жилищно-коммунальном хозяйстве. Приказ Минтруда от 29.10.2020 № 758н.

При эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Приказ Минтруда от 25.09.2020 № 652н.

В сельском хозяйстве. Приказ Минтруда от 27.10.2020 № 746н.

При эксплуатации промышленного транспорта. Приказ Минтруда от 18.11.2020 № 814н.

При проведении работ в метрополитене. Приказ Минтруда от 13.10.2020 № 721н. Вступают в силу с 01.09.2021.

При работе с инструментом и приспособлениями. Приказ Минтруда 835н от 27.11.2020.

При размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования. Приказ Минтруда РФ от 27 ноября 2020 г. № 833н.

При проведении полиграфических работ. Приказ Минтруда от 27.11.2020 № 832н.

При добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов. Приказ Минтруда от 04.12.2020 № 858н.

При погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов. Приказ Минтруда от 28.10.2020 № 753н.

На городском электрическом транспорте. Приказ Минтруда России № 875н от 9 декабря 2020 года.

На автомобильном транспорте. Приказ Минтруда России № 871н от 9 декабря 2020 года.

В целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности. Приказ Минтруда России № 859н от 4 декабря 2020 года.

При производстве цемента. Приказ Минтруда от 16.11.2020 № 781н.

При проведении работ в легкой промышленности. Приказ Минтруда от 16.11.2020 № 780н.

При нанесении металлопокрытий. Приказ Минтруда от 12.11.2020 № 776н.

При строительстве, реконструкции, ремонте и содержании мостов. Приказ Минтруда от 09.12.2020 № 872н.

При выполнении работ на объектах связи. Приказ Минтруда от 07.12.2020 № 867н.

При использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации. Приказ Минтруда от 27.11.2020 № 834н.

При осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества. Приказ Минтруда от 19.11.2020 № 815н.

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 января 2021 г №15-2/10/В-167.

Министерство труда и социальной защиты РФ 14 января 2021 г. своим письмом №15-2/10/В-167 проинформировало всех работодателей о том, что вследствие вступления в силу новых правил по охране труда работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда работников в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников. При этом в силу пункта 2.2.3 Порядка форма, порядок (включая сроки проведения) и продолжительность проверки знания требований охраны труда работников устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

С учетом изложенного работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знания новых правил по охране труда в своей комиссии, созданной в соответствии с Порядком.

При этом, по мнению Минтруда России, члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.

Одновременно Минтруда России проинформировало о том, что результаты внеочередной проверки знаний оформляются протоколом (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), как и результаты любой проверки знаний на основании пункта 3.6 Порядка обучения. При этом согласно форме протокола указывается тип проверки знаний «внеочередная».

Дополнительно Минтруда России разъяснило, что на основании пункта 3.8 Порядка обучения правая сторона удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда» предусмотрена для внесения сведений в случае, если работник не прошел проверку знаний при приеме на работу или очередном обучении.

На практике при неуспешной проверке знаний удостоверение не оформляется.

В связи с вышеизложенным даны рекомендации сведения о внеочередной проверке знаний вносить в раздел удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда».

При этом имеющиеся удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), выданные до вступления в силу новых правил по охране труда, признаются действительными до окончания их срока действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.

Также, в соответствии с абзацами 7, 21 — 23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.

Письмо Федеральной службы занятости от 20 января 2021 г. № 87-ТЗ.

В соответствии с письмом Федеральной службы занятости от 20 января 2021 г. № 87-ТЗ, в связи с вступлением в силу 1 января 2021 года новых правил по охране труда:

работодатель обязан с 1 января 2020 года провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки.

При этом, не прохождение работниками в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда является безусловным основанием к отстранению от работы таких работников (ст. 76 ТК РФ).

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее — КоАП РФ).

При установлении в ходе проведения надзорно-контрольных мероприятий фактов неисполнения работодателем требований ст. 76 ТК РФ, п. п. 2.1.6 и 3.3 Порядка и при наличии достаточных оснований следует принимать предусмотренные законодательством меры реагирования:

— выдача работодателю предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием конкретных сроков их устранения;

— выдача работодателю предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

— принятие мер к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.

Вместе с тем, учитывая объем вступивших в силу правил по охране труда, специфику деятельности работодателя, количество работников и время, необходимое работодателю для организации исполнения требований п. п. 2.1.6 и 3.3 Порядка, при выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений следует устанавливать разумный и достаточный срок, а при определении вида и размера административного наказания учитывать все обстоятельства допущенных нарушений.

Если будет установлено, что действие или бездействие, формально содержащее признаки состава административного правонарушения, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, то может быть рассмотрен вопрос о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением (ст. 3.4 КоАП РФ) или о малозначительности совершенного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

Помимо этого, в случаях, когда исполнение работодателем обязанности по проведению внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний требований охраны труда работников организаций фактически не возможно (например, проведение мероприятий по закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), а также при обстоятельствах, зависящих от третьих лиц, независимых от работодателя и не подчиненных ему (например, организации, оказывающие услуги по охране труда), следует рассматривать вопрос о наличии в действиях (бездействии) работодателя вины как признака субъективной стороны состава административного правонарушения.

_


№ 08, 05.03.2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *