ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Врио Главы Дагестана Сергей Меликов 26 марта провел в стенах Дагестанского государственного университета заседание Совета при Главе РД по науке и образованию по вопросу интеграции системы образования в сферу производства.

Обозначая тематику заседания, руководитель республики подчеркнул, что необходимо определить, как дальше двигаться в части развития образования и науки в Дагестане.

«Состояние системы образования оказывает прямое влияние на экономику, социально-экономическое положение республики в целом и отдельных направлений, которые могут повысить благосостояние жителей Дагестана. В значительной степени благодаря учреждениям образования из детей вырастают люди, которые способны улучшать качество жизни населения и задавать новые направления, по которым сегодня современный мир развивается. Сегодня, когда республика остро нуждается в настоящем рывке в развитии, состояние образовательной системы, ее качество особенно важны», – заявил глава субъекта.

Вместе с тем руководитель региона подчеркнул: «Интеграция системы образования в сферу производства, прогноз потребности рынка труда, трудоустройство наших выпускников – это очень важные вопросы. Однако более глубокий анализ ситуации показывает, что они не находятся в центре внимания жителей Дагестана. Их беспокоят иные темы – качество преподавания в школах, состояние школ, доступность дошкольного и школьного образования. Чтобы добиться ощутимых изменений, необходима комплексная перезагрузка всей системы образования региона». 

В рамках выступления Сергей Меликов также заявил, что предстоит большая работа по преодолению проблем, стоящих перед образовательной системой региона.

«Дагестан исторически является одним из центров образования, науки, учености на Кавказе, а в опубликованном недавно сводном показателе Рособрнадзора республика заняла предпоследнее место среди регионов страны», – сказал глава региона. В этой связи Меликов затронул ряд проблемных вопросов. Например, наболевшей проблемой республики является малый охват детей дошкольным образованием – всего 25,3%. Более чем в 630 населенных пунктах, где проживает порядка 300 тысяч детей дошкольного возраста, нет детсадов и яслей. В республике свыше 120 школ располагается в аварийных зданиях, 87 – ветхих школ, а 28 образовательных организаций по-прежнему работают в три смены.

Изменить ситуацию в лучшую сторону можно было благодаря реализации нацпроектов. Однако и здесь возникли сложности. Касаясь их, глава региона отметил, что по проекту «Демография» остались неосвоенными 2,6 млрд рублей, выделявшихся на строительство детских садов и яслей. Из 55 строившихся в 2020 году объектов на конец года завершено 12. Только чуть больше половины средств освоено в рамках нацпроекта «Образование». Так, из 17 запланированных в 2020 году школ введено лишь 2. В рамках регионального проекта «Жилье» по программе «Стимул» построено две школы в Каспийске, при этом часть средств возвращена в федеральный бюджет, хотя за счет сэкономленных денег можно было закупить дополнительное оборудование для школ или улучшить условия для детей.

Такое положение дел, констатировал руководитель республики, создалось из-за недостаточно эффективной работы профильного министерства и ряда региональных ведомств.

«Вертикаль «детский сад, школа, вуз» не может быть нарушена. Не будет дошкольного образования – мы не получим качественного школьного обучения. Если школьному образованию не будет сопутствовать дополнительное, мы не получим гармонично развивающуюся личность. Не будет среднего специального, технического образования, кто у нас пойдет работать на производство? Нам говорят, что надо строить предприятия, объекты экономики. А кто будет там работать? Там должны быть люди с современным образованием», – выразил уверенность руководитель республики.

По части общего образования глава Дагестана коснулся проблем износа зданий, недостаточного оснащения материально-технической базы. Сергей Меликов проинформировал, что на 2021-2023 годы в республике запланировано строительство 78 средних общеобразовательных школ на 28 тысяч ученических мест. При этом глава региона сделал акцент на недостроенные объекты. «Мы не можем строить дальше, не введя в эксплуатацию то, что у нас на сегодняшний день не завершено», – убежден руководитель республики.

Проблема кадрового дефицита педагогических работников также оказалась в центре внимания Сергея Меликова. Количество вакансий в сельской местности – 249. Даже имеющаяся квота по программе «Земский учитель» не отвечает тем потребностям, которые сегодня есть в Дагестане. В 121 школе, констатировал глава региона, отсутствует горячее питание, и это несмотря на то, что данному вопросу уделяется особое внимание руководства страны. В 483 школах требуется проведение капитального ремонта и реконструкция пищеблоков, оснащение их оборудованием, а также обеспечение их квалифицированными кадрами – во многих сельских школах их просто нет.

Есть вопросы и по дополнительному образованию. Модернизация инфраструктуры этого сектора давно требует иного подхода. Необходимо расширение спектра образовательных программ, вовлечение молодых специалистов. Дополнительное образование сегодня, считает Меликов, не соответствует современным требованиям.

В сфере среднего профессионального образования, по словам главы Дагестана, наблюдается дисбаланс между подготовкой рабочих кадров и потребностями республиканского рынка труда. Сложно в республике и с мотивацией к обучению рабочим профессиям. Не эффективен механизм взаимодействия с работодателями, не предусмотрены вопросы оснащения мастерских в колледжах в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы».

Затем выступил ректор ДГУ, председатель Совета ректоров вузов РД Муртазали Рабаданов. Он рассказал о важной роли высшего образования в обеспечении стратегических направлений социально-экономического, инновационного и технологического развития республики. Также ректор поделился своим видением перспектив участия Дагестана в реализации федеральной программы «Приоритет-2030».

Сегодня в системе высшего образования республики осуществляют свою деятельность 6 государственных вузов, которые ведут подготовку кадров по 8 отраслям из 9 установленных в России. Есть и ряд коммерческих учебных заведений. При этом, по словам Рабаданова, наблюдается определенный дисбаланс по областям образования: так, если в области естественных наук процентное соотношение обучающихся соответствует общероссийскому, то количество студентов, получающих знания по инженерному направлению в регионе в 2, 5 раза меньше. Популярно сегодня среди поступающих медицинское образование, юриспруденция, экономика и сельскохозяйственные науки..

Что касается программы по поддержке вузов «Приоритет-2030», то, по словам ректора ДГУ, в базовый проект программы будет отобрано 100 вузов страны, которые соответствуют установленным критериям, одним из которых является число студентов дневной формы обучения – их должно быть не меньше 4000 тысяч. От Дагестана в программе сможет участвовать только один вуз. При этом в системе оценки программы развития вуза одним из пунктов обозначено взаимодействие учебного заведения с органами власти субъектов, органами местного самоуправления и работодателями, а также с организациями реального сектора экономики.

Согласно программе, гранты в форме субсидий будут предоставляться на конкурсной основе на поддержку программ развития вузов, реализуемых в том числе совместно с научными организациями. Программы должны быть направлены на подготовку кадров для приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации, отраслей экономики и социальной сферы, развитие и реализацию прорывных научных исследований и разработок, новых творческих и социально-гуманитарных проектов, а также внедрения в экономику и социальную сферу высоких технологий.

Сегодня уже подписано соглашение о создании консорциума с участием всех вузов республики, Дагестанского федерального исследовательского центра РАН и ряда предприятий региона.

На теме межведомственного взаимодействия при организации профориентационной работы, профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве выпускников образовательных организаций остановилась врио министра труда и социального развития региона Изумруд Мугутдинова. Она отметила, что ежегодно собираются соответствующие сведения у работодателей. Затем формируется приказ Минтруда, который доводится до центров занятости для организации дополнительного профессионального обучения.

С учетом актуальности темы для сферы промышленного производства выступил гендиректор концерна «КЭМЗ» Ибрагим Ахматов, который сказал об основах подготовки инженерно-технических кадров. По его словам, концерн участвует в Правительственной федеральной программе подготовки специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса на бюджетной основе.

«Ежегодно с учетом перспективных планов концерна нам предоставляются бюджетные места в технических вузах: Московском авиационном институте, Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана, Дагестанском государственном техническом университете, Дагестанском государственном университете. С момента действия программы «КЭМЗ» направил на обучение 80 человек», – сообщил Ахматов, добавив при этом, что, тем не менее, на сегодняшний день необходимы инженеры-конструкторы, инженеры-химики, инженеры по авиастроению. В этой связи руководитель крупного промышленного предприятия отметил, что одной из центральных задач является принципиальное разделение в обучении на базисное и профильное, углубленное обучение, т.е. создание профильных физико-математических старших классов в регионе.

В рамках заседания ректор Дагестанского государственного технического университета Нурмагомед Суракатов затронул вопрос интеграции образования и производства как условие качественной подготовки инженерных кадров. По словам ректора технического вуза, этот процесс не возможен без взаимодействия с предприятиями и организациями и без доступа обучаемых к современным технологиям и оборудованию.

При этом среди причин снижения престижа инженерных направлений называются слабая подготовка выпускников школ по физике, математике и информатике; более высокие затраты умственного труда на обучение техническим специальностям; относительно тяжелые и часто вредные условия работы на промышленных предприятиях; низкая оплата труда инженера и другие факторы.

Подводя итоги обсуждения, Сергей Меликов подчеркнул, что проблемы образования должны решаться в комплексе.

_


№ 12, 02.04.2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *