ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Праздник весны и труда, который, по сложившейся у нас традиции, как и все прочие праздники весны и лета, обычно сопровождается вылазками на природу, на шашлыки, воспринимаясь  обывателями как один из многих дополнительных выходных, на которые столь щедр в мае российский  производственный календарь…

Однако, помнится, в не столь далёком прошлом он имел совсем другое название и смысл. Был одним из важнейших праздников в календаре не только Советского Союза и стран социалистического лагеря, но и имел большое политическое  значение для всего передового человечества. Олицетворял трудную победу пролетариата, признание ценности труда простых рабочих,  создающих все блага в мире, и их право на отдых, установление лимита  рабочего времени,  ограничение произвола работодателей в странах начальной, «дикой» стадии капитализма. Для тогдашних рабочих понятие «труд от зари до зари» носил буквальный смысл, поскольку  для наемных работников зачастую устанавливалась запредельная  продолжительность рабочего времени — по 12-15 часов.

Ещё Ницше утверждал, что, если человек не имеет лично на себя и свой досуг как минимум одной трети суток, то он раб. Вся его функция сводится к монотонному бессмысленному труду, а оставшееся время расходуется им на элементарные физические нужды, не оставляя времени на размышления, обучение и какое-либо личное развитие, без которого, по мысли философа, человек так и останется на низшем уровне развития.

Работая по 12-15 часов, в  свободное время человек только мог только выспаться и поесть. Ни о каком развитии и речи идти не могло, а значит, и возможности выхода из «матрицы» для простых работяг тоже были минимальны.

История праздника началась с трагических событий в Америке в далёком  1886 году, когда пролетарии  1 мая вышли на улицы Чикаго с требованием установить восьмичасовой рабочий день. Полиция силой разогнала мирный митинг, а позже провокаторы бросили в отряд бомбу. В результате уличных  потасовок погибли  мирные граждане,  а некоторых  участников демонстрации  обвинили в организации теракта, осудив их бездоказательно.

Летом 1889 года конгресс II Интернационала, состоявшийся в  Париже, в память о событиях в Чикаго объявил первое мая Днем солидарности трудящихся всех стран и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями по всему миру. В 1890 году 1 Мая впервые праздновали рабочие США, Германии, Франции, Бельгии, Дании, Испании и некоторых других стран.

В Российской империи 1 мая как День международной солидарности трудящихся впервые «отметили» в 1890 году знаменитой варшавской  стачкой с участием 10 тысяч рабочих, которые требовали сокращения рабочего дня, увеличения оплаты труда и упразднения самодержавия. Вследствие забастовки остановилась работа многих фабрик и заводов. Восстание, как обычно,  было подавлено  властями с помощью жандармов и казаков.

Однако уже в 1897 году в России был принят закон о предельной продолжительности рабочего времени в 11, 5 часов. К 1905 году продолжительность рабочего времени на фабриках Подмосковья была 9,5 часов для взрослых и 7,5 для детей.

И наконец, победившая Октябрьская революция  поставила финальную точку, одним из своих первых декретов узаконив 8-часовой рабочий день.

Что, в свою очередь, немного смягчило и положение иностранных рабочих — их хозяева были вынуждены считаться с появлением на карте мира страны победившего пролетариата  и пойти на разумные компромиссы.

После Октябрьской революции 1917 года  этот день стали сопровождать демонстрации трудящихся и военные парады, призывающие , по выражению Ленина, «отдать все силы борьбе за мир, за построение коммунистического общества». В Советском Союзе  первоначально праздник именовался  Днем  Интернационала, позднее его стали именовать Днем международной солидарности трудящихся — 1 Мая — и отмечать первого и второго мая.

Сегодня праздник широко отмечается  под разными названиями в 142 странах мира.

В СССР в  последний раз его отметили с государственным размахом  в 1990 году, незадолго до распада Союза. Массовая демонстрация тогда закончилась  скандалом. Митинг солидарности приобрел антиправительственную окраску, заставив стоящего на мавзолее Горбачева покинуть мероприятие. В 1992 году День международной солидарности трудящихся был переименован в Праздник Весны и Труда — название, которое, к сожалению, вызывает у нынешнего молодого поколения скорее недоуменные вопросы, чем гордость и радость.

 

Жасмина Ниязова